Обычно различные поломки в автомобиле случаются неожиданно и некстати. Это же касается аккумулятора, который внезапно начинает стремительно садиться и прекращает заряжаться. Чтобы такая ситуация не застала врасплох, следует знать, когда пора менять АКБ.
Периодичность замены аккумулятора
Как часто автомобилисты забывают, что нужно менять аккумулятор в автомобиле, и попадают в ситуацию, когда срочно требуется новый, а его негде взять. Чтобы этого не произошло, не стоит дожидаться полного отказа батареи – если она прослужила 2–3 года, пора от неё избавляться. Некоторые известные марки заверяют, что их АКБ способны продержаться в работоспособном состоянии 4–5 лет, в этом случае просто почитайте информацию о гарантии.
Но в данные сроки вносят свои коррективы погодные условия, в которых эксплуатируется машина, её техническое состояние, возраст и уход. Поэтому обратите внимание на признаки, подсказывающие, что аккумулятор надо сменить:
мотор запускается не сразу, даже когда на улице сухо и тепло;
бортовой компьютер уведомляет о неполной зарядке АКБ;
стоит немного послушать музыку, и батарея садится, чего раньше не было.
Эти симптомы толкают многих автолюбителей перейти к диагностике, и вот, что они видят:
плотность внутренней жидкости аккумулятора не достигает отметки 1,25, сколько бы его ни заряжали накануне, хоть всю ночь;
плотность в отдельных секторах ниже, чем в других;
аккумулятор выдаёт низкое напряжение после каждой продолжительной поездки.
Если машина используется в курьерской службе, доставке и т. п., то всё это вы будете наблюдать уже через год.
Признаки необходимости замены
Поговорим подробнее о точных замерах, которые достоверно покажут, что пора менять аккумулятор автомобиля. Для них вам понадобятся:
Давайте первым делом выясним, насколько аккумулятор сохранил свою ёмкость:
Осмотрите корпус АКБ – иногда предусматривается специальная вставка с делениями, где показано текущее значение с небольшой погрешностью.
В случае отсутствия такого полезного внедрения можно просто выкрутить пробку, погрузить трубочку в жидкость, прикрыть пальцем отверстие, вытащить и померить линейкой, сколько жидкости взято. Должно быть не меньше сантиметра.
Теперь измерим напряжение:
Выньте аккумулятор из машины или отсоедините от зарядки.
Подключите мультиметр, но только не напрямую к клеммам, а через лампочку, создав с ней электрическую цепь. В противном случае вы в первый и в последний раз узнаете напряжение при коротком замыкании.
Показатель должен быть в пределах 10,8 V.
И ещё один ценный для нас показатель – плотность электролита:
Зарядите аккумулятор.
Распакуйте ареометр, к одному концу прикрепите насадку-носик, а к другому – грушу. Погрузите узкую насадку в электролит, немного сдавите грушу, отпустите, чтобы захватить жидкость. Внутри прибора плавает небольшой «градусник», он покажет точное значение. Должно быть около 1270 кг/м³ с небольшими погрешностями.
Теперь вы знаете, как понять, что батарея отслужила своё. Если проблема только в ёмкости, то попробуйте долить в электролит немного дистиллированной воды и зарядить несколько раз. Возможно, после этого он ещё поработает.
Что влияет на работоспособность аккумулятора
Автомобильные батареи, как и другие обслуживающие устройства, нуждаются во внимании и уходе. На их функционал влияют следующие факторы:
Условия эксплуатации. Они прописаны производителем на упаковке аккумулятора. Стоит ознакомиться, особенно если действует гарантийный талон.
Чистота корпуса. Раз в месяц стоит вынимать АКБ и протирать её от пыли и грязи, удалять окись с клемм.
Своевременная зарядка. Не стоит допускать сильной разрядки батареи или бесконечно «тренировать» её – это ускорит износ.
Поездки на 30–50 км на скорости 90–100 км/ч. Они помогают поддерживать аккумулятор в тонусе. Стоит периодически совершать их, особенно если чаще приходится кататься по городу, стоять в пробках и снижать скорость.
Исправность проводки в автомобиле. Время от времени нужно проверять машину на предмет утечки тока: это опасно не только для АКБ, но и для вас.