Основной задачей аккумуляторной батареи, если говорить о машинах с классическим двигателем внутреннего сгорания, является подача тока на стартер. Именно стартер начинает крутить и вращать коленчатый вал, что и обеспечивает запуск двигателя. Потому такие АКБ принято называть стартерными.
На аккумулятор воздействует достаточно большая нагрузка от разных потребителей. Самым главным выступает стартер, который отбирает заряд для пуска мотора. Да, компенсировать его должен генератор после запуска двигателя. Но параллельно АКБ может питать аудиосистему, подключенный компрессор, ряд другого оборудования в то время, когда ДВС не запущен.
Короткие поездки, частые запуски двигателя и наличие дополнительных потребителей ведут к тому, что АКБ теряет ёмкость, заложенную производителем. Батарея не компенсирует утраченный заряд в полной мере и постепенно может полностью разрядиться. Из-за протекающих электрохимических процессов в свинцово-кислотных АКБ, при разрядке возникает эффект сульфатации. Это выпадение осадка сульфата свинца, который оседает на поверхностях свинцовых пластин.
Существует несколько методов борьбы с сульфатацией. И один из них заключается в переполюсовке.
Случается так, что при попытке запуска двигателя стартер еле крутит, либо вовсе отказывается работать. При этом ещё совсем недавно аккумулятор был полностью заряжен.
Либо другая ситуация, когда АКБ соединяется с зарядным устройством, чтобы компенсировать утраченные характеристики, но буквально сразу после подачи тока и напряжения возникает эффект закипания электролита.
Кипение электролита не означает его нагрев до 100 градусов Цельсия. Здесь происходит процесс распада воды на водород и кислород, что и провоцирует образование пузырей.
Подобные явления указывают на высокую вероятность сильной сульфатации пластин. Сульфат свинца представлен в виде белого налёта, который покрывает поверхности свинцовых рабочих пластин в АКБ.
При обычной зарядке происходит взаимодействие электролита с положительными и отрицательными пластинами. Но если они будут поражены сульфатацией, реакции не произойдёт.
То есть при сульфатации зарядка происходит лишь с участием тех пластин, которые ещё не покрылись сульфатом. По этой причине электролит начинает кипеть очень быстро после начала зарядки, а сам накопленный заряд не может держаться длительное время.
При сильной сульфатации можно выбрать один из двух вариантов:
Сейчас существуют зарядные устройства с режимом десульфатации, а также специальные десульфаторы. Но одним из методов борьбы против сульфатации является переполюсовка.
Именно о переполюсовке автомобильных аккумуляторов и интересно узнать многим водителям, которые столкнулись с проблемой сульфатации.
Использовать переполюсовку рекомендуется только в крайних случаях. Это метод, применяемый лишь в ситуациях, когда иные способы десульфатации не помогают, либо их невозможно применить.
При этом суть метода более чем простая и понятная. Смысл заключается в том, чтобы поменять местами клеммы АКБ и зарядного устройства.
То есть плюс нужно соединить с минусом, а минус подключить к плюсу.
При смене полюсов при зарядке начинается обратный процесс. Это провоцирует постепенное разрушение сульфата свинца. Тем самым белый налёт осыпается и растворяется.
Но важно быть предельно внимательным, поскольку не всегда и не все аккумуляторы можно восстанавливать, применяя такую методику.
Теперь непосредственно к вопросу о том, как правильно сделать ту самую переполюсовку для аккумулятора.
Некоторые автосервисы предлагают сделать переполюсовку для АКБ в условиях СТО. Это стоит денег, зато специалисты обладают необходимым опытом и оборудованием. Только тут важно понимать, что никаких гарантий они дать не могут. Неизвестно, как поведёт себя та или иная батарея.
Для переполюсовки важно выбрать помещение с хорошей вентиляцией и температурой выше 5 градусов Цельсия. Процесс должен находиться под полным и постоянным контролем.
Такая процедура как переполюсовка аккумулятора от автомобиля должна выполняться максимально правильно, с соблюдением всех требований и норм. Это актуально лишь для обслуживаемых свинцово-кислотных батарей. Все остальные АКБ не должны подвергаться подобным испытаниям. Они банально не выдержат.
Самостоятельно и правильно проводимая переполюсовка аккумулятора для легкового автомобиля подразумевает выполнение таких действий:
Если всё сделано правильно, батарея способна восстановиться таким методом, при зарядке будет происходить процесс разрушения сульфата свинца. То есть десульфатация.
Осадок начнёт разрушаться и растворяться, плотность электролита будет увеличиваться. Пластины очистятся, а потому они смогут вступать в полноценную электрохимическую реакцию.
Но на этом процедура ещё не заканчивается.
Далее, когда батарея зарядится путём смены полюсов, потребуется вновь разрядить аккумулятор. После этого клеммы возвращаются в нормальное положение (плюс на плюс, минус на минус) и проводится повторная полная зарядка. В итоге получается такая последовательность:
Такой метод называют двойной переполюсовкой. Если изначально пластины были достаточно толстыми, они не подверглись осыпанию и уровень электролита был в норме, восстановленная методом переполюсовки аккумуляторная батарея сможет проработать ещё не один сезон. Некоторые автомобилисты заявляют о службе АКБ в течение 2–3 лет после этой процедуры.
Ранее уже говорилось о том, что решиться переполюсовать аккумулятор можно только в крайнем случае, когда другие методы не помогают, либо они недоступны.
Но не все до конца понимают, с чем именно связаны такие ограничения и рекомендации.
Потенциально переполюсовка ведёт к разным последствиям, если говорить о негативных ситуациях.
При намеренном или случайном соединении ЗУ с АКБ разными клеммами, если пластины не осыпались, уровень электролита в норме, ничего страшного не произойдёт.
Но если пластины оголились, они начали разрушаться, и возникло короткое замыкание, здесь возможные последствия будут куда более серьёзными. Примерно такими же, как и при переполюсовке батарей, не предназначенных и непригодных для таких операций. Возможно такое развитие событий:
Если корпус разорвёт, находящаяся внутри серная кислота вырвется наружу. А это вероятность получения ожогов, порчи разного рода имущества.
Также порой при прикуривании другого автомобиля случайно путают полюса. Если это сделать, тогда две последовательно соединённые батареи увеличат суммарное напряжение до 24 В, хотя бортовая сеть рассчитана на 12 В. В результате возможны::
Современные автомобили оснащены специальными системами защиты, которые предотвращают случайную переполюсовку.
При эксплуатации новых машин перепутать клеммы довольно сложно. Даже если их удастся соединить, сработает система защиты.
В завершении стоит отдельно обсудить вопрос о том, на каких именно батареях допускается проводить переполюсовку, и когда это недопустимо.
Условно все АКБ можно разделить на несколько категорий.
Что уж говорить про аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, AGM и GEL. Применять в их отношении переполюсовку запрещено.
Вот и получается, что рассматриваемый метод десульфатации подходит только для технологически старых АКБ с толстыми свинцовыми пластинами. И даже тут менять клеммы местами стоит лишь в самом крайнем случае.