Датчик положения коленвала – одно из важнейших устройств во всём автомобиле. Как и любое другое, со временем оно может выйти из строя. Чтобы это не стало неожиданностью, нужно знать возможные признаки неисправностей и причины их появления. Также важно знать его месторасположение, чтобы в любое время можно было его заменить.
Главная задача датчика положения коленвала заключается в определении угла поворота коленчатого вала в определённый момент времени. Без него движок заглохнет и не будет работать.
Данный прибор всегда стоит иметь с собой, так как приобрести его несколько тяжело. Его работа происходит в паре с диском синхронизации на шкиве или маховике.
Непосредственно датчик внешне напоминает проволочную катушку, имеющую магнитный сердечник.
Когда диск синхронизации вращается металлические пластины то приближаются, то отдаляются от сердечника. Это является причиной смены напряжённости магнитного поля. В то же время в катушке датчика наводится электрический ток.
Датчик положения сам по себе является простым устройством, но его эксплуатация проводится в достаточно сложных условиях. Из-за этого бывают случаи его поломки.
Датчику положения коленвала отводится особая роль в работе силовой установки. Это и стало причиной того, что данное устройство всегда находится в непосредственной близости. Особенно важно это для его проверки и возможного ремонта. Датчик располагается по правую сторону от движка авто сбоку от маховика в районе блока цилиндров. Устройство расположено чуть выше поддона, ближе к стартеру и патрубкам выхода охлаждающей жидкости.
Крепление его происходит при помощи одного или двух болтов. Их количество зависит от модификации. Также присутствует небольшой провод с фишкой контакта. Данный элемент частично покрыт эластичным полимером. Он устойчив к воздействию масел и высоких температур.
Из всех признаков неисправностей к тем, что указывают на проблемы с датчиком, стоит отнести следующее:
Если датчик коленвала окончательно вышел из строя, то движок будет невозможно завести. Точно это узнать поможет диагностика, которая проанализирует работу всех сопутствующих элементов, связанных с системой зажигания.
Причин, из-за которых датчик положения может перестать функционировать, достаточно много. Чаще всего встречаются следующие:
Признаки неисправностей, которые были перечислены выше, не всегда говорят о поломке именно датчика коленвала. То же самое можно отнести и к проблемам с свечами зажигания, высоковольтными проводами и катушкой зажигания. По этой причине нужно понимать, как правильно проводить проверку контроллера.
Проверить датчик положения коленвала возможно несколькими способами.
Первый способ заключается в использовании гаечного ключа. Данный метод идеален, когда диагностику нужно провести в срочном порядке, а никаких подручных средств для этого рядом не имеется. Желательно, чтобы в этом помогал ещё один человек. Последовательность действий такова:
В данный момент помощник должен слушать, включается ли бензонасос.
https://www.youtube.com/watch?v=-x5KaseCegk
Данный способ проверки помогает спровоцировать индукционную катушку на начало работы, а также имитирует прохождения шкива. Контроллер должен постоянно реагировать на положение вала при постоянной реакции бензонасоса на прикладывание гаечного ключа. Если звука работы бензонасоса не слышно, то неисправность точно имеется.
Второй метод заключается в использовании осциллографа. Такую проверку возможно провести двумя путями.
Для данного способа датчик стоит вынуть и приложить к его контактам щупы осциллографа. От полярности ничего не зависит. После этого перед торцевой частью сенсора проводят каким-либо металлическим предметом. Для этого подойдёт также гаечный ключ. Катушка отреагирует на данный предмет, что будет видно на экране прибора.
Более точных результатов получится добиться при работающем движке. Для этого осциллограф потребуется подключить параллельно выводам датчика. Экран покажет амплитуду электромагнитного поля. Верхние и нижние её границы должны быть ровными и чёткими. Деления должны быть равными между собой. Если эти деления разные или границы размыты, то зубья маховика обломаны или стёрты, из-за этого сенсор может быть некорректным. В таком случае проблема связана не с датчиком, а с механической частью.
При третьем методе используется мультиметр. Такая проверка проводится при измерении сопротивления: ступенчатый переключатель устанавливают в нужное положение, датчик вытаскивают, а щупы мультиметра вставляют в контакты.
Диапазон сопротивления большей части датчиков составляет 500-700 Ом. Прибор же в это время устанавливают на 2000 Ом. Если показывается меньшее значение, то проблема состоит в нарушении изоляции обмотки катушки. Потребуется замена датчика. Если показания отсутствуют, то какое-либо место цепи оборвано и датчик не подлежит дальнейшей эксплуатации.
Четвёртый метод – использование диагностического сканера. Данное устройство используется людьми, которые более профессионально подходят к диагностике своего авто. С его помощью можно проверить работу не только датчика, но и значения других параметров движка.
Устройство потребуется вставить в штатный разъём, после чего оно самостоятельно свяжется с ЭБУ. Далее потребуется телефон, ноутбук или ПК, оснащённые Bluetooth или Wi-Fi. По этим сетям будет происходить сопряжение устройств. Для этого потребуется установка специальной программы. На экран будут выведены все имеющиеся ошибки. Среди них к проблемам с датчиком относятся P0336 и P0335.
Пятый способ заключается в использовании омметра. Данный прибор спокойно заменяет собой мультиметр. Мотор должен быть заглушённым. Потребуется снять электродатчик и прикоснуться выводами прибора к контактам в разъёме.
Если характер повреждения прибора и его причина уже известны, то можно спокойно приступать к решению появившихся проблем. Этот процесс очень прост даже для тех, кто не имеет каких-либо знаний и умений в данной сфере. Однако, если вопросы всё-таки появились, то самостоятельно что-то делать не рекомендуется. В таком случае лучше обратиться к профессионалам.
Датчик положения коленвала спокойно можно заменить самостоятельно.
Для начала стоит подготовить к работе непосредственно прибор и место, где всё будет проводиться. Из инструментов потребуется следующее:
Стоит провести в обязательном порядке очистку рабочей поверхности.
Следующий этап – снятие датчика. Для этого обязательно нужно обесточить всё устройство. При помощи гаечного ключа потребуется открутить болт, удерживающий устройство. После этого снимается и сам датчик.
После процедуры снятия датчик тщательно промывается и просушивается. При наличии излишков влаги, их можно убрать ватными палочками. Температура сушки должна быть до 85 градусов.
После всего этого стоит измерить расстояние от сердечника до диска синхронизации. Полученные данные стоит сопоставить с данными, указанными в техническом паспорте. Нужно, чтобы они совпадали.
Теперь пришло время для установки нового прибора. Для этого лучше всего использовать крепёжные элементы. Это обеспечит правильную установку. Не стоит слишком сильно затягивать болты. Это поможет избежать повреждений корпуса. Последний шаг – подключение ДПКВ к сети, после которого нужно проверить датчик на работоспособность.
А вы знали, насколько важен датчик положения для авто? Если да, то когда узнали и от кого? Проводили ли самостоятельную замену или всегда обращались к профессионалам? Расскажите о своём опыте в комментариях и нажмите кнопку «Поделиться», чтобы и другие люди узнали новую для себя информацию.