Инструкция по самостоятельной проверке аккумулятора на работоспособность

Любая неисправность автомобиля, не позволяющая его эксплуатировать – это неприятно. Но вдвойне обидно, если это происходит из-за преждевременно вышедшего из строя аккумулятора, а это случается не так уж редко. Неправильная эксплуатация, отсутствие своевременного ухода, наконец, обычная водительская забывчивость – и вместо положенных 5–6 лет вам приходится отправляться в автомагазин каждые 3–4 года.

Проверка аккумулятора авто

Избежать старения АКБ нельзя, но предупредить преждевременную «кончину» – можно, и сегодня мы рассмотрим, как.

Основные симптомы и причины возникновения проблем с АКБ

Проверка батареи на работоспособность, как правило, осуществляется в двух случаях: при приобретении нового аккумулятора или если он начинает проявлять строптивость уже во время эксплуатации. В большинстве случаев, если исключить заводской брак, причинами преждевременного выхода из строя АКБ является или постоянный недозаряд, или регулярный перезаряд батареи. Все остальные причины можно назвать второстепенными и производными от этих двух.

Следствием недозаряда аккумулятора, возникающего при эксплуатации автомобиля с частыми, но непродолжительными поездками, или при неисправностях реле-регулятора, является сульфатация пластин, приводящая к снижению ёмкости АКБ.

Перезаряд грозит вскипанием электролита и осыпанием пластин, что ещё хуже сульфатации, поскольку такой аккумулятор восстановлению однозначно не подлежит.

Может ли автовладелец, не имеющий опыта обслуживания аккумуляторов, самостоятельно выполнить его диагностику, чтобы вовремя исправить имеющуюся проблему?

Поломанный аккумулятор авто

Существует несколько основных симптомов, указывающих, что с АКБ что-то не так и требуется более тщательная проверка его состояния:

  1. Наиболее очевидным признаком неисправности батареи является горящая лампочка с изображением АКБ на приборной панели. Обычно она загорается только во время пуска мотора и гаснет, как только он начал работать. Если сигнализатор горит постоянно или мигает во время движения авто – аккумулятор не получает заряд от генератора, а о вреде недозаряда мы уже говорили. Нужно немедленно искать причину проблемы и устранять её.
  2. Визуальный осмотр, выполняемый при проверке уровня масла, может выявить признаки вздутости корпуса батареи. Это – следствие перегрева или результат воздействия отрицательных температур (замерзание и расширение электролита). Такую батарею эксплуатировать нельзя.
  3. Некоторые АКБ имеют прозрачные окошки для проверки уровня электролита. Если вы заметили, что он из прозрачного стал тёмным или мутным – это свидетельство того, что пластины начали сыпаться и в скором времени батарея «умрёт».
  4. Наконец, неприятный запах тухлых яиц в моторном отсеке, являющийся следствием выделения паров серной кислоты, может свидетельствовать о постоянном перезаряде батареи со всеми вытекающими последствиями.

Во всех описанных случаях требуется проведение диагностических процедур, позволяющих уточнить диагноз и избежать наиболее неприятных последствий.

Применение мультиметра для проверки состояния АКБ

Безусловно, самым точным и информативным способом, как проверить АКБ автомобиля на работоспособность, является использование мультиметра.

Чтобы воспользоваться им, не нужно быть автоэлектриком. Выставить прибор в режим измерения постоянного напряжения несложно, установить диапазон измерений в значение, превышающее 15 В, также элементарно. Остаётся только чёрный щуп прислонить к минусовой клемме, а красный – к положительной.

Делать это можно, не снимая батарею с автомобиля.

Чтобы проверить, рабочий аккумулятор или нет, этого простейшего теста недостаточно. Если при выключенном моторе напряжение ниже 12 В, это говорит о том, что АКБ сильно разряжен (более чем на 50%), и его нужно подзарядить. Напряжение менее 11.7 В свидетельствует о полностью разряженной АКБ, диапазон 12.4–13.2 В соответствует полностью заряженной батарее.

Мультиметр для проверки состояния АКБ

Для уточнения диагноза следует осуществить проверку работоспособности аккумулятора машины на работающем двигателе при отключённых потребителях электроэнергии.

При значениях, превышающих 14.2 В можно говорить о разряженной батарее, но после 10–15 минут работы мотора даже на холостых оборотах напряжение должно прийти в норму (13.4–14.2 В). Если этого не произошло – скорее всего, причину необходимо искать в неисправном электрооборудовании.

Кроме измерения напряжения аккумулятора, для полноты картины необходимо будет проверить уровень заряда и ёмкость батареи, а также произвести замеры утечки тока.

Другие способы самостоятельной проверки аккумулятора авто на работоспособность

Если измерительного прибора под руками нет, определить работоспособность АКБ автомобиля можно и без него. Для этого необходимо нагрузить её потребителями, мощность которых составляет примерно половину от ёмкости батареи. Самый простой способ – параллельное подключение нескольких автомобильных лампочек. Если через 5–8 минут яркость их свечения упадёт, за состояние аккумулятора можно начинать переживать.

Но это весьма условная проверка, и если после неё возникли подозрения, следует приступить к более тщательной диагностике.

Визуальный осмотр

Проводится для выявления видимых дефектов корпуса, таких, как трещины, вздутия, потёки. Наличие трещин и вздутий – это прямое указание на необходимость покупки новой батареи. Потёки электролита, приводящие к появлению токов утечки, устраняют с помощью слабого раствора соды (ч. ложка порошка на 100 мл воды).

Осмотр аккумулятора авто

Проверить наличие саморазряда батареи можно, подключив один из щупов мультиметра к плюсовой клемме батареи, а второй водя по крышке в местах наличия загрязнений.

Проверка уровня и плотности электролита

Если батарея необслуживаемая и не имеет специального прозрачного окошка, проверить уровень электролита не представляется возможным. Хотя производители утверждают, что для данного типа аккумуляторов это и не нужно: уровень потерь рабочей жидкости здесь ничтожный, и её должно хватать на весь срок эксплуатации. В обслуживаемых моделях для того, чтобы узнать, не выкипел ли электролит, необходимо открутить все 6 пробок и проводить измерения в каждой из банок. Делается это с помощью стеклянной трубки, которую опускают в заливное отверстие, пока она не упрётся в сетку сепаратора. Затем верхнее отверстие зажимают пальцем и вытаскивают трубку, оценив уровень жидкости в ней. В норме это около 10 мм. Если электролита меньше, это грозит оголением пластин, и эта их часть, контактируя с воздухом, будет активно разрушаться. Исправляют ситуацию доливкой дистиллированной воды или готового раствора серной кислоты.

Плотность электролита измеряют ареометром, который опускают в банку, чтобы поплавок ареометра не касался стенок. Этот показатель для средней полосы в тёплое время года должен составлять 1.28 г/см3. В северных регионах необходимо использовать более плотный раствор, 1.30 г/см3, в южных – наоборот, менее вязкий, плотностью 1.23 г/см3. В любом случае снижение плотности на 0.04 г/см3 говорит о падении уровня заряда на 25%, разряженная на 50% батарея будет иметь плотность, на 0.08 г/см3 меньше номинала.

Тестирование нагрузочной вилкой

Узнать степень заряженности АКБ можно и с помощью нагрузочной вилки – устройства, представляющего собой сочетание вольтметра с электрической нагрузкой (обычно это спираль с большим сопротивлением или просто резистор определённого номинала).

Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

  • температура внешней среды должна быть в пределах 15–25° С;
  • провода вилки подключаются к клеммам аккумулятора с соблюдением полярности (провод красного цвета – к плюсовому выводу, чёрного – к минусовой клемме);
  • в момент подключения замеряем показания вольтметра;
  • ждём 5–6 секунд, фиксируем показания прибора и отключаем нагрузочную вилку.

Цель измерений – имитация включённого стартера, потребляющего на протяжении короткого периода времени от 100 до 200 А. Если батарея была полностью заряженной, после такого теста падения уровня напряжения до 10.2 В говорит о её нормальном состоянии. Если показатель ниже – АКБ находится в неудовлетворительном состоянии, потеряв часть номинального заряда. Так, значение порядка 8.4 В говорит о падении степени заряженности батареи на 75% от номинального показателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: