Пьяная езда – причина большинства аварий на дорогах. Различные социальные программы и призывы воздержаться от алкоголя перед посадкой за руль не всегда находят адресатов. Даже алкозамки становятся объектами попыток обмана. В чём дело – неужели штрафы настолько маленькие, что не останавливают даже самых опытных водителей?
Многие читатели наверняка помнят номер Евгения Петросяна о пьяном сантехнике Государственной Думы. Тогда он упомянул, что шофёр под градусом всех развезёт. Этот сатирический номер показывает, насколько прогнила система, что водители не боятся садиться за руль пьяными.
А когда шофера спрашивают о мотиве поступка, он находит 100500 отговорок и апеллирует аргументами из книжек против штрафов ГИБДД. Самая распространённая – да мне тут 5 минут ехать. Кто-то не доверяет свою ласточку даже жене. Ещё одна группа уверена, что знают дорогу и ничего не произойдёт.
Все эти факторы срабатывают не всегда. Патрулирование автодорог могут усилить, чтобы поймать преступника или целенаправленно вести борьбу с пьяными водителями. Известен также эффект умножения, когда при определённой дозе крепкого напитка изображение в глазах двоится, троится. А это создаёт аварийную ситуацию и угрозу жизни пешеходам даже на пешеходном переходе. Ведь реакция у него заторможена.
Первым взыскание за пьяное вождение 10 сентября 1897 года получил лондонский таксист Джордж Смит. После двух или трёх кружек пива, по признанию виновника, он потерял управление и протаранил жилой дом. Размер штрафа составил 20 шилингов. Увы, история умалчивает процент этой суммы от среднемесячного заработка лондонского таксиста в то время.
В нашей стране пьяных водителей долгое время наказывали аналогично трезвым. Лишь в 1956 году Совет министров РСФСР установил административную ответственность за управление авто социально опасным способом. Шофёр получал административный штраф. Спустя 12 лет наказание ужесточили – ввели лишение водительского удостоверения на год, исправительные работы и даже испытательный срок на 3 года. Повторное нарушение после возврата корочки вело к лишению права управления на 3 года и тюремному заключению сроком на 1 год. В 1984 году эту меру заменили штрафом 100 рублей. А эта цифра – заработок молодого специалиста за месяц.
Сразу после распада СССР денежные фиксированные штрафы были заменены ставками минимального размера оплаты труда. Поначалу сумма была равна 1-2 МРОТ, а в 1997 году штрафы уже достигли 8 минималок за первое нарушение и 15 за повторное в течение испытательного срока.
Первая декада нового тысячелетия серьёзно ужесточила борьбу с пьяным вождением. В 2002 году был увеличен штраф до 20 минимальных размеров оплаты труда, а также введено лишение права управления транспортом на срок в 1 год. Наказания за повторное нарушение не было предусмотрено, а мера пресечения выбиралась исключительно инспектором патрульной службы. На практике лишение прав применялось для повторных нарушений.
В 2004 году Владимир Путин на посту президента подписал закон об отмене штрафов, а срок лишения прав за пьяное вождение вырос до двух лет. А ещё через 3 года гарант вернул наказание за повторное нарушение. Права отбирали на 3 года, а виновника подвергали административному аресту на 15 суток или штрафу в 5 тысяч рублей. В 2013 году размер такого штрафа составил уже 30 тысяч рублей, что по тогдашнему курсу было эквивалентом 1000 долларов США.
К новому 2015 году президент Путин подписал ещё более ужесточающий закон. Верхняя планка штрафа поднялась до 300 тысяч рублей или лишением свободы до 2 лет с конфискацией прав на 3 года. Но этого показалось мало – шофёрам наконец запретили занимать определённые должности.
Ответственные компании давно оснастили свои автомобили алкозамками. Также они отслеживают историю вождения своих шофёров и жестоко наказывают своих водителей за езду под алкокайфом. Благодаря сегодняшним технологиям легко отследить историю даже при езде на личном транспорте. Одно такое нарушение – и лицензированные компании не возьмут такого шофёра на работу. Ему остаётся лишь заниматься частным извозом. И если нарушения скоростного режима или проезд на красный ещё можно оспорить, то алкотестер предусматривает непосредственный контакт инспектора ГИБДД и шофёра. Значит, отрицать нахождение за рулём будет невозможно.
Долгое время водители, которые совершили смертельное дорожно- транспортное происшествие, несли ответственность за убийство или причинение вреда здоровью по неосторожности. Санкция статьи предусматривает лишение свободы сроком до двух лет лишения свободы. Эксперты правовой области называли такой шаг достаточно лояльным и регулярно требовали ужесточить наказание, чтобы пьяному шофёру неповадно было.
Первый шаг был сделан в 2009 году. Наказание было ужесточено до 9 лет лишения свободы. Но на усмотрение суда за езду в пьяном виде, которая привела ко вреду здоровью, но не потере жизни, были принудительные работы. Чаще всего эту санкцию и применяли.
Но общество требовало более решительных действий. Для многих преступлений алкогольное опьянение отягощало наказание, а вот пьяная езда считалась неосторожностью. Через 10 лет борьбы активистов услышал министр Колокольцев. В силу вступили жестокие изменения.
26 июня 2019 года ГИБДД получила право конфисковывать автомобили у пьяных шофёров. А представители каршеринговых компаний или пунктов проката могут подавать к такому шофёру регрессивные иски о взыскании штрафов, материального и морального ущерба.
Водители-виновники смертельных ДТП с пострадавшими теперь приравнены к особо опасным преступникам. Теперь у них нет шансов избежать тюремного заключения. Срок такой:
На данном этапе ведутся дискуссии о дальнейшем ужесточении наказания. Алкоголиков на дороге предлагают усмирять пожизненным лишением прав или же запретом продажи автомобиля им без установки обязательного алкозамка.
https://www.youtube.com/watch?v=ohZkP1xzsdE
За пьяную езду с жертвами или за повторное нарушение, независимо от тяжести последствий, хотелось бы ввести пожизненное лишение прав. Такое суровое наказание было бы справедливым по отношению к тем, кто позволяет себе накатить рюмочку перед дорогой. И тогда водители по-настоящему задумаются: а стоит ли рисковать своим помощником? Думайте об этом каждый раз, когда перед выездом пьёте за здоровье каждого члена своей семьи отдельным тостом.