Планируя поездку на дальние расстояния, важно заранее продумывать все нюансы будущего маршрута, в том числе и остановки для отдыха. Длительная поездка утомляет, и водитель рискует попасть в аварию, подвергая тем самым опасности не только себя, но и пассажиров, и других участников движения.
Существуют ли какие-либо нормы, предусмотренные законодательством для профессиональных водителей и сколько времени можно проводить за рулём обычному автолюбителю? Попробуем ответить на эти вопросы в статье.
Конечно же, обычного автолюбителя никто не может заставить останавливаться на отдых, здесь, скорее, дело собственной ответственности. А вот для водителей, занимающихся транспортировкой грузов и пассажиров, в законе РФ предусмотрены определённые нормы, которых должен придерживаться не только водитель, но и его работодатель.
Так сколько часов в день можно проводить за рулём водителю тяжёлого транспорта? В ПДД указано, что для управления транспортным средством без отдыха должно выделяться не более 4,5 часов. После этого он должен определить самостоятельно или со своим работодателем место для отдыха, где проведёт не менее 45 минут.
Если работа связана с транспортировкой сложных грузов на дальние расстояния, которая требует скорости исполнения, то отдых можно разбить на несколько частей, где первая может быть не менее 15 минут, а последняя — около 30 минут.
Также законом предусмотрены суточные нормы вождения — они не должны превышать 9 часов. При авральных режимах работы допускается увеличение до 10 часов, но не чаще, чем 2 раз за одну неделю. Общая сумма часов, проведённых за рулём в течение недели, должна составить не более 56 часов.
Что касается времени для суточного отдыха, то оно должно составить не менее 11 часов, а за 6 рабочих дней — от 45 часов. В этом пункте также есть некая лазейка, которая предусматривает возможность сокращения времени для отдыха до 24 часов за одну неделю, но в таком случае в следующие 3 недели недостаток отдыха должен быть компенсирован оставшимися часами.
Время, проведённое за рулём, без остановок на отдых ведёт к снижению скорости реакции. Водитель меньше обращает внимание на дорогу, игнорируя неровности, дорожные знаки и другие автомобили. К тому же снижению концентрации внимания способствует и долгое сидение в одной позе, что ведёт нарушению кровообращения — кровь медленнее поступает к мозгу и зрение становится хуже.
Как понять, что водитель устал:
При обнаружении одного из признаков необходимо без отложений найти место, где можно остановиться на отдых, либо за руль посадить другого человека, способного управлять транспортом.
Когда лимит времени за рулём подходит к концу, а до ближайшей стоянки ещё ехать не один десяток километров, то водителю нужно искать способы, как себя держать в бодрости. Можно воспользоваться одним из советов:
Все перечисленные способы действенные, но только в тех случаях, когда утомление проходит начальную стадию. Если же бороться со сном уже не осталось сил, то лучше съехать на обочину и вздремнуть некоторое время. Так, можно продолжить движение в бодром состоянии, не беспокоясь, что попадёшь в ДТП.
Профессиональные водители, заключившие договор с организацией, обязаны придерживаться графика, составленного работодателем. Для поддержания ликвидности документа он должен обновляться каждый месяц. В график включена информация о количестве рабочих смен, выходных, их продолжительности в часах и перерывов на отдых. Исходя из суммы часов, начисляется заработная плата.
Учёт рабочего времени производится по одному из двух способов:
Стандартный рабочий день водителей автобусов, грузовиков, такси равен 9 часам в сутки. Но согласно пунктам, которые должны быть прописаны в договоре, день может быть увеличен до 12 часов, но эти часы должны быть компенсированы в течение недели.
Существует категория водителей, например вневедомственная охрана, скорая помощь, МЧС и прочие, которые подчиняются ненормированному рабочему дню. Их могут вызвать для выполнения задачи в любое время суток, но при этом общее время в неделю не должно превышать 40 часов.
Контроль времени, проведённого за рулём, осуществляется тахографом. Несоответствие нормам влечёт за собой штраф за нарушение РТО. В зависимости от того, чья вина будет доказана, определяются следующие суммы:
Выполнение правил труда и отдыха контролируется надзорными органами: Роструд, Роспотребнадзор и ГИБДД.
Если маршрут не более 800 км, то его можно преодолеть за один день. Длительная поездка требует разделения пути на несколько отрезков с включением обязательного отдыха.
При этом нужно придерживаться комфортной скорости и соблюдать нормы разделения труда и отдыха. В учёт необходимо брать сезонность, климатические условия, качество дорожного полотна и состояние транспортного средства.
Следует понимать, что движение по шоссе имеет существенное отличие от вождения в черте города. Оживлённость дорог внутри города держит водителя в постоянном напряжении, не давая ему расслабиться.
А вот на шоссе совсем наоборот: находясь на малочисленной трассе, очень быстро можно расслабиться, тем самым снизив контроль. Это обязательно скажется на безопасности управления транспортным средством.
Путешествие на автомобиле в течение длительного времени сказывается на утомляемости водителя. Рассмотрим варианты, в зависимости от продолжительности нахождения за рулём:
Конечно же, эти показатели усреднённые и могут отличаться в зависимости от опыта вождения, возраста водителя, сезона, климатических условий на дороге и прочих нюансов.
Ни один современный автомобиль не способен гарантировать полной безопасности на загородной трассе, если для этого не провести подготовку маршрута, где указать, как часто нужно делать остановку, в какое время и сколько часов займёт весь отрезок пути. Перед тем как отправиться в дальнюю поездку, нужно обязательно выспаться, можете пригласить с собой разговорчивого попутчика.
Приходилось ли вам проводить длительное время за рулём? Как организм реагировал на подобные нагрузки?