Дорожные знаки, указывающие на автобусную остановку или остановку общественного транспорта, опытному автомобилисту распознать предельно просто. Но есть водители-новички, или те, которые пропускали соответствующие занятия в автошколах, плохо учили ПДД.
Не все до конца понимают, что означает этот знак, как он выглядит, о чём говорит и какие правила поведения для автомобилистов и иных участников дорожного движения предусматривает. Плюс не так редко, помимо самого указателя, используется жёлтая дорожная линия, которая может окончательно запутать начинающего автолюбителя.
Для начала следует разобраться с самим знаком автобусной остановки и понять, как он выглядит. Так водитель сможет в дальнейшем без особых проблем идентифицировать указать, вспомнить все правила и ничего не нарушить.
Согласно действующим правилам движения, знаки места остановки автобусов должны располагаться с двух сторон автодороги. При движении в попутную сторону, а также на встречной полосе указатель обязан быть хорошо виден. Заметив такие таблички, пассажирский автотранспорт может спокойно заезжать в эту зону, осуществлять высадку и посадку пассажиров.
При этом другие водители обязаны соблюдать несколько обязательных правил в соответствии с дорожным знаком автобусной остановки:
Использование знаков для остановки общественного транспорта служит для оповещения автомобилистов о том, что им можно делать, и что категорически запрещено в рамках действия особой зоны на автодороге.
Распознать такой указатель предельно просто. Он выполняется согласно ГОСТу. Знак имеет сине-белый цвет, выполнен в форме прямоугольника, внутри которого на белом фоне вокруг синей рамки изображается чёрный автобус.
При необходимости указать протяжённость особой зоны для остановки общественного транспорта, которая не сильно выражена, либо когда требуется обозначить последующие расположенные пункты остановки, тогда могут применяться дополнительные знаки с табличками. Они указывают на протяжённость остановки или общую длину остальных зон.
Есть ряд нюансов, связанных со стоянкой на автобусных остановках. Неправильно говорить, что она категорически запрещена, и ни при каких обстоятельствах обычные машины, не являющиеся пассажирскими автобусами, не могут туда заезжать.
Такой специальный знак как Остановка автобуса (5.16) должен располагаться в соответствующих местах. Его устанавливают на тех участках автодорог, где находятся непосредственно сами остановки, предназначенные для общественного транспорта.
Правила предусматривают, что указатель следует разместить в середине, либо в конечной точке особой зоны, выделенной под остановку. Но в некоторых случаях протяжённость таких зон достаточно внушительная. В подобных ситуациях указатель устанавливается повторно в 2 и более точках.
Также важно учесть, что на автобусной остановке знаки преимущественно используются двухстороннего типа. Так водители встречного движения могут вовремя узнать, что впереди остановка, предназначенная для безопасной высадки пассажиров, и принять соответствующие меры. То есть притормозить, следить за пешеходными переходами и пр.
В условиях городских дорог ГОСТ обязательно предусматривает применение двухстороннего знака. За городом могут применяться и односторонние указатели, если на участке не предусмотрен пешеходный переход. Иногда знак дополняется надписями. Это делается на участках большой протяжённости. Дополнительные надписи наносятся снизу, под знаком. Сам знак размещается в начальной точке зоны остановки.
Новые правила предусматривают возможность комбинированного использования знаков и специальной дорожной разметки. Последняя выполнена в виде ломаной линии и жёлтого цвета. Выделенный разметкой участок также указывает на действие в этой зоне знака Автобусная остановка. Правила и запреты распространяются те же самые, как и просто при использовании стандартизированного знака. Отсутствие знака, но наличие разметки не освобождает водителя, нарушившего правила движения, от ответственности.
Современные остановки, предназначенные для общественного транспорта, посадки и высадки пассажиров, превратились в многофункциональные комплексы. Помимо простых лавочек для ожидания, тут развернулись целые торговые павильоны, зоны отдыха, места быстрого питания и пр. При этом нельзя забывать об основных функциях и назначениях таких участков.
Применение специальных знаков указывает на то, что приближается зона действия специального указателя. Знак 5.16, трактуемый как Остановка общественного транспорта, помогает не только автомобилистам, но и пешеходам. Каждый из них может быстро сориентироваться, принять соответствующее решение и избежать неприятных, а порой даже опасных ситуаций.
Зачастую на остановках вывешиваются специальные информационные таблички, на которых может содержаться информация следующего характера:
Современные технологии не обошли внимание и зоны автобусных установок. Пока нововведения используются преимущественно в крупных городах. В частности, активно применяются информационные табло электронного типа. На них в режиме реального времени можно увидеть, где находится тот или иной транспорт, на каком участке маршрута он пребывает, и как долго ожидать его прибытия на этой остановке.
Также правила безопасности предусматривают обязательное использование защитных заграждений, дорожных знаков и специальной разметки. Всё это направлено на защиту людей, находящихся на остановках. Неоднократно случалось так, что водители вылетали на остановки, не справлялись с управлением, превышали допустимую скорость. Это приводило к разного рода последствиям, включая самые плохие. Поэтому установка ограждений и правильное размещение предупредительных знаков является необходимостью.
Остановки, согласно действующим государственным стандартам, бывают с навесом или же закрытыми с 3 сторон. Достаточно давно в обиход крупных городов вошли остановки, где предусмотрены встроенные павильоны, в которых реализуются продукты быстрого питания, продаётся пресса, книги и пр. В стенах остановок часто можно увидеть автоматы с кофе, терминалы для оплаты, удобные лавки для ожидания.
Существуют 2 основные категории остановок, предназначенных для общественного транспорта.
Учитывая специфику работы общественных автобусов, а также постоянное скопление людей на специальных остановках, иным транспортным средствам, помимо маршрутных ТС, парковаться в этих зонах запрещено.
Но всегда есть свои правила и исключения. О них обязан знать каждый автомобилист. И вопрос не только в вероятности получить штраф. В определённых ситуациях, нарушая правила знаков и разметки автобусных остановок, можно спровоцировать создание опасной аварийной ситуации, стать виновником ДТП. Чтобы не допустить подобного развития событий, обязательно изучите правила и особенности поведения в специальных автобусных зонах.
Со стоянкой на остановках общественного транспорта связано очень много вопросов, которые вызывают неоднозначную реакцию порой даже у бывалых автомобилистов. Поэтому тут следует разобраться и окончательно понять, что делать можно, и как поступать нельзя.
Некоторые автомобилисты уверены, что припарковаться можно прямо перед знаком или за ним, поскольку в первом случае действие указателя ещё не началось, а во втором закончилось. Это не совсем так. Здесь необходимо учесть то, за сколько метров до и после автобусной остановки по действующим правилам можно осуществлять парковку, то есть припарковаться. Если машины припарковались, нарушив правила, удивляться выписанному штрафу или иным применённым санкциям не стоит. Чтобы этого не допустить, внимательно изучите правила и действующие ограничения.
Если заглянуть в ПДД и обратить внимание на пункт 12.4, можно узнать, что водители легковых транспортных средств, которые не являются сотрудниками службы такси, не имеют права здесь останавливаться, то есть парковаться, перед и после зоны расположения остановки на расстоянии до 15 метров. Если выделенный остановочный карман отсутствует, тогда запрет на остановку распространяется на те места, которые выделены знаками 5.16 или же специальной разметкой. Это к вопросу о том, разрешается ли в обычных ситуациях водителям легковых машин останавливаться непосредственно на автобусной остановке. Нет, делать это нельзя.
Есть ситуации, когда знак отсутствует. В этих случаях вместо знаков обычно применяется соответствующая дорожная разметка зигзагообразного вида, выполненная жёлтым цветом. Задаваясь вопросами о том, можно ли остановиться здесь, ответ также будет отрицательным. Останавливаться внутри выделенной разметкой зоны нельзя.
При этом спешить с выводами не стоит. Существуют правила, регламентирующие вопрос о том, разрешена ли для автомобилистов остановка непосредственно на автобусной остановке, а также после и перед ней. Но есть и некоторые исключения.
Под исключениями подразумеваются ситуации, когда транспортное средство имеет право осуществить остановку, но длительностью не более 5 минут. Все эти исключения действуют при условии, что совершаемые водителем действия не будут мешать общественному транспорту. Заехать в остановочный карман можно, если выполняется:
Если иных возможностей или мест для выполнения указанных действий нет, тогда по правилам водителя не могут оштрафовать.
Только будьте внимательными, думайте не только о себе, но также учитывайте вероятность создания опасных помех для других участников движения и транспортных средств. Желая высадить или же посадить в ТС пассажиров, настоятельно рекомендуется осуществлять остановку именно в конце кармана, а не в начале. Остановившись в начале кармана, автобусу или троллейбусу придётся объезжать машину. Иначе выпустить пассажиров водитель автобуса не сможет.
Есть и иные ситуации, при которых остановка может продолжаться более 5 минут. Это исключительные случаи, которые подразумевают следующее:
Также к числу исключительных ситуаций, когда водитель может остановиться более чем на 5 минут, относят экстренные ситуации. К примеру, водителю или его пассажиру неожиданно стало плохо, транспортное средство вышло из строя, произошло ДТП в зоне действия автобусной остановки.
В ПДД чётко прописано, что водители не имеют права осуществлять остановку в зоне 15 метров до расположенного знака. Это правило необходимо для обеспечения других автомобилистов возможность своевременно заметить зону действия общественного транспорта, и при необходимости вовремя принять меры. А именно пропустить автобус, который смещается в правый ряд, не сбить пешехода и пр. В последней ситуации прав будет водитель, поскольку пешеход перебегает дорогу в неположенном и не предназначенном для этого месте, но всё равно нести гражданско-правовую ответственность ему придётся.
Когда до зоны остановки более 15 метров, отсутствуют разного рода запрещающие знаки, а также сама дорожная обстановка позволяет выполнить остановку транспортного средства, не создавая помехи иным участникам активного движения, водитель имеет полное право припарковаться здесь.
Также автомобилистов справедливо интересует вопрос размера штрафов за неправильную остановку на автобусных остановках. В этом случае отталкиваться следует от КоАП, поскольку подобное правонарушение предусматривает административную ответственность.
Каким именно будет штраф за остановку непосредственно на остановке городского общественного транспорта, зависит от конкретного правонарушения и его обстоятельств.
У водителя есть 60 дней с момента выписки штрафа для его оплаты. Если сделать это в 30-дневный срок, тогда будет действовать правило 50% скидки. Отсчёт времени ведётся с момента получения копии постановления о совершённом правонарушении, а не со дня самого инцидента.
Тут ещё важно понимать, что между понятиями остановка и стоянка большая разница. В случае стоянки водитель оставляет своё транспортное средство на продолжительный период времени, покидая его, и отправляясь по своим делам. Если машина была остановлена в зоне действия знака или внутри кармана для автобусов, тогда может применяться мера в виде принудительной эвакуации автотранспорта.
Помимо оплаты штрафа, водителю придётся дополнительно платить за эвакуацию, а также за то время, в течение которого его машина находилась на штрафстоянке. Если авто простоит там несколько дней, это выльется в тысячи рублей.
Есть 2 исключительные ситуации, при которых указатель может отсутствовать, но при этом инспектор всё равно выписывает штраф.
Водителя прекрасно можно понять, когда ему выписывают штраф при отсутствии запрещающих знаков. Но руганью и ссорами с инспектором тут точно ничего хорошего не добиться.
Также некоторые водители, впервые оказавшиеся в новом городе или ином районе, могут не заметить знак, который прикрывается ветками, рекламными щитами или иными предметами. В этой ситуации доказать свою правоту очень сложно. Юристы и опытные автомобилисты, сталкивающиеся с подобной несправедливостью, советуют зафиксировать всё происходящее на фото или видео. С такими доказательствами можно явиться в суд и оспорить штраф.
Водитель может настаивать на обжаловании штрафа. Особенно, если он ничего не нарушил, либо попал в список исключений.
Уважительными причинами для отмены штрафа считаются неисправности автотранспортного средства или плохое самочувствие самого водителя или его пассажира. Для доказательства последнего на месте вызвать скорую, либо подтвердить этот факт соответствующей медицинской справкой. Логично предположить, что водителю предпочтительнее остановиться и вызвать скорую, нежели пытаться при плохом самочувствии доехать до зоны парковки. Это экстренный случай, требующий принятия быстрых решений.
Если автомобилист не согласен со штрафом, он может его обжаловать. На это даётся 10 дней с момента именно вынесения постановления, а не самого факта нарушения. В качестве доказательств невиновности можно подготовить видео и фотоматериалы, пригласить свидетелей и очевидцев.
Это действительно сложный и достаточно многогранный вопрос, требующий всестороннего изучения. Проблема отсутствия достаточного количества парковочных и стояночных мест знакома множеству водителей.
Но никто ПДД не отменял. Важно соблюдать все требования и правила, уметь трактовать знаки и разбираться в дорожной разметке. Это позволит избежать лишних штрафов и неуместных судебных разбирательств. Старайтесь избегать остановок в зонах, выделенных для общественного транспорта, помните о правилах 5 минут, а также не забывайте, что вы на дороге не одни.
Нарушив правила или встав там, где этого делать нельзя, вы тем самым создаёте помехи, провоцируете возможное возникновение аварийных ситуаций. Неизвестно, к чему подобные действия могут привести. Уважение на дороге превыше всего. Только так можно добиться снижения аварийности и улучшения общей культуры вождения в стране.