Как бы водитель не боролся с уменьшением остроты зрения, со временем она неизбежна. Накануне прохождения медицинской комиссии для подтверждения права управления транспортным средством определённой категории подобная находка может вызвать панику. Пришло время развеять все мифы о получении водительского удостоверения с плохим зрением.
Хотя современные автомобили становятся безопаснее, роль зрения у водителей остается высокой. Искусственный интеллект пока что не научился или в зачаточной стадии владеет навыками распознавания пешеходов, железнодорожных и воздушных переездов (есть и такие!) светофоров. А для езды автомобилям будущего нужна специальная инфраструктура, которой пока нет на большинстве тела планеты. Поэтому в 2019 году полная потеря зрения ещё остаётся противопоказанием для управления транспортом.
Запретить управление автомобилем обязаны и при обнаружении заболеваний глаз, которые ведут к потере зрения. В первую очередь это глаукома и катаракта. Табу на вождение может быть снято после операции на глазах, но не ранее трёхмесячного окна. В это время не должно проявиться рецидивов или необратимых изменений зрительных нервов.
Исключено вождение при наличии признаков диплопии. Это явление обычно связывают с усталостью или алкоголизмом, однако существует и врождённое раздвоение предметов. Поэтому она недопустима при управлении транспортным средством.
В России также не выдают права больным с дальтонизмом. Хотя все знают основные цвета светофора и с молоком матери впитывают расцветку жилетов дорожных и аварийных рабочих, это не спасёт. Иногда регулировщики используют сигнальные флажки других цветов или же при аварии необходимо указать точный цвет машины второго участника.
Ставить вопрос о получении прав с плохим зрением некорректно. Скорее речь идёт об остроте. Данный параметр определяет чёткость отображения предметов и окружающей среды. Для разных категорий автомобилей нормативная острота зрения отличается из-за колебания нагрузки на зрительный аппарат. В текущем году действительны цифры:
Министерство здравоохранения также разрешило выдачу водительских прав даже при слепоте одного поля. Зрительное поле второго глаза должно видеть на 8 десятых единицы. Если же ведущий глаз отсутствует, то оба органа должны видеть минимум на 0,7.
Посещение офтальмолога – один из главных факторов получения водительских прав. От качества реакции шофера зависит сохранение жизней не только попутчиков по машине, но и пешеходов с посетителями придорожной инфраструктуры.
Если соискатель на получение прав постоянно носит очки или линзы, он обязан их захватить с собой. Врач оценит состояние кандидата и на основе исследований сделает вывод о необходимости замены диоптрий, отказа от них или же невозможности вождения автомобиля даже в очках.
Осмотр проходит в два этапа. На первом специалист проведет опрос о самочувствии, ощущениях пациента и пригласит пройти тест по многорядной таблице проверки зрения. Испытание проводится для каждого глаза отдельно. На основе точности распознавания букв доктор делает вывод об остроте зрения. Полдела сделано, но пока что права получить не удастся.
На втором этапе соискатель проходит испытание на цветочувствительность. Офтальмолог даст особую таблицу Рабкина. Суть её заключается в опознании фигур и цветов, зашифрованных в карточке с разноцветными кружочками. На основе полученного ответа врач делает заключение о проблемах с распознаванием спектра, преимущественно зелёного и красного.
Немаловажным является и определение градуса кругозора. Водитель должен видеть чётко всё пространство в поле своего зрения. Если значение ниже 20 градусов или снизилось по сравнению с предыдущим осмотром, то закрадывается подозрение о заболевании глаза. А это прямой запрет садиться за руль и направление на лечение.
После прохождения всех испытаний офтальмолог даёт заключение о допуске к управлению автомобилем определённой категории. Обязательно указание условий: в очках, линзах или в определённое время дня.
О прохождении медкомиссии и офтальмолога в частности необходимо позаботиться незадолго до окончания действия прав или прохождения учебы в автошколе. Во втором случае это наиболее критично. Хотя автошколы и частные инструкторы разрешают отсрочить сдачу медицинского заключения после начала обучения, но лучше избежать рисков. Если по ходу обучения выяснится сокрытие проблем со зрением или непригодность ученика к вождению, то виновных отстранят от занятий. Возвращать плату за обучение никто не станет – услуга по умолчанию становится предоставленной.
Большое преимущество станет наличие электронной записи, что избавит необходимости сидеть в очередях. В ряде крупных городов страны и близлежащих населенных пунктов в радиусе 15 километров работают порталы поиска проверенных специалистов около дома или станций метрополитена. При выборе клиники руководствуйтесь списком аккредитованных МВД учреждений по выдаче таких справок.
При наличии в водительском удостоверении разрешения на ношение очков или линз, езда в них обязательна. За выявление нарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в сумме от 5 до 15 тысяч рублей. Сейчас управление автомобилем без коррекционных аксессуаров приравнивается к отсутствию удостоверения. Однако в данное время разрабатывается проект изменений, среди которых появление в КоАП отдельной статьи о вождении без линз или очков.