К эксплуатации по дорогам общего пользования допускают только те автотранспортные средства, которые имеют всё необходимое оснащение и оборудование. Одним из ключевых составляющих выступает оптики.
Каждая машина оснащается достаточно большим перечнем световых приборов, расположенных в передней и задней части автомобиля. Ещё на теоретических занятиях в автошколах будущим водителям рассказывают про правила и требования относительно фар.
Но на практике оказывается, что не все водители, даже имеющие солидный опыт управления транспортным средством, чётко знают о том, когда и какие фары нужно включать согласно ПДД. Это обусловлено изначальным незнанием правил, либо же изменениями, которые не так редко вносят в действующие правила дорожного движения.
Часто начинающие водители, чтобы не спровоцировать штраф в свой адрес, задаются вопросом о том, когда по правилам нужно включать ближний свет автомобильных фар. Если говорить о ПДД, действующих в России, то ещё с начала 2006 года было внесено специальное постановление.
В нём говорилось, когда ближний свет фар на автотранспортном средстве должен быть обязательно включен. Изначально закон регламентировал обязательное включение этого света при передвижении на автотранспорте за пределами населённых пунктов.
Но уже в 2010 году, а затем в 2018 году, правила были пересмотрены и подкорректированы. Новые правки подразумевают обязательное использование света ближнего действия или дневных ходовых огней на любых трассах и дорогах, включая перемещение в черте любого населённого пункта.
Если не выполнить это требование, водителя ждёт денежный штраф в размере всего, в сравнении со многими другими санкциями, 500 рублей. Многие спорят, а иногда просто не понимают, за что их штрафуют и почему водители обязаны использовать БС или ДХО. А объяснить такое требование ПДД достаточно просто.
На тех же трассах, когда днём наблюдается пасмурная погода, видимость автомобиля ограничивается буквально 200-300 метрами. В общем потоке, когда одна машина едет без света, а другие с включёнными фарами, первый автомобиль становится практически незаметным, он никак не выделяется, а потому его сложно заметить в экстренной ситуации.
Использование днём света на машине позволяет ей не теряться в общем потоке, выделяться и оставаться видной другим участникам дорожного движения. Это особенно важно при обгонах и перестроениях.
Ещё большее значение возможность заблаговременно идентифицировать автомобиль имеет для пешеходов. Разница в скорости между ними огромная. И человек должен точно рассчитать, когда можно начинать движение, а когда стоит остановиться, и сперва пропустить авто.
Бытует мнение, что ближний свет нужен исключительно только на трассах, а в обычных городских условиях они бесполезные. Но эксперты, проводившие специальные исследования, с этим утверждением абсолютно не согласны. Усреднённая вероятность совершения ДТП при условии включённой оптики в населённом пункте снижается на 13%. Это весомый аргумент в пользу того, чтобы включать фары.
У ближнего света есть только один более или менее ощутимый недостаток. Проявляется он при передвижении в условиях плотного трафика. Так фары попадают на задние фонари впереди идущего автотранспорта, тем самым заглушают свечение стоп-сигнала. Водитель просто может вовремя не заметить, как авто впереди тормозит. Для решения этой проблемы многие автопроизводители изначально устанавливают дополнительные стопы на заднем стекле.
Автомобилистов справедливо интересует, когда и какие из фар, включая ближний и дальний свет, они обязаны или не обязаны включать, опираясь на действующие правила дорожного движения.
Тут многое зависит от времени суток, хотя часто спрашивают касательно того, как правильно поступать в городе и за его пределами.
Начнём с городских условий. Если заглянуть в 19 раздел действующих Правил движения по дорогам общего пользования, то существенных отличий между использованием оптики в городе и вне города нет. Отталкиваясь от этого, можно определить, когда и какие фары водителю нужно обязательно включать, не нарушая ПДД.
Ещё до февраля 2010 года правила существенно отличались от нынешних. Теперь те нормативы не действуют. Но тогда водителей обязали использовать свет ближних фар при перемещении за пределами населённых пунктов и в городе, но только при некоторых условиях. К этим особым условиям относили перевозку детей большими группами, движение автомобилей колоннами и пр. Но потом правила поменялись. Наиболее актуальной редакцией является поправка от мая 2018 года.
Актуальные законы говорят о том, что ближние или дневные автомобильные ходовые огни следует включать днём на всех автотранспортных средствах. Причём вне зависимости от расположения. Такое правило действует в черте города и за его пределами.
Хотя тут важно добавить один нюанс. Водителям пошли на небольшие уступки. Если машина движется в черте города или за его пределами, то можно включать противотуманки без обязательного параллельного использования ближнего света.
Существует несколько ситуаций, когда применять только ПТФ (противотуманки) как единственный световой прибор нельзя. Обязательно дополнительно активируется ближний свет, если:
Правила достаточно прозрачные, и ничего сложного в их соблюдении нет.
Ночь или же просто тёмное время суток накладывают дополнительные требования на водителей автотранспортных средств. Они предусматривают, что в текущих условиях недостаточной видимости, в тоннелях и просто вечером и ночью в городе и за его пределами все водители обязуются использовать один из 2 световых приборов. Это касается ближнего или дальнего автомобильного света.
Водитель уже сам определяет, какие именно фары, в зависимости от ситуации, следует активировать. Дальние фары в основном позволяют обеспечить высокий уровень видимости, когда дорога плохо освещена или освещение отсутствует вовсе. Ещё эта оптика незаменима при преодолении неосвещённых участков на трассе.
Изначально может показаться, что у водителей есть свободное право выбора. Но это не совсем так. Во многом использование ближнего или дальнего света зависит от текущей дорожной ситуации.
Есть правила, которые требуют от водителя переходить строго на работу ближней оптики. Это следует сделать, если:
В любой другой ситуации водитель может на своё усмотрение переключаться между дальним и ближним светом. Дополнительных ограничений нет.
Здесь в основном говорят о том, когда водителю можно включить дальний свет автомобильных фар. Объясняется это тем, что особых требований и существенных отличий относительно правил применения светового оборудования в городе и за его пределами нет.
А поскольку правила фактически идентичные, при выезде за город можно придерживаться тех же рекомендаций, что и при поездках внутри населённого пункта.
Но есть одна отличительная особенность. И касается она как раз дальнего света оптики на всех автомобилях. В Правилах чётко указано, что за пределами населённых пунктов водители имеют законное право использовать его, даже при условии, что на дороге имеется освещение. При езде в пределах населённого пункта в подобных ситуациях переходят на ближний свет.
Вокруг ПТФ ходит много разговоров среди автомобилистов, поскольку не у всех они есть. Все пытаются понять, когда можно и нужно включать на машине противотуманные фары.
Разобраться в этом вопросе поможет пункт 19.4 действующих Правил дорожного движения. Согласно этому документу, представленный вид оптики допускается использовать при сложных погодных условиях, провоцирующих затруднение видимости.
Водители имеют право включать ПТФ на машине, используя их совместно с ближними и дальними фонарями или с габаритами.
Учитывая новые поправки к закону о ближнем свете и ДХО, теперь ПТФ приравнены к этим осветительным приборам автотранспортного средства. Потому водителям разрешается на законных основаниях в дневное время суток смело использовать ПТФ как самостоятельный элемент освещения. За такие действия штраф не предусмотрен, и это совершенно законное действие.
Всё это даёт возможность использовать днём как ближний свет, так и ДХО, то есть дневные ходовые, или не всегда предусмотренные с завода противотуманные фары.
Нельзя забывать, что ПТФ являются дополнительным элементом оптики на транспортных средствах. Не все машины оснащаются подобными устройствами. Их отсутствие и неиспользование не карается никакими штрафами. Если ПТФ на машине нет, можно ездить и без них. Но при наличии противотуманок следует выполнять требования ПДД.
Также на всех автомобилях с завода обязательно предусмотрены габаритные огни. В отличие от ПТФ, они присутствуют на всех машинах, а не являются дополнительными элементами световых приборов.
Габаритами называются специальные отсеки с лампами малой мощности. Они располагаются спереди и сзади. Главной функцией выступает сигнализирование о том, что ТС остановилось в тёмное время суток или при избытке видимости на дороге.
Можно с уверенностью говорить, что габариты созданы для обеспечения безопасности. Их свечение позволяет другим водителям понять, что эта машина остановилась.
В ПДД есть конкретные правила относительно того, как и когда использовать эти элементы освещения транспортного средства.
С габаритами всё намного проще. Водитель должен оценить текущую дорожную ситуацию и понять, насколько при нынешних обстоятельствах его ТС будет заметно другим участникам движения.
Если отталкиваться от 19 раздела актуальных Правил дорожного движения, то при нарушении любого из предусмотренных в документе требований наступает ответственность. Её определяют исходя из статьи 12.20 КоАП.
Эта статья имеет 2 возможные санкции:
Решение принимается на усмотрение инспектора, который зафиксировал правонарушение. При этом размер штрафа составляет 500 рублей.
Водителю вынесут предупреждение или оштрафуют, если:
Инспектор определяет, какую именно санкцию следует использовать в отношении правонарушителя. Опирается сотрудник ведомства на наличие отягчающих, либо же смягчающих обстоятельств, что также предусмотрено законом.
При наложении денежного штрафа нарушитель имеет право оплатить только половину суммы, получив тем самым скидку в 50%. Это возможно в случае, если после вынесения постановления штраф будет погашен в течение 20 дней.
Следует добавить, что подобные санкции применяются только в отношении неправильного использования световых приборов транспортного средства, которые полностью соответствуют всем требованиям и нормам. Если же фары не будут отвечать техническим стандартам, тогда предусмотрены куда более серьёзные наказания.
Приведём простой пример. Передние фары имеют цвет, отличный от белого, жёлтого или оранжевого. Водитель установил плёнки или использовал краску, что сделало свет красного цвета. За такое нарушение возможно лишение прав на срок 6-12 месяцев. Дополнительно инспектор обязуется изъять световые приборы, не отвечающие установленным требованиям.
Чтобы водители и автомобилисты точно понимать, как и в какой ситуации действовать, приведём основные положения всего изложенного ранее.
https://www.youtube.com/watch?v=VgbI8dTRxqA
Отталкиваясь от этих рекомендаций, можно чётко понять, как действовать в той или иной ситуации.
Нельзя забывать, что вся оптика на авто регулируется определёнными требованиями, имеет стандарты по свету и направлению световых потоков. Если фары неправильно отрегулированы, даже ближний свет легко можно ослепить встречные машины на солидном расстоянии.
Также неправильная настройка ухудшает видимость для самого водителя. Он может не успеть вовремя заметить препятствие или выбегающего пешехода. Потому при эксплуатации и во время замены фар их обязательно нужно отрегулировать. Сделать это проще на СТО, оснащённых специальными стендами.
Правила в отношении оптики транспортных средств придуманы не просто так. Это вопрос безопасности и предотвращения большого числа аварий и дорожно-транспортных происшествий. Строго следуйте установленным рекомендациям и не забывайте об уважении к другим участникам движения.