К сожалению, превратности погоды, именуемые «глобальным потеплением», действительно становятся причиной погодных аномалий, которых с каждым годом становится всё больше. В тех регионах, где никогда не видели смерчей, это явление уже не является сенсацией. Пожары и наводнения, ураганный ветер и шаровые молнии – всё это обрушивается на города и посёлки с невиданной доселе частотой. Одним из таких погодных явлений, вне всякого сомнения, можно назвать и град. Согласно последним тенденциям, средний размер ледышек, падающих из неба, постоянно увеличивается, и сегодня не составит труда найти в сети свежие фотографии с градинками размерами с куриное яйцо и даже побольше. Не стоит говорить, что попасть под такой град – удовольствие не из приятных. Если не обеспечить защиту головы, то, согласно всё еще действующему закону Ньютона, можно получить в лучшем случае гематому. Льдина по своей плотности хотя и уступает камню, но по степени твёрдости может с ним посоперничать. Прямое попадание запросто может проломить череп, а это уже далеко не так безобидно.
Хотя на первый взгляд может показаться, что автомобилю в град бояться нечего, наличие у него наклонных и плоских (в горизонтальной проекции) поверхностей делает их уязвимыми. Стекло это или металл – не имеет значения: ускорение свободного падения делает соударение столь сильным, что даже железная крыша рискует превратиться в покорёженный кусок металла, а лобовое или заднее стекло – в решето. Как защитить машину от града? Находчивость – хорошее качество, но далеко не всегда оно проявляется в необходимой мере, особенно в критических ситуациях. Поэтому лучше подготовиться к стихийному бедствию заранее, чтобы успеть минимизировать последствия града.
Казалось бы, странная постановка задачи… На самом деле каждый из нас наверняка попадал под град, и в абсолютном большинстве случаев обходилось без каких-либо последствий. Как правило, в результате именно этого природного явления страдают огородники, поскольку градинки даже небольшого размера способны серьёзно повредить посадки молодых овощных растений. Поздним летом град уже не столь опасен, так как стебли уже сформированы достаточно, чтобы противостоять напору стихии. Но какой размер града может повредить машину? Опасаться точно не стоит, если максимальный диаметр градин не превышает 10 миллиметров. А вот размеры от 2 сантиметров в поперечнике и более уже способны нанести машине определённые повреждения. В первую очередь страдает лакокрасочное покрытие, особенно на автомобилях с большим пробегом. При очень больших размерах градин непосредственная опасность угрожает стёклам, прежде всего – заднему и лобовому, поскольку они расположены не вертикально, как боковые, а под наклоном, увеличивая тем самым угол атаки. А из законов физики известно, что удар огромной силы, но вскользь, принесёт меньше неприятностей, чем слабый, но пришедшийся в лоб. Так что если машина попала под град, у вас есть время, чтобы определиться, стоит ли предпринимать срочные меры или достаточно переждать стихию, сидя в машине.
Самый эффективный способ спасения – укрыться. В принципе, грозовой фронт никогда не приближается исподволь – если быть внимательным, признаки надвигающейся грозы всегда можно заметить и успеть предпринять соответствующие меры. Другое дело, что прячутся от дождя только самые аккуратные автовладельцы, каковых в наше время можно смело называть музейными экспонатами. Несёт ли с собой гроза и град – не сможет предугадать ни уполномоченный представитель Гидрометцентра, ни самый удачливый астролог. Так что в большинстве случаев это погодное явление застигает врасплох. А если вы находитесь в это время в автомобиле – то, скорее всего, непогода застала вас в пути.
Главное в таких случаях – не паниковать и постараться определить, может ли такой град повредить автомобиль. Если опасность представляется реальной, следует как можно быстрее найти подходящее убежище для машины. Это может быть козырёк автозаправочной станции или придорожного кафе. Но здесь имеется один важный нюанс: если вы твёрдо намерены искать укрытие, а не пережидать стихию, следует определить направление ветра и ехать исключительно в подветренную сторону. Двигаться против направления ветра нельзя, поскольку при этом даже относительно небольшие градинки могут нанести ощутимый урон автомобилю. Что ещё можно использовать в качестве подходящей защиты от града:
Если в зоне видимости подходящих укрытий нет, вряд ли стоит продолжать двигаться. Объяснение этому утверждению достаточно простое. Дело в том, что линия горизонта в обычных условиях расположена примерно в четырёх километрах от наблюдателя. При скорости 60 км/час (а в град вы вряд ли решитесь ехать быстрее) для преодоления этой дистанции потребуется 5 минут. Учитывая, что средняя продолжительность этого явления невелика и колеблется в пределах от нескольких до 10, максимум 15 минут, пока вы успеете доехать до ближайшего укрытия, град, вероятнее всего, просто закончится. Так что вы будете рисковать совершенно напрасно.
Лучше всего заглушить мотор и попытаться в оперативном режиме защитить те части машины, которые могут пострадать в первую очередь (не забыв при этом и о себе). Большинство советов сводится к тому, что в первую очередь следует защищать крышу. Это справедливо из-за финансового фактора: ремонт этого кузовного элемента намного сложнее и в разы дороже, чем замена стекла, крышки багажника или капота. Впрочем, с точки зрения подверженности повреждениям самым хрупким элементом автомобиля считается именно стёкла: они могут треснуть при падении градинок, не способных испортить ЛКП.
О том, чем и как укрыть машину, мы поговорим позже, а пока отметим, что если вы решили остановиться и переждать стихию, то стоит выставить аварийный знак, причём на достаточно большом расстоянии от авто – в такую непогоду видимость стремительно ухудшается. Неровен час, отыщется такой любитель непогоды, который решит продолжить движение, а в условиях недостаточной видимости он может запросто зацепить вашу машину. К счастью, задача поиска ближайшего укрытия решается достаточно просто, если у вас имеется доступ в интернет и мобильное устройство, на котором установлено приложение Яндекс.Карты или Google Maps. Подойдёт, конечно же, и автомобильный навигатор, который укажет ближайшие объекты, допустимые для использования в качестве временного укрытия.
Чем южнее регион, тем он беднее растительностью – это правило справедливо далеко не всегда, но для российских условий оно по большей части выполняется. Довольно обширные территории – это степь или сельскохозяйственные угодья, где отсутствуют природные укрытия типа деревьев. Пологие складки местности также трудно назвать хорошим укрытием. Словом, шанс, что непогода застанет вас в чистом поле, достаточно высок. Но ситуация не безнадёжная. Вы можете спасти машину от нанесения повреждений, главное – действовать оперативно и проявить смекалку. В действительности в любом автомобиле при желании всегда можно найти подручные средства, которые можно использовать в качестве защитных элементов для стёкол и кузовных деталей. Более того, некоторые из них являются обязательным элементом интерьера транспортного средства.
Что защищать в первую очередь — решать вам. При повреждении лобового стекла вы вряд ли сможете продолжать движение – придётся вызывать эвакуатор, поэтому к той сумме, которую придётся потратить на установку нового стекла, нужно добавить расходы на эвакуацию вашего автомобиля. И если вы застряли где-нибудь в глуши, совсем не очевидно, что ремонт крыши обойдётся вам дешевле. В любом случае, заднее стекло, а также капот и крышку багажника следует обеспечивать защитой в последнюю очередь, поскольку их можно с определённой долей условности назвать расходным материалом.
Мы уже говорили, что если вы не возите с собой специальное защитное средство (что маловероятно), то уж коврики в салоне присутствуют наверняка. Да, вы всё поняли правильно – этих четырёх ковриков вполне достаточно, чтобы прикрыть окна. А тот поддон, который имеется в багажнике, способен послужить вполне приемлемой защитой и для крыши. Переживать за то, что материал изготовления ковриков в состоянии сдемпфировать удары крупных градин, не стоит – если он выдерживает издевательства вашей обуви на протяжении многих лет, то о кратковременном граде переживать не стоит. Но вам придётся решать другую проблему – как укрепить коврики, особенно на стёклах, ведь любой порыв ветра в состоянии в мгновенье ока разрушить такой импровизированный бастион. У запасливого автовладельца в бардачке всегда лежит цилиндрик скотча – именно его и можно пустить в дело. Менее привлекательным вариантом является использование буксировочного троса. Разумеется, тряпичного. В ход пойдут (при их наличии) куски верёвки, а также стяжки, с помощью которых укрепляется багаж. То есть это именно тот случай, когда придётся проявить природную смекалку.
Если укрепить коврики не получается, можно попытаться прикрыть их одеждой или куском ткани соответствующих размеров. В принципе, если такого добра в машине оказалось много, им можно укрыть и крышу, и остальные кузовные элементы. Правда, одного слоя явно маловато, особенно при градинах крупных фракций. Можно не упоминать про случайные вещи, оказавшиеся в багажном отделении. Спасти машину от града, к примеру, поможет надувной матрац, взятый с собой для отдыха на водоёме (но нужно успеть накачать его хотя бы процентов на 30, что, конечно, маловероятно, учитывая скоротечность этого природного явления). Многие автомобилисты возят с собой чехол, который служит укрытием для машины при стоянках на открытом воздухе. Их протекторных свойств должно хватить для защиты от града, главное – постараться как можно скорее натянуть его на кузов.
Деревья – это в принципе достаточно надёжное природное укрытие от любой непогоды, в том числе и от града. Но здесь нужно учитывать два важных фактора:
В принципе мы разобрали все возможные варианты, как защитить авто от града. Осталось только рассмотреть, что можно использовать в качестве укрытия машины.
Мы уже рассмотрели, чем укрывать машину от града, если вы заранее не подготовились к напору ледяной стихии. Но ведь всегда есть возможность позаботиться о сохранности экстерьера загодя. Здесь возможных вариантов намного больше. Можно возить с собой, например, остатки рулона подложки для ламината или чего-нибудь подобного. Если кому-то это покажется экзотикой, есть и альтернативный способ. В хозяйственных отделах супермаркетов продаётся пузырчатая упаковочная плёнка. Стоит она копейки, а места в багажнике занимает немного. Правда, после однократного использования её, скорее всего, придётся выбросить, но и град ведь случается далеко не ежедневно. Но лучшим способом следует признать покупку специального антиградового тента/накидки/чехла, благо предложений подобных изделий предостаточно. При его наличии защита автомобиля от града своими руками потребует от вас только быстроты реакции.
К сожалению, большинство жителей мегаполисов не в состоянии обеспечить для своего «железного коня» постоянное стационарное жильё. Вариант с крытыми стоянками также считается достаточно дорогостоящим, поэтому основная масса машин вынуждена стоять под открытым небом – на платных/бесплатных городских стоянках или непосредственно во дворе. В таких случаях от непогоды обычно используют непромокаемый чехол, который отлично защищает от снега или дождя, но может оказаться бесполезным при граде. Так что самый оптимальный вариант – использование специальных тентов, о которых мы уже упоминали. При этом нужно учитывать и такие моменты, как наличие вблизи стоянки деревьев или хрупких металлических, пластиковых и деревянных конструкций. Автомобиль следует ставить вне зоны досягаемости этих объектов при их падении. Если вы ставите машину на даче, избегайте заборов, причём деревянные менее опасны, чем выполненные из металлопрофиля – сильному порыву ветра не составит труда оторвать хлипкий лист, представляющий опасность не только для автомобиля, но и людей, случайно оказавшихся в этот момент рядом. Если тратить деньги на покупку антиградового покрытия желания нет (минимальная стоимость – от 1500 рублей), можно пошить защитный чехол самостоятельно. По крайней мере, так удастся сэкономить около половины средств.
Главное правило для тех, кто попал под град и не сумел ни найти убежище, ни укрыть машину, – остановиться. Если уж избежать обстрела ледяной картечью не удастся, можно минимизировать наносимый урон. Желательно при этом развернуть авто таким образом, чтобы подставлять под градины заднюю или боковую части – пробоина лобового стекла не позволит вам ехать дальше, а такой же дефект заднего не так опасен. По бокам у машины поверхности вертикальные, что автоматически уменьшает силу удара, который придётся по касательной. Существует ещё одно правило, которое поможет уменьшить сумму убытка. Если вы всё же отыскали в багажнике или салоне кое-какие вещи, способные послужить защитой от крупных льдинок, лучше укрывать одну кузовную деталь, но полностью, чем многие, но частично. Даже единичное повреждение крыши или стекла вынудит вас менять и то, и другое целиком.
Но что делать, если машину всё же побило градом? Прежде всего – не паниковать. В настоящее время уже разработаны и апробированы технологии, предоставляющие возможность выравнивания вмятин небольших размеров без необходимости покраски этого участка. Вам останется только найти сервисы, предоставляющие услугу «безпокрасочной рихтовки». Хотя она и дороже обычных рихтовочных работ, но существенно дешевле покраски. Не говоря уже о замене кузовной детали целиком.