От функциональности тормозов зависит безопасность поездок, поэтому каждый водитель стремится поддерживать их в рабочем состоянии. Из-за особенностей конструкции в системе скапливается воздух, и его приходится удалять. Раньше это можно было сделать без особых проблем, но несколько лет назад машины стали выпускать с антиблокировочной системой (ABS), и задача усложнилась.
Далее вы узнаете, как устроены тормоза и каким образом осуществить их прокачку с учётом ABS.
При экстренном торможении часто возникает такое явление, как блокировка колеса (или нескольких колёс сразу). Оно резко перестаёт вращаться, но машина по инерции продолжает двигаться вперед, теряя управление и сцепление с дорожным полотном. Таким образом, автомобиль может развернуться вбок и даже перевернуться, не реагируя ни на какие манипуляции водителя. Чтобы подобного не произошло, предусмотрена система ABS. Она состоит из следующих компонентов:
Существует два вида антиблокировочных систем:
Первый из-за своей высокой цены чаще встречается в автомобилях бизнес- или эконом-класса, где в угоду безопасности пожертвовали чем-то другим.
В рамках крупных видов есть несколько типов ABS:
Поскольку ABS не идеальна, её функционал часто улучшают при помощи ESP — электронной системы курсовой устойчивости, которая предотвращает непроизвольные развороты машины вбок. Чтобы стабилизировать ситуацию и выровнять автомобиль, ESP замедляет нужное колесо или блокирует подпитку мотора топливом.
Теперь поговорим о том, как прокачать тормоза (то есть выгнать воздух при замене тормозной жидкости) с ABS. Здесь самое главное – соблюдать порядок действий, чтобы не дестабилизировать антиблокировочную систему.
Последовательность работы для каждой машины разная: откройте инструкцию, и там вы увидите соответствующие рекомендации (чаще всего к передним колёсам приступают в последнюю очередь).
Обратите внимание, что самостоятельно вы не справитесь – нужно действовать вдвоём. Ваш помощник не обязательно должен быть сведущ в тонкостях механики или уметь управлять автомобилем.
Схема прокачки такова:
Ознакомившись с предыдущим пунктом статьи, вы наверняка подумали, что прокачка тормозов с ABS – не такое уж сложное дело. Однако здесь есть подвох – каждый автомобильный концерн по-своему решает, каким образом антиблокировочная система будет функционировать и связываться с другими электронными модулями.
Из-за этого общий порядок, приведённый выше, может нарушаться, например:
Также особенность прокачки тормозов состоит в необходимости отслеживать давление в гидросистеме и не позволять ему подниматься до 182 бар. Для этого придётся вначале с выключенным мотором выжать тормоз два десятка раз и только потом приступать к выкачиванию воздуха.
Как правильно прокачать тормоза с конкретной системой ABS, можно узнать либо из инструкции к машине, либо из советов на официальном сайте производителя. Помните, что после процедуры не должен гореть индикатор, указывающий на некорректную работу ABS.
Если есть хоть малейшее подозрение, что вы что-то сделали не совсем правильно, нужно обратиться на СТО, где заново отладят тормозную систему.
Самая сложная в обработке – четырёхканальная ABS с четырьмя датчиками. Для её прокачки нужен сканер считывания информации с электронного блока управления, например, ELM327. Он представляет собой небольшой модем с разъёмом и выпускается вместе с приложением для гаджетов.
Установив ПО и вписав набор команд, вы увидите все проблемы ABS вместе с их кодами. Но это достаточно рискованно и не всегда просто для обычного водителя.