Чтобы автомобиль плавно, но уверенно тормозил на дороге, водителю нужно прилагать очень много сил, нажимая на педаль тормоза, но это достаточно тяжело и неприятно. По этой причине тормозная система каждого авто оснащена специальным устройством, которое облегчает эту задачу. Его называют вакуумным усилителем тормозов.
Данное устройство жизненно необходимо для каждого автомобиля. Его назначение – увеличить усилие, которое передаётся от педали к главному тормозному цилиндру. Благодаря этому транспортом легче управлять и тормозить.
ВУТ и главный цилиндр взаимосвязаны. Они — неотъемлемые части друг друга. В первом такие составляющие:
Стоит разобраться с его функционированием. Принцип его действия основывается на резком изменении давлений в обеих камерах. Когда педаль тормоза зажимается, камеры начинают активное взаимодействие. В этом им способствует мостик. В данный временный промежуток, в них одинаковое и очень низкое давление. Параллельно с этим тормозной цилиндр не функционирует.
Тогда же в состояние активности переходит следящий клапан. Результат его срабатывания — канал между камерами начинает закрываться, но открывается другой канал, атмосферный. Тогда давление в атмосферной камере выше, чем в вакуумной. Диафрагма под его воздействием начинает движение к тормозному цилиндру. Она перемещается, образуется огромное усилие на штоке цилиндра. Это усилие примерно в 3-5 раз больше испытываемого педалью. Данный процесс является усилением.
Устройство следящего клапана сделано таким образом, чтобы усилие, которое будет передано поршню тормозного цилиндра, зависело от усилия, получаемого педалью тормоза. Они прямо пропорциональны. Иными словами, чем большее усилие получает педаль, тем и больше передаваемое усилие. Но если педаль окажется зафиксирована, то и диафрагма прекратит свой путь. Следовательно, поршень тоже будет в бездействии. Тогда колёса авто притормаживаются, а соответствующая система в момент откликнется на сигнал о торможении.
Если перестать зажимать педаль тормоза, следящий клапан закроет атмосферный канал, но тогда откроется вакуумный. Всё приходит к своему началу. Возврат определённых составляющих на свои места зависит от возвратной пружины, находящейся в основной части усилителя.
Качество работы ВУТ находится в прямой зависимости от атмосферного давления. Чем ниже давление, тем хуже работа устройства.
Большое значение отводится датчикам. Они находятся по периметру всей конструкции. Их задача – сделать процесс торможения как можно эффективнее и упростить процесс управления. Наиболее частый вариант – датчик хода мембраны. Благодаря ему электроника способна понимать сложившуюся ситуацию.
Ещё один вариант – датчик перемещения штока или датчик степени разряжения камер. Второй из них даёт сигнал о количестве вакуума в двух различных усилителях тормозов.
В функционировании ВУТ нет специфических условий или чего-то подобного. Однако, есть моменты, которые стоит знать:
Давление окружающего воздуха очень важно для работы ВУТ. В вакуумной камере это значение составляет около 0,067 МПа. Почти в полтора раза меньше обычного атмосферного. Если высота по отношению к уровню моря нормальная, то подобное соотношение считается нормальным. Но чем больше будет высота, тем хуже будет работа ВУТ.
Устройства данного типа не сложны в конструкции. Неисправности почти всегда обуславливаются их разгерметизацией. Вот основные:
Если проблемы всё же имеются, то их выявление не заставит себя долго ждать. Их наличие выдаёт то, что педаль тормоза очень плохо выжимается.
Если он уже полностью неисправен, то педаль практически не нажимается. Чтобы это подтвердить, нужно не заводить двигатель, а просто нажать на педаль примерно 4-5 раз. И при последнем нажатии сопротивление будет очень большим.
Чтобы узнать, в каком состоянии находится усилитель, человеку не нужно иметь какое-либо оборудование или специальные знания.
Самый лёгкий способ, при котором даже не потребуется заглядывать в капот, – выжимка педали тормоза. Движок при этом в нерабочем состоянии. Достаточно несколько раз выжать педаль и на последнем из них зафиксировать ногу в положении, когда педаль нажата.
Теперь движок стоит завести. Педаль должна слегка опуститься. Это хороший знак. Значит устройство работает исправно.
При работе тормоза силовая установка не должна поменять своего рабочего режима. В противном случае возможно, что причиной является поломка ВУТ. Это стоит проверить. Делается это следующим способом:
Если процесс торможения не влияет на количество оборотов двигателя, то в усилителе есть подсос воздуха.
Если ВУТ всё же имеет какие-либо неисправности, то стоит задуматься о том, как его правильно отрегулировать. Для этого нужно правильно подобрать длину штока, чтобы положение педали тормоза было верным. Как работа будет завершена, обязательно стоит проверить наличие зазора. Он очень важен, так как поможет узнать какая сила приходится на тормозной цилиндр. Есть специальный болт, он помогает отрегулировать размер выступа. Его высота должна составлять 7,1 мм.
Также есть регулировочный винт. Он помогает настроить момент срабатывания клапанов. От него зависит возврат педали в начальное положение. Затянуть слишком сильно нельзя, педаль будет возвращаться очень медленно и туго. А если, наоборот, не дотянуть, то ситуация будет абсолютно противоположная.
Если водитель решил поставить в свой автомобиль новый вакуумный усилитель тормоза, то первое, что с ним нужно сделать, – отрегулировать.
У вас были какие-либо проблемы с ВУТ? Если да, то какие? Как вы их решали? Поделитесь данной статьёй, чтобы как можно больше людей узнали полезную информацию.