В обычных машинах с двигателем внутреннего сгорания используется фрикционная тормозная система. Принцип её работы основан на трении. Тепло, образующееся в результате трения колодок о диски, рассеивается в окружающей среде. То есть большое количество мощности двигателя тратится впустую. Можно ли вернуть её и использовать снова?
Для этого придумана система рекуперации энергии. В автомобиле это конструкция в виде электрического тормоза, который может работать как генератор и в качестве мотора. В генераторном режиме система собирает энергию, образующуюся при торможении, преобразует её в электрический заряд и возвращает в сеть. Рекуперация – это преднамеренное возвращение энергии для повторного использования. Для сохранения именно электрического заряда, в автомобилях с ДВС дополнительно устанавливается электродвигатель.
Для возврата пустых потерь мощности мотора на трансмиссию монтируется электродвигатель. Механизм работы этой схемы:
В автомобилях с ДВС управление электродвигателем производится через сцепление. Через него блок управления синхронизирует работу двух моторов:
Система рекуперации энергии начинает работу с ходовой части машины. Для получения большей мощности её монтируют на ось ведущего моста.
При резкой остановке рекуперативная система работает недостаточно эффективно. Поэтому в автомобилях с ДВС оставляют фрикционный тормоз.
Несмотря на постоянное технологическое развитие транспорта максимальный КПД моторов составляет 45%. Другими словами, больше 55% мощности двигателя уходит в виде тепловой энергии. А если учесть современные требования к чистоте выхлопов автомобиля, то система рекуперативного торможения является приемлемым выходом из ситуации. Обычно применяются четыре основных вида рабочих конструкций:
Многие ведущие производители автомобилей устанавливают такие конструкции на своих машинах. Например, компании Honda и Exoes используют конструкцию Ренкина.
Технология электрического тормоза отлично работает в условиях постоянного торможения: на светофорах, в пробках, поворотах. В городе она помогает:
Дополнительным плюсом можно считать надёжность конструкции. Она долговечна и не нуждается в дополнительном сервисе.
За городом, при скоростном движении по трассе эта схема практически не работает. Существенным минусом является высокая стоимость этой системы.
Использовать или нет систему рекуперативного торможения в своём автомобиле, каждый решает сам. Но современные машины всё чаще уже с завода выходят оснащённые конструкцией рекуперативного торможения.
Если на вашем автомобиле стоит электрический тормоз, то поделитесь своими наблюдениями и рекомендациями в комментариях к статье.