Современные автомобили содержат большое количество электронных компонентов, помогающих водителю во время движения. В описании моделей эти системы представлены в виде аббревиатур и сокращений, не содержащих пояснений о функционале, поэтому автолюбителям необходимо знать, что означает конкретная аббревиатура, что она за собой скрывает и как именно работает обозначенная система. Система EBD, установленная на большинство новых моделей, относится к таким цифровым ассистентам.
Сокращение EBD обозначает «Electronic Brake Dsistribution» или в переводе на русский – «Электронная система распределения тормозных усилий». Она — продолжение развития системы ABS. Принципиальное отличие EBD и других систем от базовой ABS в том, что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении, когда водитель ударяет по педали тормоза.
Ну а для того чтобы детальнее разобраться в том, что такое EBD в автомобиле, необходимо совершить небольшой экскурс в историю развития управления тормозных систем на транспортных средствах.
Изначально тормозной привод на ранних версиях автотранспортной и иной технике приводился в действие при помощи системы тросов, которые подключались к педали тормоза. Тросы при натягивании сдвигали тормозные колодки, прижимаемые к колесам, что заставляло последние прекращать вращение, вследствие чего автомобиль останавливался.
Помимо этого, существовала другая проблема – при механической блокировке колёс терялась возможность управления движением автомобиля, что в сложной обстановке могло привести к аварийной ситуации. Впоследствии конструкторы нескольких зарубежных фирм параллельно разрабатывали систему помощи водителю, которая автоматически снимала блокировку для помощи водителю в управлении транспортным средством. До развития технологий передачи и обработки информации, основанной на полупроводниках, не получалось разработать компактный вычислительный комплекс, учитывающий нагрузку на колёса и рассчитывающий достаточные усилия для отсутствия полной их блокировки.
Благодаря новым полупроводниковым элементам немецкие конструкторы из Daimler-Benz в кооперации с коллегами из Bosch смогли изобрести принципиально новую схему управления тормозной системой, которая используется в автомобилях и в настоящее время. Этой схемой управления стала АБС — антиблокировочная система. Суть её работы заключается в том, что датчики, установленные на тормозных дисках, передают сведения о количестве оборотов колеса в электронный вычислительный модуль, который сравнивает полученные показатели и регулирует тормозное до уровня, достаточного для эффективного управления автомобилем.
Для внедрения системы датчиков и обрабатывающего центра необходимо было решить ряд проблем, связанных с оценкой скорости вращения колёс, а также обработкой и передачей сигналов от органов чувств системы к её «мозгу». Решением проблемы стало использование магнитной силы в датчиках и полупроводниковых схем, позволяющих уменьшить нужное вычислительное оборудование до оптимальных размеров.
Ключевая проблема найденного конструкторского решения кроется в том, что колёса могут быть под разной нагрузкой в зависимости от наличия и распределения полезного груза, поэтому изначально равномерные тормозные усилия, задаваемые при помощи ABS, в действительности таковыми не являются. Например, у подавляющего большинства автомобилей багажное отделение располагается сзади. Большое количество груза, расположенного в нём, влияет на скорость вращения задних колёс из-за чего прилагаемое тормозное усилие на них является избыточным. В результате задняя колёсная пара из-за непропорционально большого усилия блокируется полностью, что приводит к заносу транспортного средства.
Новая система, в свою очередь, исправляет данный перекос. Используя те же контроллеры и блок управления, что и ABS, EBD рассчитывает разницу между скоростью вращения всех колёс. В результате давление тормозной жидкости в тормозном цилиндре соответствует скорости колеса и даёт возможность сохранить управление. На практике это проявляется в сокращении длины пути торможения и лучшей управляемости автомобилем во время снижения скорости и перед остановкой.
Особенностью конструкции EBD является её интеграция с ABS для обеспечения работы системы. Подобная конфигурация повышает эффективность торможения, а также улучшает управление автомобилем во время замедления хода, в том числе на поворотах. Электронная система распределения тормозных усилий имеет принципиальную схему устройства. В число обязательных компонентов ABS и EBD входят:
Описанная выше схема закрепилась с момента создания полностью электронной ABS, то есть с конца 70-ых годов прошлого века. EBD, разработанная в конце 80-ых годов, фактически является дополнением к материнской системе.
Для понимания того, как работает система EBD, необходимо помнить, что большинство компонентов обменивается друг с другом электронными сигналами, а также в ней используется отдельный вычислительный блок, что делает её достаточно сложной для кустарного ремонта или замены. Ключевой компонент EBD – датчики скорости вращения колёс. Разработанная инженерами Bosch схема предполагает использование эффектов работы магнитного поля, в частности эффекта Холла, для определения скорости вращения колеса. Датчики представляют собой магнитные катушки, которые при движении колеса генерируют переменный ток.
Импульс тока передаётся в управляющий блок, который переводит продолжительность импульса в скорость вращения колеса, сопоставляет с заложенными программой данными и при нажатии педали тормоза отдаёт команду исполнительным системам.
Исполнительные системы, представленные тормозными гидравлическими насосами, а также клапанами сброса давления, поддерживают давление тормозной жидкости в значениях, заданных блоком управления. В результате каждому колесу передаётся достаточное для торможения и сохранения управления автомобилем усилие.
Поскольку EBD является надстройкой ABS, выход из строя одной из систем может означать неисправность во второй. К признакам отказа EBD относятся:
Причинами неисправности чаще всего являются либо ошибки в блоке управления системой, либо неисправность датчиков вращения колёс. В любом случае подобные неисправности сложно устранить самостоятельно, поэтому лучше обратиться в сервисный центр или ремонтную мастерскую.
Использование EBD позволяет сохранять устойчивый и ровный курс во время поворотов, торможения, а также при непростых погодных условиях. Машина, оснащённая этой системой, при торможении проезжает меньший путь, особенно это заметно при перевозке тяжёлых грузов.
Водители машин, оснащённых системой распределения тормозного усилия, отмечают один значимый минус – срабатывание в условиях этого не требующих.
Коротко резюмируя всё выше изложенное, можно сделать следующие выводы: