Тормозная система – важнейший компонент автомобиля с точки зрения безопасности дорожного движения. При любой её неисправности эксплуатация транспортного средства, согласно нормам ПДД, запрещена. ТС состоит из множества компонентов, и, хотя тормозная жидкость не относится к механизмам, осуществляющим непосредственно подтормаживание колёс автомобиля, именно она отвечает за приведение их в действие.
Сам принцип работы тормозов известен всем: при нажатии водителя на педаль в трубопроводах ТС происходит возрастание давления рабочей жидкости, которая надавливает на поршни тормозных цилиндров, заставляя колодки состыковываться с дисками или барабанами с разной силой (в зависимости от усилий нажатия на педаль). При увеличении силы трения между колодками и дисками и происходит подтормаживание последних. Отпускание педали приводит давление ТЖ в норму, заставляя колодки вернуться в исходное состояние.
Поскольку при торможении в месте контакта диска и колодки из-за трения происходит значительное повышение температуры, и сами поверхности, и ТЖ должны быть изготовлены из материалов, обладающих повышенной стойкостью к высоким температурам.
Вода, как известно, закипает при ста градусах, поэтому она заведомо не пригодна на эту роль.
Чтобы существенно повысить температуру кипения, в воду добавляют комплект присадок, позволяющих выдерживать температуры порядка 260-280 градусов.
Хотя тормозная жидкость в принципе не является расходным материалом в классическом понимании этого термина, необходимость в её замене всё же возникает. Дело в том, что сама по себе ТЖ обладает повышенной гигроскопичностью, то есть способностью впитывать воду, находящуюся в составе атмосферного воздуха. И хотя контур тормозной системы обладает герметичностью, она не абсолютна. Так или иначе вода попадает в жидкость, разбавляя её и тем самым снижая верхний температурный порог кипения. При этом происходит снижение эффективности торможения. Чем старее автомобиль, тем, как правило, хуже он справляется с предохранением ТЖ от попадания влаги. Так, в подержанных авто всего за год интенсивной эксплуатации температура кипения жидкости может понизиться на 40-50°С.
Снижения этого показателя на 80-100°С достаточно, чтобы при интенсивном торможении ТЖ начинала закипать, образуя пузырьки. Именно они, сливаясь в достаточно объёмные кластеры, увеличивают сжимаемость жидкости. Если вы начали замечать, что для обеспечения эффективного торможения вам приходится нажимать на педаль с всё большим усилием – одной из причин этого явления и является ухудшение характеристик тормозной жидкости в результате попадания в неё воды и воздуха.
В конце концов, если не предпринимать никаких превентивных мер, вы просто не сможете затормозить, что создаст предпосылки для ДТП. Так что при ухудшении эффективности торможения следует незамедлительно искать причину.
Вполне возможно, что она заключается в банальной утечке ТЖ, поэтому важно регулярно проверять её уровень, а при необходимости доливать. Как это делать и из чего состоит тормозная жидкость, мы расскажем позже, поскольку здесь имеется ряд нюансов, связанных с различным составом присадок в жидкостях от разных производителей. Доливая состав другой марки, мы рискуем получить несовместимость на уровне добавок, часть из которых не будет действовать, а часть вообще выпадет в осадок, который также ухудшит эффективность торможения, чего допускать нельзя.
Так что важно запомнить, какой состав залит в ваш автомобиль, чтобы использовать его же в случае критично низкого уровня тормозной жидкости. Если приобрести такой же продукт не представляется возможным, или если вы не знаете, что было залито ранее, необходимо слить старую и залить новую ТЖ.
Помните и о том, что периодически замене подлежит жидкость, даже если её уровень соответствует норме.
Поскольку состав присадок разливается у разных производителей (и в пределах одной торговой марки тоже), можно говорить о том, что и называть сроки, через сколько требуется производить замену тормозной жидкости, не совсем правильно – всё зависит от конкретного наименования продукта.
Впрочем, существует объективный параметр, позволяющий судить о том, что свойства тормозной жидкости далеки от идеальных. Это – её влажность. Считается, что увеличение этого показателя до 3.5% уже является причиной выполнения данной процедуры, поскольку при такой концентрации температура кипения жидкости падает до 150°С. А это очень мало для эффективной работы тормозов.
Понятно, что визуально оценить уровень влаги в ТЖ невозможно. Для этого существует специальный прибор, продающийся практически в любом автомагазине. Стоит он относительно немного (порядка 300-600 рублей), позволяя с высокой точностью контролировать уровень воды в тормозной жидкости.
В легковых автомобилях объем заливаемой в тормозную систему ТЖ колеблется в пределах 0.5-1.0 литра. 3.5% – это порядка 18-25 мл воды. Казалось бы, совсем немного, но вполне достаточно для существенной потери эффективности торможения, что чревато самыми неприятными последствиями. Так что если замеры показали, что концентрация влаги высока, следует незамедлительно принять соответствующие меры.
Независимо от состава присадок, рабочие характеристики жидкости определяют всего четыре важных параметра:
Рассмотрим, каким образом каждая из указанных характеристик влияет на то, какую конкретно тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль.
Согласно законам физики, при интенсивном трении механизмов тормозной системы энергия торможения преобразуется в тепловую. Сильнее всего нагреваются узлы, непосредственно контактирующие между собой – диски (барабаны) и колодки. Немного меньшее греется суппорт, и уже он передает тепло в тормозную жидкость. Как мы уже говорили, важно не допустить её закипания – в противном случае возрастает риск провала тормозной педали, что практически всегда чревато неприятностями. Поэтому этот параметр считается самым важным для ТЖ.
Хотя движущихся частей в тормозном механизме немного, если смазывающие свойства жидкости будут недостаточными, манжеты цилиндров будут изнашиваться намного быстрее. Страдать будут и автомобили, оснащённые системой АБС. В последнем случае при приобретении ТЖ лучше отдавать предпочтение жидкости категории DOT5, в составе которой имеется силикон, улучшающий смазывающие характеристики и продлевающая ресурс всех узлов тормозной системы.
DOT5.1 (о видах тормозной жидкости мы поговорим чуть позже) – спецификация, созданная специально для авто с антиблокировочной системой, которая хорошо совместима и со всеми уплотнительными элементами тормозного контура.
Как и любая другая техническая жидкость, ТЖ подвержена действию отрицательных температур. Поэтому так важен показатель вязкости, непосредственно коррелирующий с возможностью беспрепятственного тока жидкости при пониженной температуре. Опять же, особенно критична эта характеристика для авто, оснащённых ABS, поскольку в этой системе имеется гидроблок, запитанный на тормозную жидкость. В кроссоверах последних поколений антиблокировочная система функционирует в связке с системой распределения тягового усилия и блоком стабилизации, для которых вязкость также считается значимым параметром.
Система торможения включает множество железных деталей, подверженных коррозии. В наибольшей степени от неё страдают поршни тормозных цилиндров, которые при окислении могут закисать, снижая эффективность торможения. Добавление соответствующих присадок призвано уменьшить данный эффект, но полностью избавиться от него пока невозможно. Дело в том, что для увеличения температуры кипения используется вещество под названием полигликогель. Оно настолько гигроскопично, что при контакте с атмосферным воздухом практически моментально начинает впитывать влагу. Так что при заливке тормозной жидкости в систему в неё наверняка попадёт некоторое количество воды (некритичное для тормозного механизма, и всё же).
Исторически сложилось так, что в сфере безопасности автомобилей законодателями мод в сфере стандартов, характеризующих эксплуатационный свойства ТЖ, являются США. Именно поэтому большинство национальных стандартов базируется на американской спецификации SAE J-1703 с учётом предписаний федерального стандарта по автомобильной безопасности FMVSS 116.
Принятая в США классификация ТЖ базируется на протоколе DOT. Минимально допустимый класс – DOT 3, определяющий характеристики тормозных жидкостей применительно к тормозным системам с невысоким уровнем нагрузки, оснащённым дисковыми/барабанными механизмами. В качестве основы в жидкости категории DOT 3 используется полиэтиленгликоль и полиэфир, обеспечивающие температуру кипения (ТК) на уровне не более 150°С.
ТЖ «Нева» старых образцов, выпускаемая с советских времён, является примером жидкости третьего класса (сегодня такие продукты встретить на прилавках автомагазинов малореально).
DOT 4 в качестве основы также содержит гликолевые жидкости и предназначена для автомобилей, оснащённых вентилируемой тормозной системой дискового/барабанного типа. Увеличение эксплуатационных характеристик, включая ТК (до 200 градусов), достигается за счёт введения ряда дополнительных присадок. В настоящее время именно эти жидкости являются самыми распространёнными. Стандарт FMVSS 116, на основе которого и разработана спецификация, допускает нагрев «сухой» жидкости до кипения при температуре не менее 230°С, для «влажной» – при 155°С и выше, при этом кинематическая вязкость при внешней температуре минус 40°С составляет не более 1800 единиц.
DOT 5 – категория жидкостей, содержащих в качестве основы силикон, повышающий температуру кипения до 250-260°С. В настоящее время она наиболее востребована для спортивных авто, уровень нагрузки на тормозной механизм у которых значительно выше, чем у обычных транспортных средств.
DOT 5.1 – ТЗ, которая разработана специально для машин с антиблокировочным механизмом. В отличие от стандарта ДОТ 5, она производится из полиэтиленгликоля, однако несовместима со своими младшими аналогами (ДОТ-3/4).
Эта процедура не настолько сложна, чтобы выполнять её на СТО. Единственной её особенностью является требование наличия помощника, роль которого сводится к нажатию в нужный момент на педаль тормозного механизма.
Из материалов и инструментов для этого нам понадобятся:
Перед тем, как приступать к работе, следует открыть регулятор тормозных сил в автомобиле, оборудованном таким устройством (ТС последнего поколения, оснащённые системой EBD, регулятора давления в задних тормозах не имеют). Для этого вставляют между планкой толкателя и штоком плоскую отвёртку. После окончания замены не забудьте её вытащить, восстановив работоспособность «колдуна».
Алгоритм замены ТЖ:
Если всё проделать согласно инструкции, прокачка тормозов может и не потребоваться. Доливаем жидкость до риски MAX, закручиваем пробку.
Тем не менее рекомендуется проверить тормозную систему на наличие воздуха в контуре. Как правило, он попадает в систему именно в результате проведения работ, связанных с обслуживанием тормозов.
Если проехаться на машине с завоздушенным контуром, при нажатии на педаль будет наблюдаться эффект её проваливания: она станет нажиматься туго только в самом конце хода. Из-за этого же при резком торможении будет наблюдаться занос машины, поскольку контуры будут срабатывать неодинаково.
Определить, какое из колёс блокируется из-за наличия воздуха, можно по тормозному пути. Для этого нужно разогнать автомобиль до 45-60 км/час по сухой грунтовой дороге т начать торможение. След от протектора будет указывать, в каком колесе следует производить прокачку.
Для этого опять же нужен помощник, который будет производить манипуляции с педалью тормоза, пока вы занимаетесь собственно подготовкой тормозного механизма.
Процедура предельно проста. От вас потребуется предварительно убедиться в герметичности контура (отсутствии протечек ТЖ). При необходимости залить тормозную жидкость до пометки MAX. Опять снимаем защитный колпачок одеваем на штуцер резиновый шланг, как это мы делали при замене жидкости. Второй конец опускаем в приготовленную ёмкость.
Просим помощника последовательно нажать на педаль 5-6 раз, чтобы создать в контуре избыточное давление. Оно заставит пузырьки воздуха, скопившиеся в верхних точках магистрали, оторваться от стенок и выйти наружу.
При однократном нажатии на педаль она упрётся. В этот момент и нужно отворачивать штуцер на ¾ или ½ оборота. Педаль должна немножко провалиться, и в этот момент закручиваем штуцер обратно. Операцию повторяем несколько раз, добиваясь отсутствия пузырьков воздуха в вытекающей ТЖ. Желательно, чтобы шланг был прозрачным – в этом случае вы сможете наблюдать процесс воочию, что предотвратит лишнюю утечку.
Важно понимать, что использованную жидкость, или даже новую, но находившуюся некоторое время в открытом состоянии, использовать нельзя, поскольку из-за высокой гигроскопичности она наверняка накопила немало воды и воздуха.
Отметим важные нюансы, касающиеся процедуры замены ТЖ:
Отметим, что схема для авто с левосторонним и правосторонним расположением руля неодинакова. На машинах, выпускаемых отечественным автопромом (с левым расположением руля) последовательность прокачки следующая: ЛЗ, ПП, ПЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.
При правом расположении руля схема немного меняется: ПЗ, ЛП, РЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.
Сливать из системы тормозную жидкость с прокачкой тормозов требуется в следующих случаях:
То есть замена в гаражных условиях без использования оборудования, производящего закачку новой жидкости под давлением, скорее всего, потребует прокачки тормозов.