Вероятность попасть в аварии повышается с каждым новым автомобилем, который выезжает на дороги общего пользования. Чем выше численность участников движения, тем больше шансов попасть в ДТП. Предотвратить подобную ситуацию действительно сложно. Даже самые опытные водители не застрахованы от этого.
Если аварии избежать не удалось, то для дальнейшего отстаивания своих прав, доказательства невиновности и возможности получить компенсацию от страховой компании требуется грамотно составить и нарисовать схему ДТП.
Тут крайне важно не допускать ошибок и неточностей. В противном случае схему признают недействительной. Это означает лишь то, что шанс оказаться виновником, не получить компенсацию и превратиться в обвиняемую сторону намного выше.
Прежде чем рассказать о том, как можно правильно и точно нарисовать самому схему дорожного происшествия, необходимо разобраться в самой сути этого действия. Не все автомобилисты, особенно новички, понимают, что означает схема ДТП и для чего её составлять.
Схемой дорожно-транспортного происшествия или просто СДТП называют один из ключевых документов, оформляемых при попадании в аварию. Фактически это графическое изображение и план, включающий в себя всё то, что имеет непосредственное отношение к происшествию. Здесь отображается местность, инфраструктура, транспортные средства, объекты, следы от ДТП и пр. Также в документ вносят дополнительные и второстепенные сведения, которые относятся к дорожной обстановке, погодным условиям, участникам происшествия, свидетелям и пр.
Понимая и разбираясь в том, как правильно и точно рисовать схему случившегося ДТП, вы значительно повышаете свои шансы на успешное завершение разбирательств по факту произошедшего. Корректно составленный рисунок, полностью и грамотно описанная авария, а также достоверные данные в схеме напрямую влияют на юридическую силу и ценность этого документа.
Автолюбители активно спорят касательно того, кто должен оформлять и составлять схему происшествия. Одни заявляют, что такие полномочия есть исключительно у инспектора ГИБДД. Другие же уверены в возможности самостоятельно сделать подобные манипуляции.
Тут важно уточнить, что обе стороны правы. Но перед тем как пытаться правильно составить схему случившегося ДТП, необходимо убедиться в возможности сделать это самостоятельно. Всё зависит от конкретной ситуации.
В зависимости от конкретных обстоятельств, при вызове экипажа ГИБДД инспектор может порекомендовать оформить схему самостоятельно, сделать снимки с места происшествия, после чего явиться в отделение и провести уже там все дальнейшие мероприятия.
Но есть ситуации, когда самостоятельно составить схему не получится. Только инспектор может выполнить эти функции, если:
При таких обстоятельствах необходимо вызвать инспекторов, дождаться их прибытия. Никто при этом не запрещает вам составить собственную схему, сделать фотографии с места ДТП, опросить свидетелей или взять их контакты. В будущем они могут пригодиться.
Понимание того, как правильно и самостоятельно оформить схему случившегося ДТП, даёт ряд преимуществ. Но также не стоит забыть, что неправильно оформленная схема признаётся недействительной. Также обращайте своё внимание на то, как всё оформлено в остальных документах.
Существует определённый перечень бумаг, необходимый при самостоятельном оформлении европротокола. Он состоит из таких пунктов:
Если основная масса документов не вызывает особых вопросов, поскольку оформляется всё путём стандартных записей или проставления галочек, то вокруг схем ходит много споров и разговоров.
Схема действительно имеет большое значение при разбирательствах по факту ДТП, и может существенно сыграть на руку автомобилисту. Но только при условии, что всё было сделано верно, и в соответствии с актуальными требованиями.
Составление документа зависит от того, для какого и для каких целей требуется схема. Выделяют 2 основных варианта. Это схема для ГИБДД и для страховой компании. Между ними есть определённые отличия, но сходств всё же больше.
Есть мнение, согласно которому СДТП может и должен оформлять лишь представитель ГИБДД. Но это лишь частично так. Если экипаж прибывает на место аварии, тогда схему действительно будет оформлять уполномоченное лицо. А водитель имеет право сделать фото готового документа.
Но существуют пункты Регламента (285 и 287), согласно которым есть обстоятельства, позволяющие дежурному оператору ГИБДД предложить участникам самостоятельно собрать всю необходимую информацию, составить схему, фото и видеоматериалы. А затем уже подъехать на пост или в дежурное отделение. В подобной ситуации водители будут составлять черновую схему. Чтобы она обрела юридическую силу, все материалы, включая эту схему, передают в ГИБДД, и уже должностное лицо составляет полноценный документ.
Жёстких требований в плане составления схем нет. Подойдёт лист А4 или даже двойной тетрадный лист. Лучше в клетку, поскольку на нём изображать схемы намного проще.
На бумаге отображаются все необходимые сведения. Их разделили на 5 категорий:
Но вряд ли этого будет достаточно новичку, дабы понять, как правильно нарисовать схему ДТП.
Существует ряд требований и моментов, которые следует отразить в схеме. Стоит внимательно отнестись к этому списку, и постараться ничего не упустить.
Составление схемы осуществляется примерно по следующему алгоритму:
Иногда рекомендуется нанести на схему сразу две точки, где располагаются транспортные средства. Это точка в момент аварии, и место, где ТС оказались после столкновения. Тем самым можно добиться более детального описания происшествия.
Помимо самой схемы, стоит отдельно собрать такую информацию:
В ситуации, когда один из фигурантов ДТП не согласен со схемой, либо имеет свои взгляды на определённые нюансы, он обязан указать это в пояснении, либо подготовить собственный вариант схемы.
Также актуальным вопросом является то, как правильно составить схему ДТП, если её требуется предъявить в страховую компанию с целью получения компенсации.
В таком случае схема оформляется водителем, либо автомобилистом, но с непосредственным участием комиссара. Последний может прибыть на место аварии от страховщика. Хотя в теории он защищает интересы клиента СК, по факту тут лучше всё взять в свои руки.
Не принципиально важно, оформляется ДТП по европротоколу или с участием инспектора ГИБДД. Тут уже речь идёт о прямой обязанности клиента СК известить компанию об аварии.
Сама схема практически ничем не отличается от той, которая была описана выше. Применяются те же принципы и правила. Но здесь используется не отдельный лист, а специальный бланк. В нём есть поле об извещении о ДТП. Подобные бланки страховщик выдаёт страхователю при оформлении ОСАГО. Также они находятся в открытом доступе в Интернете. Достаточно зайти на сайт, скачать бланк и распечатать нужное количество экземпляров.
Рисовать схему допускается произвольно, но соблюдая требования РСА. Перечень этих требований доступен вместе с договором ОСАГО. Их суть не прописывает чётко, как необходимо нарисовать схему ДТП для страховой, а лишь предписывает делать это аккуратно, чётко, с нанесением разборчивых обозначений и записей.
Автомобилисты порой сомневаются в том, как нужно правильно нарисовать схему ДТП для своей страховой, опасаясь допустить ошибки и неточности. Ведь именно из-за них в дальнейшем страховщик может отказаться в выплате компенсации.
Требования в отношении схем ДТП для СК ещё более лояльные, нежели при оформлении схемы для ГИБДД. Здесь требуется меньше графических изображений и пояснений, поскольку часть обстоятельств вносится путём проставки галочек в нужных пунктах и местах бланка.
Если вы не знаете, как рисовать схему произошедшего ДТП, то тут записываться в школу искусств не обязательно. Правилами не предписано, что вы обязаны делать всё идеально красиво и ровно. Просто старайтесь рисковать аккуратно. Кто как умеет, так и рисует. Избегайте помарок, исправлений, пишите разборчиво. Порой лучше печатными буквами, а не прописью. Оформляя извещение, схема играет определённую роль, хотя основное значение уделяется общей совокупности всей собранной информации.
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
В некоторых случаях удаётся взять показания свидетелей. Но только учтите один важный момент. Записывать их показания можно строго при наличии согласия. Оно не обязательно должно быть письменным. Достаточно и устного согласия на то, что показания человека будут внесены в протокол и схему ДТП.
Законом не запрещено использовать типовые схемы, найденные в сети. Но они должны подходить и соответствовать конкретно вашим обстоятельствам.
Чтобы подготовить схему, вовсе не требуется иметь особые навыки или специальные знания в этой области. Каждый водитель в теории с лёгкостью справится с поставленной задачей. Если под рукой есть типовая схема, то всё оказывается ещё проще.
Важно лишь, чтобы схема содержала исключительно достоверные сведения, имела чёткие обозначения, соответствовала законодательству, а также не включала в себя никаких противоречивых сведений или разногласий. Согласитесь, будет странно видеть на схеме красный цвет светофора, в то время как на фото или видео видно, что в момент аварии горел зелёный.