Как правильно составить схему ДТП, кто это может делать и что следует учитывать

Рубрика:
36
0 комментариев

Вероятность попасть в аварии повышается с каждым новым автомобилем, который выезжает на дороги общего пользования. Чем выше численность участников движения, тем больше шансов попасть в ДТП. Предотвратить подобную ситуацию действительно сложно. Даже самые опытные водители не застрахованы от этого.

ДТП схема

Если аварии избежать не удалось, то для дальнейшего отстаивания своих прав, доказательства невиновности и возможности получить компенсацию от страховой компании требуется грамотно составить и нарисовать схему ДТП.

Тут крайне важно не допускать ошибок и неточностей. В противном случае схему признают недействительной. Это означает лишь то, что шанс оказаться виновником, не получить компенсацию и превратиться в обвиняемую сторону намного выше.

Что это такое

Прежде чем рассказать о том, как можно правильно и точно нарисовать самому схему дорожного происшествия, необходимо разобраться в самой сути этого действия. Не все автомобилисты, особенно новички, понимают, что означает схема ДТП и для чего её составлять.

Схемой дорожно-транспортного происшествия или просто СДТП называют один из ключевых документов, оформляемых при попадании в аварию. Фактически это графическое изображение и план, включающий в себя всё то, что имеет непосредственное отношение к происшествию. Здесь отображается местность, инфраструктура, транспортные средства, объекты, следы от ДТП и пр. Также в документ вносят дополнительные и второстепенные сведения, которые относятся к дорожной обстановке, погодным условиям, участникам происшествия, свидетелям и пр.

Понимая и разбираясь в том, как правильно и точно рисовать схему случившегося ДТП, вы значительно повышаете свои шансы на успешное завершение разбирательств по факту произошедшего. Корректно составленный рисунок, полностью и грамотно описанная авария, а также достоверные данные в схеме напрямую влияют на юридическую силу и ценность этого документа.

Кто уполномочен составлять схему

Автолюбители активно спорят касательно того, кто должен оформлять и составлять схему происшествия. Одни заявляют, что такие полномочия есть исключительно у инспектора ГИБДД. Другие же уверены в возможности самостоятельно сделать подобные манипуляции.

Тут важно уточнить, что обе стороны правы. Но перед тем как пытаться правильно составить схему случившегося ДТП, необходимо убедиться в возможности сделать это самостоятельно. Всё зависит от конкретной ситуации.

  1. Без участия ГИБДД. Не всегда инспектор должен присутствовать на месте происшествия, чтобы составить схему. В некоторых ситуациях водитель сам имеет право это сделать, воспользовавшись европротоколом. Именно в него будут вноситься все данные и сведения. Это возможно, если стороны согласны в причине ДТП и признают вину одну из сторон. Сама схема при этом оформляется на бланке извещения о дорожном происшествии. Это 17 графа. Далее этот документ отправляется в страховую, чтобы получить полагающуюся компенсацию.
  2. С участием инспектора. Сотрудник ГИБДД берёт на себя обязательства по составлению схемы, если стороны не сумели прийти к единогласному решению, между ними возникли споры, они не смогли договориться. Инспектор проводит визуальный осмотр места ДТП, опрашивает участников и свидетелей, записывает их показания.

В зависимости от конкретных обстоятельств, при вызове экипажа ГИБДД инспектор может порекомендовать оформить схему самостоятельно, сделать снимки с места происшествия, после чего явиться в отделение и провести уже там все дальнейшие мероприятия.

Но есть ситуации, когда самостоятельно составить схему не получится. Только инспектор может выполнить эти функции, если:

  • Транспортное средство потерпевшей стороны получило ущерб, превышающий в денежном эквиваленте 100 тысяч рублей.
  • Водители не могут договориться между собой, они не пришли к единому мнению по поводу виновников и причин.
  • Один или сразу оба участника пьяны, либо у них отсутствуют права для управления ТС.
  • Один или оба водителю имеют просроченный, недействующий полис ОСАГО.
  • Авария повлекла за собой гибель людей или получение травм.
  • Виновник скрылся с места, где произошло столкновение.

Схема от руки

При таких обстоятельствах необходимо вызвать инспекторов, дождаться их прибытия. Никто при этом не запрещает вам составить собственную схему, сделать фотографии с места ДТП, опросить свидетелей или взять их контакты. В будущем они могут пригодиться.

Документы для самостоятельного оформления

Понимание того, как правильно и самостоятельно оформить схему случившегося ДТП, даёт ряд преимуществ. Но также не стоит забыть, что неправильно оформленная схема признаётся недействительной. Также обращайте своё внимание на то, как всё оформлено в остальных документах.

Существует определённый перечень бумаг, необходимый при самостоятельном оформлении европротокола. Он состоит из таких пунктов:

  • Объяснение в письменной и свободной форме. Причём его должен составлять каждый участник происшествия, случившегося на дороге.
  • Протокол. В нём обязательно отмечается, что речь идёт исключительно об административном нарушении. Это актуально лишь в ситуации, когда в ДТП отсутствуют пострадавшие.
  • В этот список также включается первичная справка о происшествии.
  • Не менее важной считается составленная схема, на которой оставляют свою подпись оба участника ДТП.

Если основная масса документов не вызывает особых вопросов, поскольку оформляется всё путём стандартных записей или проставления галочек, то вокруг схем ходит много споров и разговоров.

Схема действительно имеет большое значение при разбирательствах по факту ДТП, и может существенно сыграть на руку автомобилисту. Но только при условии, что всё было сделано верно, и в соответствии с актуальными требованиями.

Что указывается в схеме ДТП

Составление документа зависит от того, для какого и для каких целей требуется схема. Выделяют 2 основных варианта. Это схема для ГИБДД и для страховой компании. Между ними есть определённые отличия, но сходств всё же больше.

Есть мнение, согласно которому СДТП может и должен оформлять лишь представитель ГИБДД. Но это лишь частично так. Если экипаж прибывает на место аварии, тогда схему действительно будет оформлять уполномоченное лицо. А водитель имеет право сделать фото готового документа.

Схема ДТП

Но существуют пункты Регламента (285 и 287), согласно которым есть обстоятельства, позволяющие дежурному оператору ГИБДД предложить участникам самостоятельно собрать всю необходимую информацию, составить схему, фото и видеоматериалы. А затем уже подъехать на пост или в дежурное отделение. В подобной ситуации водители будут составлять черновую схему. Чтобы она обрела юридическую силу, все материалы, включая эту схему, передают в ГИБДД, и уже должностное лицо составляет полноценный документ.

Жёстких требований в плане составления схем нет. Подойдёт лист А4 или даже двойной тетрадный лист. Лучше в клетку, поскольку на нём изображать схемы намного проще.

На бумаге отображаются все необходимые сведения. Их разделили на 5 категорий:

  • Координаты места, где произошло ДТП. Тут важно указать именно полное название, то есть район, наименование населённого пункта, конкретную улицу, номер дома, километр и пр. При возможности даже вписываются данные точки по GPS.
  • Дополнительные подробности, где описывается место аварии.
  • Особенности нанесённой на том участке разметки на дороге, а также имеющиеся дорожные знаки.
  • Важные особенности, касающиеся дорожной инфраструктуры. Указываются не только объекты на дороге, перекрёстки, светофоры, но также и всё то, что прилегает к дороге.
  • Детали последствий произошедшей аварии с привязкой к месту, где всё это произошло.

Но вряд ли этого будет достаточно новичку, дабы понять, как правильно нарисовать схему ДТП.

Существует ряд требований и моментов, которые следует отразить в схеме. Стоит внимательно отнестись к этому списку, и постараться ничего не упустить.

Составление схемы осуществляется примерно по следующему алгоритму:

  • На самом листе делается надпись в виде заголовка. Достаточно просто написать Схема ДТП.
  • Обязательно вносится информация про дату и время, а также указывается местность (её название).
  • На схеме рисуется основная улица, где произошло ДТП, и прилегающие к ней. Не забудьте указать точное название улиц.
  • Следующим пунктом идут перекрёстки, имеющиеся светофоры, особенности разметки, установленные знаки, трамвайные пути при их наличии, выделенные острова безопасности и пр. На схеме указывается цвет светофора, который горел в момент происшествия. Это очень важно.
  • На схеме отображаются объекты, прилегающие к дорожному полотну. Сюда относятся газоны, заборы, ограждения, здания, столбы и пр.
  • Делается обозначение транспортных средств, которые помечаются буквами. Рисуются авто как простейшие геометрические фигуры, но обязательно указывается их ориентация.
  • Начертите, как именно располагались транспортные средства в момент, когда произошла авария.
  • Используя стрелочки, распишите, как двигались участники ДТП.
  • На схематически изображённом автомобиле нанесите метку или метки, указывающие на место удара.
  • Начертите все ТС, которые в той или иной мере имели отношение к ДТП (перекрывали движение, нарушили ПДД в момент аварии и пр.).
  • Укажите все детали, которые являются потенциально важными. К ним относится точка торможения, следы от заноса и пр.
  • Под схемой приводится информация с расшифровкой всех обозначений. Тут нужно указать, какой автомобиль под какой буквой зашифрован, его государственный номер, марка и модель, а также цвет.
  • Далее записывается фамилия того, кто делал схему.
  • Следом идёт ФИО каждого из участников, а также их подписи.
  • Если есть свидетели, на схеме рекомендуется собрать их подписи.
  • Рекомендуется, чтобы каждый из участников от руки написал, что с изложенной или составленной схемой он согласен.

Сотрудники ГИБДД

Иногда рекомендуется нанести на схему сразу две точки, где располагаются транспортные средства. Это точка в момент аварии, и место, где ТС оказались после столкновения. Тем самым можно добиться более детального описания происшествия.

Помимо самой схемы, стоит отдельно собрать такую информацию:

  • Условия на дороге в момент происшествия. Это погода, время суток, трафик, наличие поблизости других ДТП и пр. Для этого можно использовать обратную сторону листа со схемой.
  • Показания от свидетелей. Они есть не всегда, а некоторые просто не хотят принимать в этом участие. Но если свидетели есть, и они готовы помочь, это будет хорошо. Показания рекомендуется записать на отдельном листе, указав при этом паспортные или контактные данные этих людей.
  • Любые видеозаписи и фото. Хорошим доказательством послужат видео с видеорегистраторов, на которых чётко видны все обстоятельства или хотя бы фрагменты.

В ситуации, когда один из фигурантов ДТП не согласен со схемой, либо имеет свои взгляды на определённые нюансы, он обязан указать это в пояснении, либо подготовить собственный вариант схемы.

Особенности схемы для страховой компании

Также актуальным вопросом является то, как правильно составить схему ДТП, если её требуется предъявить в страховую компанию с целью получения компенсации.

В таком случае схема оформляется водителем, либо автомобилистом, но с непосредственным участием комиссара. Последний может прибыть на место аварии от страховщика. Хотя в теории он защищает интересы клиента СК, по факту тут лучше всё взять в свои руки.

Не принципиально важно, оформляется ДТП по европротоколу или с участием инспектора ГИБДД. Тут уже речь идёт о прямой обязанности клиента СК известить компанию об аварии.

Сама схема практически ничем не отличается от той, которая была описана выше. Применяются те же принципы и правила. Но здесь используется не отдельный лист, а специальный бланк. В нём есть поле об извещении о ДТП. Подобные бланки страховщик выдаёт страхователю при оформлении ОСАГО. Также они находятся в открытом доступе в Интернете. Достаточно зайти на сайт, скачать бланк и распечатать нужное количество экземпляров.

Рисовать схему допускается произвольно, но соблюдая требования РСА. Перечень этих требований доступен вместе с договором ОСАГО. Их суть не прописывает чётко, как необходимо нарисовать схему ДТП для страховой, а лишь предписывает делать это аккуратно, чётко, с нанесением разборчивых обозначений и записей.

Страховка машины

Автомобилисты порой сомневаются в том, как нужно правильно нарисовать схему ДТП для своей страховой, опасаясь допустить ошибки и неточности. Ведь именно из-за них в дальнейшем страховщик может отказаться в выплате компенсации.

Требования в отношении схем ДТП для СК ещё более лояльные, нежели при оформлении схемы для ГИБДД. Здесь требуется меньше графических изображений и пояснений, поскольку часть обстоятельств вносится путём проставки галочек в нужных пунктах и местах бланка.

Если вы не знаете, как рисовать схему произошедшего ДТП, то тут записываться в школу искусств не обязательно. Правилами не предписано, что вы обязаны делать всё идеально красиво и ровно. Просто старайтесь рисковать аккуратно. Кто как умеет, так и рисует. Избегайте помарок, исправлений, пишите разборчиво. Порой лучше печатными буквами, а не прописью. Оформляя извещение, схема играет определённую роль, хотя основное значение уделяется общей совокупности всей собранной информации.

Предъявляемые требования

В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.

Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.

Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.

Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:

  • Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
  • Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
  • Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
  • Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
  • Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
  • Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
  • Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
  • Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.

В некоторых случаях удаётся взять показания свидетелей. Но только учтите один важный момент. Записывать их показания можно строго при наличии согласия. Оно не обязательно должно быть письменным. Достаточно и устного согласия на то, что показания человека будут внесены в протокол и схему ДТП.

Законом не запрещено использовать типовые схемы, найденные в сети. Но они должны подходить и соответствовать конкретно вашим обстоятельствам.

Чтобы подготовить схему, вовсе не требуется иметь особые навыки или специальные знания в этой области. Каждый водитель в теории с лёгкостью справится с поставленной задачей. Если под рукой есть типовая схема, то всё оказывается ещё проще.

Важно лишь, чтобы схема содержала исключительно достоверные сведения, имела чёткие обозначения, соответствовала законодательству, а также не включала в себя никаких противоречивых сведений или разногласий. Согласитесь, будет странно видеть на схеме красный цвет светофора, в то время как на фото или видео видно, что в момент аварии горел зелёный.

Добавить комментарий
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Комментарии (Facebook)
Добавить комментарий Facebook
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
Facebook
На сайте
Adblock
detector