Каждый автомобилист сталкивался с ситуациями, когда верой и правдой служивший на протяжении нескольких лет аккумулятор вдруг отказывается слушаться, и в ответ на поворот ключа в замке зажигания перестает отзываться… Увы, но зимой такие ситуации встречаются гораздо чаще, и застраховаться от этого очень сложно. И как минимум в половине случаев отказ АКБ происходит тогда, когда этого ждешь меньше всего, а остаться без машины означает опоздать на работу или важную встречу, то есть грозит серьёзными жизненными неприятностями.
Сегодня мы рассмотрим, почему так происходит, можно ли этого избежать и что делать, если аккумулятор-таки сел, а ехать нужно.
Как обычно, начнём с небольшого теоретического ликбеза, поскольку мы уверены, что эта статья будет неинтересна разве что физикам и аккумуляторщикам. Эволюция свинцово-кислотных аккумуляторов, которыми оснащается подавляющее большинство современных транспортных средств, насчитывает свыше полутора столетий. Первый действующий прототип, созданный Гастоном Планте в середине 19 столетия, представлял собой две пластины из свинца, помещённые в стеклянную ёмкость, наполненную серной кислотой, с куском плотной ткани в качестве сепаратора. Увы, но ёмкость заряда такого устройства оказалась настолько малой, что никакой практической пользы от прибора не было. Но сама идея оказалась перспективной, и началась длительная серия экспериментов с составом электродов и других компонент устройства, призванного генерировать электрический ток по мере необходимости. В итоге оказалось, что наилучшим образом для этих целей подходят аккумуляторы с электродами в виде решётки, изготовленные из сплава свинца и сурьмы. Изобретение генераторов позволило решить главную проблему – как заряжать устройство, не снимая его с автомобиля, а в конце прошлого века в конструкцию аккумулятора было внесено изменение (в состав электрода добавили кальций), с помощью которого удалось решить проблему испарения воды из электролита. Так появились необслуживаемые аккумуляторы, которые в настоящее время занимают превалирующее положение в нише.
Как же работает свинцово-кислотная АКБ? По существу, это устройство является вторичным источником тока, образующегося за счёт восстановительно-окислительных реакций между электролитом и электродами.
Существует три основных разновидности батарей этого типа:
Срок эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов, практически полностью вытеснивших своих необслуживаемых собратьев, составляет 4-6 лет. Но – при условии неукоснительного соблюдения правил их обслуживания. Если автовладелец заглядывает под капот только для проверки уровня моторного масла, да и то нечасто, можно смело отнять от вышеприведённых цифр год или два.
В любом случае эффективность функционирования автомобильного аккумулятора со временем падает, и именно по этой причине он требует обязательного ухода, особенно зимой. Дело в том, что при отрицательных температурах способность уже порядком постаревшей АКБ отдавать заряд существенно падает. Батарея вынуждена работать в столь экстремальных условиях на пределе возможностей. А во время поездок её подзарядка уже недостаточна из-за повышенной (в среднем – в два раза по сравнению с летним периодом) нагрузки на бортовую сеть – сказывается работа различных электрообогревателей и штатного отопителя. Именно поэтому в сильный мороз любая непродолжительная поездка может стать той внеплановой нагрузкой, которая не позволит вам завести машину следующим утром. Вот вам и основные причины, почему аккумулятор замерзает зимой, отказываясь выполнять свои непосредственные обязанности.
Если вы принадлежите к категории дисциплинированных водителей, то в целом ситуация выглядит далёкой от радужной: согласно статистике, почти 45% автовладельцев вообще не занимается подготовкой АКБ к зиме. Полноценный комплекс мероприятий осуществляет только 7% водителей. Оставшиеся 48% готовят аккумулятор к предстоящим усиленным нагрузкам только частично.
Перечислим, что же входит в этот комплекс мероприятий:
Как видим, в подготовке автомобильной батареи к зиме нет ничего сложного – нужна только ваша дисциплинированность и понимание последствий при несоблюдении этих рекомендаций.
К сожалению, избежать случаев, когда в мороз завести машину не получается, невозможно, особенно если аккумуляторная батарея далеко не новая. Что же делать в таких случаях, если машина очень нужна? Самый простой и действенный способ – поставить вместо севшей АКБ заряженную, но такая возможность имеется настолько редко, что об этом способе можно и не упоминать. Впрочем, существует немало альтернативных методов справиться с возникшей проблемой. Перечислим их в порядке актуальности использования.
Всё, что нужно для этого, – другой автомобиль. Если вам удастся уговорить соседа по стоянке, то считайте, что вам повезло. Но только если ваш автомобиль оборудован старой доброй механической трансмиссией – при использовании буксировки машины с коробкой-автоматом вы рискуете вывести её из строя, а это один из самых дорогостоящих узлов автомобиля. Буксировочный трос, без которого такую операцию выполнить невозможно, необходимо возить в багажнике авто на постоянной основе, благо ленточные изделия не занимают много места и стоят недорого.
Порядок действий:
После поездки, даже длительно, настоятельно рекомендуется полностью зарядить АКБ.
К сожалению, найти автомобиль-донор удаётся не всегда. В таких случаях завести севший зимой АКБ поможет накат, для применения которого необходимо заручиться поддержкой трёх-четырёх крепких парней – они и будут выступать в качестве движущей силы, разгоняя автомобиль до требуемой скорости. И здесь тоже действует ограничение на тип коробки – она не должна быть автоматической.
Алгоритм действий во многом схож с предыдущим:
Отметим, что чем меньше вес автомобиля, тем легче завестись. Чтобы совладать с двухтонным внедорожником, потребуется примерно вдвое больше людей.
Но что делать, если поблизости никого нет, а вы спешите? Случайные прохожие вряд ли согласятся ждать, пока наберётся необходимое количество людей, так что предыдущий метод наката вы применить не сможете. Но можно попытаться завестись и самостоятельно – при условии, что ваш автомобиль стоит в пару метрах от длительного и достаточно крутого спуска. Ваша задача – как-то дотолкать машину до горки, разогнать её, а затем запрыгнуть и включить передачу.
Рекомендовать такой способ мы не будем в силу того, что он таит в себе немало рисков – чтобы запрыгнуть в салон на ходу, необходимо иметь соответствующую сноровку. В случае неудачи возможны непредсказуемые последствия, вплоть до несчастных случаев. Но если вы уверены в себе – почему бы не попробовать?
Порядок запуска силового агрегата:
Ещё раз отметим, что прибегать к помощи такого экстремального способа следует только в тех случаях, когда другого пути завести машину нет, а возможные последствия превышают существующие риски.
Что делать, когда зимой аккумулятор в вашей машине разрядился, а друг или сосед отказывается использовать буксировку в силу неопытности или по другим, на его взгляд, объективным причинам? Здесь на помощь может прийти другой вполне эффективный, но тоже рискованный метод. Суть его заключается в том, чтобы завести свой автомобиль от чужого исправного аккумулятора, не снимая его. Для этого используются специальные достаточно длинные провода, а сам способ при соблюдении правильной последовательности действий не грозит необратимыми последствиями для бортовой электросети.
Пошаговая инструкция:
В сильный мороз такой метод может и не сработать, поскольку при полном разряде аккумулятора на холостом ходу, даже с подгазовкой, зарядить его не удастся. Метод эффективен при исправном моторе и температуре окружающего воздуха не нижу 5-10 градусов мороза.
ЗПУ – это специальные электрические устройства, позволяющие осуществить запуск двигателя на автомобиле с полностью севшим аккумулятором. Бывают мобильные и стационарные устройства. Мобильные отличаются большим весом, поскольку их конструкция включает собственную АКБ. Для работы стационарных пуско-зарядных устройств требуется наличие розетки на 220 В. К сожалению, такие устройства стоят намного дороже обыкновенного зарядного устройства, поэтому метод и не получил широкого распространения.
Да, если вы проживаете в мегаполисе, то наверняка специализированный магазин, в котором можно приобрести новый аккумулятор, расположен в шаговой доступности. От вас потребуется только наличие необходимой суммы, и это решение можно считать кардинальным способом решения проблемы. По крайней мере, на текущую зиму.
Этот метод мы поставили на последнее место, поскольку он применим, только если автомобиль вам нужен не срочно. Можно ли заносить аккумулятор зимой домой и заряжать его сразу? Да, конечно, но только если электролит не замёрз. Если на нём образовался иней – лучше не рисковать и дать ему постоять при комнатной температуре хотя бы 60 минут. Учитывая, что процесс полной зарядки будет длиться порядка 12-14 часов, один час роли не играет.
Факторов, снижающих ёмкость батареи при отрицательных температурах, существует немало. Озвучим самые существенные:
Вот несколько советов, которые помогут вам отсрочить момент, когда вы будете вынуждены просить у соседа по стоянке «дать прикурить»:
Напоследок – информация о том, как быстро разряжается аккумулятор автомобиля при 10-градусном морозе:
И это мы говорим о новом и полностью заряженном устройстве – в реальной жизни эти цифры следует уменьшить в 1,5-2 раза.