Датчик абсолютного давления: назначение, рекомендации по диагностике и ремонту

Рубрика:
315
2 комментариев
Содержание

Датчик абсолютного давления – один из элементов блока управления двигателем, используемый при расчёте нагрузки на силовую установку. Но стоит ему сломаться, как тут же увеличивается расход топлива и возникают проблемы в работе мотора. Благо, решить эту проблему можно своими силами.

Датчик абсолютного давления на ладони

Для чего нужен датчик абсолютного давления

Чтобы двигатель в авто нормально функционировал независимо от текущего режима и нагрузок, предусмотренная система контроля и управления силовым устройством должна точно рассчитывать плотность и насыщенность воздухом поступающей в агрегат топливной смеси, для чего и нужен датчик абсолютного давления.

В электронный блок управления поступают данные о текущем давлении и температурном режиме во впускном коллекторе, за что такой датчик и отвечает. После этого ЭБУ рассчитывает наиболее подходящую в данном случае плотность воздуха и предположительный его расход на создание  качественной топливно-воздушной смеси. Далее блок управления отправляет несколько команд, и система начинает регулировать форсунку впрыска.

Важно! Хотя ДАД хорошо заменяет по функциональности расходомер, однако не влияет на его работу и может устанавливаться с ним вместе.

Где находится ДАД

То, где находится датчик абсолютного давления, зависит от конкретного авто. В большинстве транспортных средств ДАД располагают прямо на штуцере впускного коллектора. В старых автомобилях его могут размещать на гибких воздухопроводах и прикреплять к корпусу авто. При тюнинге турбодвигателя ДАД обычно устанавливают на воздуховод.

ДАД в автомобиле

Как работает датчик абсолютного давления

Благодаря ДАД можно контролировать количество воздуха, поступающего через дроссельную заслонку. На основании этого показателя создается команда-импульс, сообщающая о количестве горючего, требуемого для создания сбалансированной по своему составу топливно-воздушной смеси.

Расположенная внутри устройства безвоздушная вакуумная камера, сопоставляет уровень давление во входном штуцере с давлением внутри себя и выдаёт исходящий сигнал на основе полученной разницы.

Устройство датчика абсолютного давления

Принцип работы датчика абсолютного давления основан на целом комплексе действий:

  1. Чувствительная диафрагма ДАД подвергается деформации под давлением во впускном коллекторе.
  2. Растяжение диафрагмы вызывает изменение уровня сопротивления на тензорезисторах поверхностного положения, иначе говоря, возникает пьезорезисторный эффект.
  3. Начинаются колебания напряжения, полностью пропорциональные динамичным изменениям уровня сопротивления тензорезисторов.
  4. Благодаря некоторым особенностям способа подключения тензорезисторов, обеспечивается высокую чувствительность устройства, которую ещё больше усиливает чип ДАД, поэтому выходное напряжение колеблется в пределах 1-5 В.
  5. В зависимости от уровня напряжения, поступающего на вход электронного блока управления, генерируется импульс, который затем уходит на форсунки. Он и помогает определить силу давления на впускном клапане.

Взаимодействие ДАД и ЭБУ

Зная, как работает датчик абсолютного давления, будет проще определить причину его неисправности.

Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха

Если происходит полная или частичная поломка датчика абсолютного давления, признаки неисправности обычно проявляются следующим образом:

  1. Возросшее потребление топлива двигателем. Происходит это потому, что датчик отправляет на электронный блок управления неверную информацию об уровне давления воздуха во впускном коллекторе, в результате ЭБУ даёт команду подать больше топлива, чем требуется по факту.
  2. Уменьшилась мощность силовой установки. Об этом можно судить по увеличению времени разгона и недостаточной тяге, когда транспортное средство движется в гору и/или полностью загруженным.
  3. Чувствуется стойкий запах бензина в месте расположения дроссельной заслонки. Связано это с тем, что топливо регулярно переливается, оставаясь на поверхности окружающих элементов конструкции.
  4. Наблюдается нестабильность оборотов при работе двигателя в холостом режиме. Их значения то снижаются, то увеличиваются, даже когда на педаль акселератора не оказывается воздействие.
  5. Ощущаются «провалы» при работе силовой установки транспортного средства в переходных режимах, особенно в процессе переключения передач, трогании авто с места, перегазовке.
  6. Проблема с запуском мотора. При этом трудности возникают при попытке завести двигатель как «на холодную», так и «на горячую».
Читайте также:  Принцип работы датчика ДПЗД, его неисправности и замена

Человек чинит машину

Большая часть описанных признаков фактически являются общими для многих неисправностей, поэтому могут появиться и в случае поломки другого устройства или агрегата внутри транспортного средства. Так что правильно определить источник вышеописанных проблем поможет только комплексная диагностика. Но чтобы быстрее обнаружить причину неисправности ДАД, необходимо знать хотя бы основные факторы, способные оказать негативное влияние на работоспособность устройства. Таковыми считаются:

  1. Зазор, появившийся между датчиком абсолютного давления и входным штуцером. Через него в устройство будет поступать воздух, который сильно повлияет на выдаваемые прибором показатели, а значит и на всю систему в целом.
  2. Грязь, забившая трубопроводы, тем самым мешая элементам устройства выполнять возложенную на них функцию.Трубопроводы к датчику абсолютного давления
  3. Проблемы в работе датчика температуры воздуха. Дело в том, что он тесно связан с ДАД и оказывает сильное влияние на функциональность прибора.
  4. Повреждение гибкой трубки, с помощью которой датчик абсолютного давления монтируется в некоторых машинах.
  5. Неисправность внутренних элементов в самом устройстве (повреждение проводов или прибой полупроводников).Сломанный ДАД в руках
  6. Некачественная фиксация проводов.

Как проверить датчик абсолютного давления

Чтобы проверить состояние датчика абсолютного давления, подбирать метод диагностики нужно исходя из особенностей сенсорного устройства, так как в одних машинах устанавливают аналоговый ДАД, а в других – цифровой. В первом случае нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Для проверки датчика абсолютного давления необходимо к вакуумному шлангу, который соединяет ДАД с входным коллектором, подключить переходник, а затем к нему уже присоединить мультиметр.
  2. Запустить мотор и оставить на несколько минут работать в холостом режиме. Если разрежение в коллекторе держится на уровне меньше 529 мм, тогда стоит убедиться в том, что шланг не имеет повреждений. Также будет не лишним осмотреть диафрагму датчика, чтобы убедиться в её целостности.
  3. После снятия показаний манометра, прибор надо отключить, подсоединив вместо него вакуумный насос. Далее нужно создать разрежение на уровне 55-56 мм рт.ст. и на этом приостановить откачку. Если за 30 сек. после отключения насоса данное значение не изменится, тогда датчик в полном порядке, в противном случае устройство придётся менять.

Если же датчик абсолютного давления цифровой, проверять его мультиметром придётся по другой схеме, так как данное устройство значительно отличается от аналогового ДАД. Действовать придётся следующим образом:

  1. Перевести тестер в рабочий режим вольтметра.
  2. Запустить двигатель и определить расположение контактов питания и заземления. Провод, подсоединённый к выходному контакту датчика абсолютного давления, нужно подключить к мультиметру. Если он исправен, то будет выдавать стабильные 2,5 В или близкое к этому значение. Если же выдаваемая цифра значительно ниже или выше стандартного в такой ситуации уровня напряжения, значит, датчик не работает должным образом.Мультиметр, подсоединенный к ДАД
  3. Тестер переключить в режим тахометра и отсоединить вакуумный шланг.
  4. Подсоединить плюсовой щуп к сигнальному выходу, а минус, соответственно, к заземлению. В нормальном рабочем состоянии устройство должно выдавать 4400-4900 об/мин.
  5. Теперь надо подключить вакуумный насос к ДАД. После нескольких изменений разряжения необходимо убедиться, что нет скачков в показаниях тахометра и значениях давления.Тахометр в автомобиле
  6. При выключенном вакуумном насосе тахометр должен показывать 4400-4900 об/мин, что укажет на нормальное функционирование датчика абсолютного давления. В противном случае ДАД явно нужно ремонтировать или менять.
Читайте также:  О чём говорит ошибка P0087 и как её устранить

Чистка датчика абсолютного давления

Чтобы произвести чистку датчика абсолютного давления, нужно предварительно снять его с посадочного места. Правда, место размещения и способ крепления в отдельных случаях могут отличаться от стандартных, что зависит от марки и модели транспортного средства. К примеру, у турбированных моторов, как правило, стоит сразу 2 датчика: один находится во впускном коллекторе, а второй — на турбине. Крепится же устройство обычно с помощью пары болтов.

Грязный и чистый датчик абсолютного давления

Почистить датчик нужно очень аккуратно, используя в процессе специальные карбклинеры или схожие по специфике и характеристикам чистящие средства. В ходе чистки необходимо убрать грязь с корпуса устройства и его контактов. Причём в процессе нельзя допустить повреждения уплотнительного кольца, мембраны и любых элементов корпуса. Достаточно побрызгать внутрь небольшим количеством очистителя, а затем вылить его вместе с отошедшей от компонентов датчика грязи.

Замена датчика абсолютного давления

Заменить датчик абсолютного давления легко, и это не займёт много времени. Достаточно выполнить следующие действия:

  1. Снять клемму с аккумуляторной батареи.
  2. Отключить электропитание для датчика.
  3. Открутить крепёжные элементы, удерживающие датчик на месте.
  4. Вытащить устройство из патрубка или коллектора.
  5. Установить новый ДАД. Если потребуется, сменить также и уплотнительное кольцо или хомут.

Когда процедура будет завершена, новое устройство не придётся подвергать дополнительной калибровке или настройке, разве что в некоторых случаях по требованию системы может понадобиться тонкая перенастройка. Обычно такая ситуация возникает, когда в транспортном средстве установлен высокофорсированный или специально улучшенный двигатель с особой прошивкой электронного блока управления. В остальных случаях замена датчика абсолютного движения не влечёт за собой дополнительных действий и позволяет «обкатать новинку» уже сразу после окончания процедуры.

Новый установленный ДАД

В целом, датчик абсолютного давления заслуженно считаются наиболее надёжными устройством в конструкции авто, поскольку в нём почти нечему ломаться. Но если ДАД всё-таки выйдет из строя, это станет большим препятствием для работы силовой установки или, как минимум, переведёт её в аварийный режим.

В комментариях можете рассказать, приходилось ли сталкиваться с неисправностями в работе датчика абсолютного давления и как разрешилась ситуация, а также стоит ли вообще пытаться самому разобраться с такого рода проблемами или лучше доверить это специалистам.

Комментарии (2)
Стас, 11.03.2024
С заменой датчика намучался в свое время. Оригинал не найти, а из аналогов подходящие в дефиците. Пришлось к друзьям за помощью обращаться.
Сергей, 30.01.2024
У меня поломка датчика еще сопровождалась вибрацией. Не сразу тогда догадался ДАД проверить, только когда двигатель уже совсем глохнуть стал.
Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте