При некоторых имеющихся недостатках, дизельный двигатель обладает обширным перечнем преимуществ. Это позволяет ему быть в приоритете для покупателя при покупке нового или подержанного автомобиля.
Дизели ценятся за их надёжность, долговечность и высокий уровень практичности в процессе эксплуатации. Если придерживаться правил по уходу и заниматься профилактикой, срок службы дизельного мотора способен заметно превзойти аналогичный показатель у бензинового двигателя.
Одним из слабых мест дизеля является его повышенная требовательность к качеству солярки. Этой проблемы можно было легко избежать, если бы автомобилисты заливали качественное топливо. Но тут скорее вопрос к производителям. Заливая некачественное горючее, падает эффективность и работоспособность форсунок. Это негативно отражается на состоянии всей топливной системы.
Чтобы эти элементы, необходимые для распыления топлива в дизельном двигателе, работали исправно, их нужно периодически проверить и по мере необходимости чистить.
Прежде чем чистить распылители, необходимо понять, почему происходит загрязнение. Тем самым внимательные автовладельцы смогут исключить ряд провоцирующих факторов, или хотя бы свести к минимуму их воздействие на дизельные форсунки.
При активной эксплуатации дизельного мотора водителю приходится часто посещать АЗС. Но качество солярки у нас далеко не идеальное. Кто-то изначально предлагает низкосортное горючее, другие его разбавляют, использовать разные присадки и прочие методы удешевления.
Форсунки и так находятся под постоянной нагрузкой из-за температуры и высокого давления. Добавив сюда воздействие низкокачественной солярки, получится губительная смесь даже для самых дорогих распылителей.
Когда солярка сгорает, это приводит к постепенному образованию нагара. Именно он оседает на поверхности форсунки, препятствуя её нормальной работе. Параллельно нарушается подача горючего.
Есть категория автомобилистов, которые вовсе игнорируют рекомендации по периодической промывке даже самыми простыми способами. Если придерживаться такой позиции в отношении своего дизельного двигателя, есть высокая вероятность деформации некоторых компонентов форсунок. Как результат, топливо будет подаваться хуже и не в полном объёме, упадёт эффективность мотора и возрастёт расход.
Низкое качество горючего считается самой основной причиной постепенного загрязнения распылителей солярки. Чем хуже состав, тем быстрее форсунки придут в состояние негодности.
Да, нынешние конструкции форсунок, которые стали электромагнитными, обладают улучшенными характеристиками и имеют повышенную стойкость к нагару. Но и они не могут противостоять провоцирующим факторам.
Совокупность негативных воздействий, таких как температура, давление и низкое качество топлива, постепенно появляется продукт механической выработки и слой отложений в виде нагара. Когда горячий мотор выключается, все системы перестают работать. А вот остатки солярки всё равно продолжают оседать или налипать на рабочие компоненты распылителя. Постепенно это приводит к появлению достаточно толстого слоя, внешне напоминающего лаковое покрытие.
Подобный налёт негативно воздействует на каналы, через которые проходит топливо. Если на форсунку налипнет слой в 5 мкм толщиной, пропускная способность упадёт примерно на 25%. И чем больше будет образовываться слой, тем хуже начнёт работать дизельный двигатель.
Всё это прямо указывает на то, что требуется периодически чистить форсунки. Пусть даже и с помощью специалистов, за услуги которых требуется заплатить деньги. Это будет всё равно дешевле, нежели ремонт двигателя, обусловленный сильным засорением и износом распылителей топлива.
Чем чаще эксплуатируется машина и чем более низкокачественное топливо заливается, тем регулярнее рекомендуется проводить чистку. Дополнительным мероприятием по защите от загрязнения считается установка фильтрующих элементов. Их ставят непосредственно в самой топливной магистрали дизельного мотора, либо же в форсунке.
Не обязательно обращаться в сервисные центры для диагностики дизельных типов форсунок, дополнительно оплачивая услуги мастеров. Существует несколько характерных признаков, указывающих на то, что распылители уже загрязнились, и они нуждаются в обязательной чистке в самое ближайшее время.
Если знать об этих признаках, вам удастся своевременно заметить проблему, тем самым минимизировать возможные негативные последствия. При проверке ваших дизельных форсунок обращайте внимание на следующие характерные особенности:
Причём в тёплый период все эти симптомы проявляются не так выразительно и активно, как при первых заморозках. Это обусловлено тем, что в зимний период показатели испаряемости дизельного топлива снижаются.
Заметив один или несколько из представленных признаков засорения форсунок, их следует обязательно проверить. И при необходимости проводится чистка любым удобным для вас методом.
Если игнорировать симптомы загрязнения распылителей солярки в дизельном двигателе, произойдёт закоксовка форсунок и внутренних клапанов, износится запорная игла. Параллельно от воздействия высокой температуры появится угроза деформации распылителя. В такой ситуации простая промывка уже не даст желаемого эффекта. Придётся полностью менять изношенные форсунки.
Промывка или чистка актуальны в ситуациях, когда уровень отложений на форсунках ещё сравнительно незначительный. Это позволит убрать образовавшийся налёт, и продлить срок службы установленных распылителей. Поскольку детали стоят далеко не маленьких денег, лучший способ экономии будет своевременная диагностика и профилактическая чистка.
Существует достаточно много способов почистить топливные распылители, применяемые на дизельных двигателях. Некоторые выполняются самостоятельно, другие требуют вмешательства специалистов соответствующего профиля.
Все методы можно разделить на 4 категории:
Следует отдельно рассмотреть особенности применения каждого из представленных методов.
Выполнить подобную промывку форсунок от дизельного двигателя в домашних или гаражных условиях точно не получится. Эта методика относится к категории профессиональных услуг.
Да, в теории автовладелец может потратить деньги, купить себе специальную установку, и с её помощью чистить загрязнившиеся форсунки. Но никто на такой шаг не пойдёт. Причина банальная. Стоимость ультразвуковой установки оценивается в несколько тысяч долларов.
Чтобы очистить распылители с помощью ультразвука, их сначала демонтируют с двигателя транспортного средства, после чего помещают в специальный резервуар с жидкостью. После этого включается ультразвуковая установка. Создаваемые при этом колебания способствуют разрушению отложений на соплах форсунок.
Ультразвуковой метод обладает повышенной эффективностью и работоспособностью. За короткое время удаётся избавиться даже от сложных загрязнений и плотных отложений.
Если вы хотите прочистить свои дизельные форсунки при помощи ультразвукового оборудования, потребуется отыскать автосервис, предлагающий соответствующие услуги. Цены разные и могут существенно отличаться.
После того, как удалось проверить свои форсунки на дизеле, подтвердив факт образования отложений на распылителях, многие ищут эффективные методы восстановления работоспособности элементов дизельного мотора.
Одним из них справедливо считается чистка с помощью стенда. Это также профессиональное оборудование, которое предусматривает обращение в профильные сервисные центры. Услуга несколько дешевле, чем ультразвуковое воздействие, но и цена немного ниже.
Суть очистки заключается в том, что демонтированные распылители солярки подключаются к специальному стенду. Он подаёт очищающую жидкость под высоким давлением, которая проходит через форсунки, циркулируя по ней. Это позволяет избавляться от нагара и прочих отложений, обусловленных продолжительной работой дизельного силового агрегата.
Это тот вариант, когда промывка топливных форсунок выполняется самостоятельно без демонтажа дизеля для извлечения распылителей. То есть вам не придётся снимать элементы, чтобы добиться их очистки.
Существуют специальные присадки, которые добавляются в топливо. Причём их выпускают практически все изготовители присадок, начиная от самых популярных и востребованных, заканчивая совершенно неизвестными брендами.
Принцип работы присадок заключается в том, что при их добавлении в топливный бак дизельное горючее получает порцию очистительных компонентов. При прохождении через форсунку они очищают её, параллельно не нарушая процесс распыления и образования топливовоздушной смеси.
Присадки пользуются достаточно большой популярностью среди автомобилистов. А вот специалисты крайне осторожно относятся к присадкам как таковым. И в частности к средствам, которые якобы могут очистить топливную систему и избавить форсунки от нагара.
Важно понимать, что официально эффективность присадок, предназначенных для форсунок, никто не доказал и не подтвердил. Скептики уверены в том, что очищающий эффект является исключительно рекламным ходом, который создан для заработка на доверчивых людях.
Если вы решили всё же попробовать присадку, начните с выбора качественного средства, которое хорошо себя зарекомендовало и имеет положительные отзывы. Заливается препарат согласно инструкции. У каждого изготовителя свои требования. Но суть заключается в том, чтобы залить вещество в топливный бак и так поездить некоторое время.
Если присадки и работают, то позволяют избавиться только от незначительных отложений. Вы можете использовать проверенные средства для профилактики. Но уже после того, как выполнили очистку на стенде, ультразвуком или ручным способом. Навредить сильно вы вряд ли сможете одним флаконом. А вот регулярно заливать в солярку, пусть даже и не самого высокого качества, присадки не стоит. Это может повлечь за собой ряд неприятных и непредсказуемых последствий.
Нельзя забывать о том, что топливная форсунка, установленная в конструкции любого дизельного двигателя, является весьма деликатным компонентом. Потому ручная очистка форсунок должна проводиться предельно аккуратно, соблюдая технологию демонтажа и обратной установки.
При ручном методе промывки используется различный очиститель, к каждому из которых производитель прикладывает подробную инструкцию по применению.
Следуя всем правилам и не нарушая последовательность операций, при ручной самостоятельной промывке можно добиться превосходных результатов.
Если по результатам проверки форсунок на дизельном двигателе были обнаружены характерные признаки загрязнения распылителей, можно попробовать справиться с проблемой самостоятельно.
Сами автомобилисты отмечают, что по уровню эффективности самостоятельная чистка уступает профессиональным методам, предусматривающим использование стендов или ультразвуковых установок.
Но это не останавливает автолюбителей, которые предпочитают брать всё в свои руки. Причина такого решения в основном одна. Это отсутствие необходимости тратить довольно большие деньги на услуги автосервиса. Плюс есть категория автовладельцев, которым просто интересно попробовать что-то новое и получить дополнительный опыт.
Для самостоятельной чистки распылители дизельного топлива нужно:
В плане установки нет ничего сложного. Действовать следует в обратной последовательности демонтажа. Не забывайте при возврате распылителя на место смазать его небольшим количеством топлива или масла. Это позволит предотвратить возможное появление очагов коррозии.
Теперь отдельно рассмотрим остальные пункты самостоятельной чистки дизельной топливной форсунки.
Планируя заняться чисткой дизельных форсунок своими руками, заранее позаботьтесь о подготовке всего необходимого для выполнения подобной процедуры.
Стандартный набор выглядит следующим образом:
Что касается инструментов, то тут важно учитывать конструктивные особенности вашего двигателя. А именно то, как в вашем конкретном случае выполняется демонтаж. Наверняка пригодится отвёртка с крестовым и плоским жалом, пассатижи и набор гаечных ключей или головок. Инструменты готовьте на собственное усмотрение. Одним дополнительно может потребоваться молоток, а другие и вовсе воспользуются зубилом.
Когда материалы и инструменты готовы, можно приступать к снятию топливных форсунок. В зависимости от конструкции двигателей, количество дизельных распылителей может отличаться.
Если проведённая ранее диагностика показала, что загрязнился только один из распылителей, не обязательно чистить только его. Обычно рекомендуется извлечь все форсунки, проверить их состояние визуально. По результатам осмотра уже принимается непосредственное решение о том, какие форсунки абсолютно чистые, а какие лучше промыть.
Рассматривает процедуру очистки именно путём тщательной промывки. А она предусматривает предварительный демонтаж распылителей дизельного топлива.
Не стоит забывать о том, что конструкция у дизельных моторов бывает разной. А потому и процедура демонтажа будет несколько отличаться. Обычно всё выполняется следующим образом:
Прежде чем приступать к снятию, обязательно заглушите двигатель и дайте машине постоять около 3-4 часов. При этом заводить мотор настоятельно не рекомендуется. Такая мера необходима для того, чтобы снизить давление внутри топливной системы. После остывания дизельного мотора удастся безопасно демонтировать форсунки и отправить их на промывку.
Теперь пора промыть топливные распылители, демонтированные с вашего дизельного двигателя. Сама промывка не особо сложная, но тут важно соблюдать некоторую последовательность. Начинайте промывать форсунки поочерёдно, чтобы в той же последовательности возвращать их обратно в гнёзда на топливной рейке.
Опишем наиболее распространённый и эффективный метод самостоятельной очистки дизельных топливных форсунок.
Так завершаются подготовительные мероприятия. Следует изначально запомнить, что длительное время подавать через аккумуляторную автомобильную батарею электричество нельзя ни в коем случае. Иначе вы рискуете угробить форсунку, которая попросту оплавится.
Прежде чем начинать чистку детали, уберите с неё все имеющиеся фильтры и уплотнители, изготовленные из резины. Они могут деформироваться из-за действия достаточно агрессивного очищающего средства.
Суть процедуры самостоятельной промывки заключается в том, что вы создаёте имитацию работы форсунки в её естественной среде. Нажимая на кнопку, вы подаёте электричество и провоцируете начало распылительного процесса. Это стимулирует активацию форсунки, через которую начинает проходить очиститель.
Примерно такая процедура должна проводиться в течение нескольких минут. Обязательно делайте перерывы между распылением. Суммарно на очистку уйдёт не более 15 минут.
Проверьте, насколько форсунка очистилась от скопившихся загрязнений. Если результат вас удовлетворяет, приступайте к сборке узла. Тут действуйте в обратной последовательности. Перед установкой форсунки смажьте её маслом или соляркой. Но только небольшим количеством.
Никто сознательно не захочет регулярно возить машину в автосервис для стендовой или ультразвуковой чистки распылителей дизельного топлива. Также ни у кого не возникнет желания постоянно заниматься самостоятельной очисткой.
Чтобы минимизировать количество подобных процедур, важно соблюдать несколько простых, но эффективных рекомендаций.
Форсунки являются важным и неотъемлемым элементом любого дизельного двигателя. От состояния распылителей во многом зависит работоспособность и эффективность вашего мотора.
При этом именно автовладелец несёт полную ответственность за исправную работу форсунок. В его силах предотвратить опасные последствия загрязнений, избежать образования толстого слоя отложений, а также максимально продлить срок службы всего двигателя, работающего на дизельном топливе.