Антифриз (или охлаждающая жидкость для автомобиля) не всегда поставляется в готовом к употреблению виде – иногда в торговых точках предлагают концентрат, который нужно самостоятельно разбавлять. К сожалению, далеко не все производители снабжают свой товар инструкцией на русском языке, поэтому мы предлагаем вам разобраться, как правильно развести антифриз, чтобы не навредить машине.
Основным действующим веществом антифриза является двухатомный спирт этандиол-1,2 (химическая формула: C₂H₆O₂, C₂H₄(OH)₂). К нему также добавляют различные присадки и красители. Всё это вместе даёт концентрат, если разбавить его дистиллированной водой в нужной пропорции, то получится готовая жидкость.
Бессмысленно покупать чистый этандиол и готовить раствор из него – присадки тоже представляют большую ценность, без них металлические детали не будут защищены от ржавчины, а резиновые – от рассыхания, ухудшатся другие свойства охлаждающей жидкости.
Перед тем как начать разводить концентрат антифриза, нужно подготовить следующее:
Не стоит разбавлять концентрат антифриза с кипяченой или фильтрованной водой – такая обработка избавляет лишь от некоторой части примесей, в то время как дистилляция предполагает получение чистой H2O.
Также нельзя использовать для приготовления охлаждающей жидкости концентраты разных фирм и серий – они вступают в химическую реакцию, в результате которой может образоваться твёрдый осадок, опасный для двигателя и его деталей.
Отдельная ёмкость для смешивания убережёт машину в случае вашей ошибки. В процессе приготовления антифриза может не хватить концентрата или воды, если заливать поочерёдно то и другое сразу в расширительный бак, результат может быть неожиданным.
Из концентрата антифриза можно получить охлаждающую жидкость различной степени устойчивости к замерзанию — как разбавлять под свои нужды, показано в таблице ниже:
Количество концентрата по отношению к количеству воды (в процентах) | Порог замерзания готовой жидкости Со/Fо |
30 | -15/5 |
40 | -24/ -11,2 |
50 | -34/ -29,2 |
55 | -42/ -43,6 |
60 | -55/ -67 |
67 | — 75/-103 |
75 | — 58/-72,4 |
80 | — 48/-54,4 |
90 | -29/ -20,2 |
95 | -22/ -7,6 |
100 | -12/ 10,4 |
Обратите внимание, как пропорции влияют на свойства конечного продукта. Вы, конечно, заметили, что высокая концентрация активных веществ не всегда обещает такую же высокую степень устойчивости к замерзанию. Например, 100% неразбавленный антифриз замёрзнет при -12 градусах, в то время как 67-процентный – при -75. Именно поэтому так важно правильно развести концентрат.
Иногда вы можете встретить в магазинах прозрачный антифриз. Он не содержит красителей, и, скорее всего, присадок тоже, поэтому его неудобно использовать. Дело в том, что цвет охлаждающей жидкости присваивается не просто так – он прямо указывает на её качества:
Конечно, в крайнем случае можно приготовить охлаждающую жидкость и из прозрачного концентрата, состоящего исключительно из двухатомного спирта, но её лучше поменять как только представится такая возможность. Без присадок спиртовая основа вместе с водой моментально спровоцирует образование ржавчины и высушит резиновые трубки.
Перед тем как залить свежеприготовленную охлаждающую жидкость, не забудьте слить старую. Для этого машину лучше припарковать где-нибудь на более-менее ровном покрытии, подставить таз (чтобы оценить объёмы вытекшей жидкости и убедиться, что всё в порядке), открыть сливную пробку (посмотрите, где они находятся в вашей машине). Имейте в виду, что антифриз моментально хлынет струёй, будьте осторожны.
Если цвет слитой жидкости имеет неприятный тёмный оттенок, а консистенция стала слишком водянистой, хотя срок эксплуатации ещё не подошёл к концу, лучше больше не пользоваться идентичной продукцией.