Из чего состоит и как работает двухмассовый маховик

Рубрика:
83
2 комментариев
Содержание

В наши дни автопроизводители комплектуют трансмиссию большинства машин двухмассовыми маховиками. Они объясняют такое усложнение конструкции поиском компромисса между современными жёсткими экологическими требованиями и борьбой за продление ресурса ходовой части автомобилей.

С другой стороны, многие автолюбители считают такое решение неоправданным, ссылаясь на то, что новинка гораздо чаще требует ремонта или замены, чем её классический предшественник. Чтобы понять, кто прав, рассмотрим устройство, принцип действия, характерные неисправности и преимущества двухмассового маховика.

Мужчина держит двухмассовый маховик

Что такое двухмассовый маховик

Итак, что такое двухмассовый маховик, устанавливаемый сегодня практически в каждом автомобиле, и зачем понадобилось производителям изменять устройство казалось бы нормально работавшего узла? Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо отталкиваться от его одномассового предшественника, понять, какие функции он выполняет и чем отличается от него двухмассовый маховик.

Классический маховик – довольно простая конструкция в виде закреплённого на коленвале массивного диска с зубчатым венцом с наружной части, с помощью которого вал проворачивается бендиксом стартера при запуске. Большая масса и, соответственно, инерционность диска помогает поршням проходить мёртвые точки, что сглаживает неравномерность вращения коленвала. Внутренняя плоскость коленвала является основой для крепления ведущего диска сцепления. Казалось бы, все проблемы решены и непонятно, зачем усложнять конструкцию и для чего нужен двухмассовый маховик.

Маховик в автомобиле

Проблема скрыта в противоречии между постоянным ростом мощности современных двигателей и увеличением экологических требований к ним. Несколько приближённо можно сказать, что двигатели с растущей мощностью должны потреблять меньше топлива.

Это ведёт к росту неравномерности вращения коленвала и нагрузок на него и трансмиссию, в которую передаются высокочастотные колебания. Прежняя схема их гашения с помощью демпферов ведомого диска с этой проблемой не справляется.

Как это ни парадоксально, но, усложнив конструкцию одного узла, разработчики одновременно позаботились об её упрощении в целом, так как самым простым и малозатратным способом встроить дополнительный демпфер было поместить его в маховик.

Гашения колебаний в маховике
Схема крутильных колебаний двигателя и трансмиссии

Двухмассовые маховики стали распространяться со второй половины 90-ых на дизельных двигателях и постепенно «освоили» двигатели внутреннего сгорания. Стоит заметить, что с ними прекрасно сочетаются любые коробки передач механические, автоматические, вариаторы. Это значит, что пока двухмассовый маховик находится вне конкуренции.

Устройство механизма

Ведущий и ведомый диски соединены между собой пружинно-демпферным механизмом, закреплённым на подшипнике. Ведомый диск получает крутящий момент с помощью соединённого с ним фланца, в прорези которого упираются торцы дуговых пружин. Такое устройство простейшего двухмассового маховика позволяет дискам поворачиваться относительно друг друга на угол, ограниченный ходом пружин, и сглаживать крутильные колебания.

Двухмассовый маховик в разборе

Следует заметить, что такое усложнение конструкции маховика упрощает конструкцию механической коробки передач, которой при работе с ним не требуются пружины, демпфирующие нажимной диск сцепления. В более продвинутых конструкциях устанавливаются два демпфера из жёстких внешних пружин, работающих в диапазоне средних и высоких оборотов и внутренних, отвечающих за гашение пульсаций на низких оборотах и холостом ходу.

Читайте также:  Зачем нужна и как работает катодная защита для автомобилей

Принцип работы

Принцип работы заключается в следующем: перед запуском двухмассовый маховик находится в состоянии покоя. Когда бендикс стартера начинает проворачиваться, начинает вращаться и сцепленный с ним зубчатым венцом диск на коленвале. Вступает в работу демпфер.

Первыми сжимаются пружины меньшего диаметра, затем, при необходимости, внешние жёсткие пружины. В итоге, коробка передач получает крутящий момент только после погашения колебаний. Точно также работает двухмассовый маховик и при выключении двигателя.

Автомобильное сцепление

На автомобилях с механической коробкой передач устройство сглаживает ошибки неопытных водителей при переключении передач. Чем больше угол, на который могут смещаться диски маховика относительно друг друга, тем эффективнее его работа. Классический маховик гасит колебания максимум на 15%, минимум для двухмассового узла составляет 25%.

Почему не стоит менять DMF на одномассовый

Споры по поводу вопроса, стоит ли менять двухмассовый маховик на одномассовый, не стихают среди автолюбителей уже долгое время. Как правило, основной аргумент в пользу такого решения – это ограниченность ресурса двухмассового маховика в сравнении с его классическим предком. Но это узкий подход к решению вопроса. Прежде чем принимать решение, следует рассмотреть все «за» и «против».

Плюсы, которые имеет двухмассовый маховик, на первый взгляд, не перевешивают минусы:

  • Мягкое переключение.
  • Тихая работа.
  • Продление ресурса коленвала и коробки передач.

Одномассовый маховик и двухмассовый

Минусы, без которых не обошёлся двухмассовый маховик, во многом нивелируют плюсы:

  • Высокая стоимость.
  • Меньший ресурс.
  • Быстро изнашивается при агрессивном стиле вождения или, напротив, медленном движении при большой нагрузке (тяжело загруженные салон и багажник, прицеп).
  • Не подходит для почитателей чип-тюнинга, любящих выжимать из двигателя всю мощность, которую он теоретически способен выдать. В таких условиях он может быстро разрушиться.

Стоит уяснить, что главная задача ДММ не обеспечение комфортного вождения, а сбережение ресурса коробки передач и коленвала, и его замена может принести следующие неприятности:

  • Повреждение коленвала. Вся экономия на замене маховика не окупит его стоимость в комплекте с вкладышами.
  • Усиленный износ шестерён КПП и синхронизаторов.
  • Менее плавное переключение передач.
Вывод: замена рекомендуется только в том случае, если производитель регламентирует этот вариант и предлагает соответствующий набор из маховика и корзины сцепления.

Как проверить демпферный маховик

Перед тем как проверять двухмассовый маховик, чтобы избежать бесполезной работы, следует протестировать навесное оборудование, системы зажигания и питания, которые также могут быть причиной неравномерной работы и шумов.

Читайте также:  Достоинства и недостатки бензина ЭКТО

Проверка двухмассового маховика проводится в следующем порядке:

  1. Усилие свободного хода ведомого диска. Снимать узел с автомобиля необязательно. Диск должен с одинаковым усилием поворачиваться руками в обе стороны. Если он не поворачивается в одну из сторон или усилие заметно отличается, значит, разрушен демпфирующий механизм или заклинил подшипник.Мужчина крутит маховик
  2. Угол взаимного поворота. Маховик зафиксировать от проворачивания. Повернуть ведомый диск влево до упора и сделать отметку на нём и зубчатом венце. Затем повернуть до упора вправо и сделать новую отметку на венце, рядом с поставленной ранее. Для исправных узлов Sachs между метками должно быть не более трёх зубцов, для Luk – не более семи. Этот параметр лучше уточнять для каждой конкретной модели.Диагностика двухмассового маховика
  3. Радиальный/продольный люфт. Небольшой люфт, вполне допустимый для двухмассового маховика.

Как подобрать маховик и какой фирмы купить

Полную гарантию может дать только приобретение OEM-узлов. Перечислить лучших производителей несложно. Это французская Valeo и германские LUK и Sachs, поставляющие свою продукцию крупным автопроизводителям.

Приобретая маховик, следует внимательно осмотреть предложенный узел:

  • Упаковка. Только качественные материалы и полиграфия. Никаких плохо пропечатанных участков и тем более кодов.
  • Соответствие кода. Стоит обязательно проверить, введя на сайте компании-производителя.
  • Дата производства. Желательно не старше трёх лет. По истечении этого срока начинает терять свои свойства защитная смазка.
  • Люфт. Люфт на оригинальных изделиях можно почувствовать только при значительном усилии.
  • Качественная обработка поверхностей. Не должно быть никаких сколов, царапин и мелких повреждений.

Новый двухмассовый маховик на коробке

Неисправности и поломки

Определить неисправность двухмассового маховика можно по следующим признакам:

  • Разрушение демпфирующих пружин. Признаки выхода из строя двухмассового маховика проявляются в виде посторонних шумов, скрежета и бряцанья с его стороны. На низких оборотах и холостом ходу наблюдается вибрация и потряхивание. При нажатии на сцепление работа двигателя обычно нормализуется.Пружина двухмассового маховика
  • Износ подшипников. Признак неисправности: синеет металл корпуса двухмассового маховика возле посадочного места.
  • Утечка смазки. Определяется визуально по следам протечки на стыке корпуса коробки передач и блока двигателя.Испорченный маховик автомобиля
  • Износ шлицев ведомого диска. Симптомы поломки: щелчки и лёгкие удары при переключении передач со стороны двухмассового маховика.
  • Перегрев ведомого диска. Определяется по сине-фиолетовому оттенку фрикционной поверхности.

Вот и закончен разговор о двухмассовом маховике. Этот узел без сомнения имеет некоторые недостатки, но он способен позаботится о неопытном водителе и трансмиссии автомобиля. В ответ стоит позаботиться и о нём, не перегружая его на низких оборотах и излишне резкой манерой вождения.

Комментарии (2)
Игорь, 11.03.2024
Для Фольксвагена мало вариантов достойной замены. Лучший - маховик LUK. Стоит в 1,5 раза дешевле оригинала. Все отверстия и размеры подходят.
Лев, 30.01.2024
Для Фольксвагена мало вариантов достойной замены. Лучший - маховик LUK. Стоит в 1,5 раза дешевле оригинала. Все отверстия и размеры подходят.
Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте