Современных автомобилистов можно разделить на две большие категории: те, кто любит ездить исключительно на «механике», и те, кто предпочитает комфорт и автоматическую коробку переключения передач. Главной особенностью МКПП и одновременно её неудобством для некоторых водителей является то, что для переключения передач необходимо постоянно выжимать педаль сцепления. А порой случается так, что эту педаль бывает настолько сложно выжимать, что попросту начинаешь уставать от езды. Для того чтобы как-то облегчить усилия водителей, инженеры изобрели электронный тип сцепления, который сегодня устанавливается в большинство автомобилей.
Электронное сцепление, либо же eCS – это «прорывная» технология, принадлежащая организации Bosch. Как утверждают инженеры компании, такой тип сцепления делает МКПП максимально похожей на автоматическую коробку. Но, по сравнению с АКПП в «механике», в которой используется eCS, в автоматическом режиме функционирует исключительно сцепление.
За счёт своего устройства и особенностей функционирования такой тип сцепления отлично подходит не только для различных бензиновых или дизельных автомобилей, но и для гибридных машин с установленной МКПП.
Как показывает практика, механизм eCS прост в использовании и не требует каких-то особых усилий для переключения передач. Кроме того, данный механизм максимально сглаживает переключения всех передач, из-за чего нет ощущения постоянных рывков автомобиля.
Как и у всех электронных систем и устройств, у eCS имеется свой блок управления (он называется «электронный блок педали сцепления»), который отвечает за обработку поступающих сигналов и передачу указаний для выполнения соответствующих механических процессов. Помимо этого, такой тип сцепления объединяет всевозможные входные и исполнительные устройства.
К входным устройствам относятся блок педали сцепления и входные датчики. Вторые – это датчики месторасположения педали газа и ручки КПП. Но, как уверяют многие автомобилисты, таких датчиков гораздо больше, так как машина передвигается без каких-либо рывков, а бортовой компьютер даёт подсказки, какая передача подходит в конкретный момент движения. А у системы электронного сцепления, в свою очередь, есть специальный блок управления. Он получает и обрабатывает сигналы от входных устройств, а после этого направляет их на исполнение механической составляющей. Кроме того, этот блок взаимодействует и с системой управления двигателя – за счёт этого появляется функция бесключевого доступа к автомобилю.
Электронное сцепление, как и все механизмы, находящиеся в автомобиле, отвечает за выполнение определённых функций, а именно:
Первая функция отлично реализуется в городских условиях, особенно в пробках. Она позволяет водителю передвигаться на первой передаче, не используя педаль сцепления. Если вы отпустите педаль газа, то система сразу же отключит сцепление. Если же продолжите притормаживать, то двигатель не перестанет работать в силу того, что система отсоединила его от трансмиссии.
Совершенно противоположный процесс возникает в том случае, если вы снимаете ногу с педали тормоза. Система, в свою очередь, в автоматическом режиме включает сцепление и первую передачу – по этой причине может показаться, что в машине установлена АКПП. Однако, данная функция работает исключительно с первой передачей – к тому же, данная передача не будет такой же короткой по оборотам, как это предусмотрено в МКПП.
Две последние функции были созданы с целью экономии топлива. По словам инженеров, за счёт них удалось сократить среднее потребление практически на 10%. В процессе движения накатом eCS автоматически выключает торможение двигателем, и машина начинает двигаться только по инерции.
Функция Start/Stop, которая также предназначена для экономии топлива, работает следующим образом: когда водитель перестаёт жать на педаль газа, система автоматически рассоединяет агрегат и трансмиссию и заодно глушит мотор. И к моменту полной остановки машина находится уже в заглушенном состоянии, что также положительно влияет и на ресурс двигателя.
В соответствии с вышепредставленной информацией можно выявить целый перечень преимуществ, которыми обладают автомобили с установленной системой Electronic Clutch System:
На сегодняшний момент уже существует несколько автомобильных производителей, которые запатентовали привычную всем «механику», но с системой электронного управления сцеплением. Так, например, американская компания Ford уже в начале года заявила, что создаст новую систему МКПП, в которой у водителей появится возможность включения первой передачи без использования педали сцепления.
Корейский автопроизводитель KIA, в свою очередь, уже задействовал данную разработку и представил свой популярный седан Kia Rio, где за управление сцеплением полностью отвечает электроника.
По заявлениям экспертов из сферы автомобильных разработок, тенденция установки Electronic Clutch System на автомобили с МКПП с течением времени будет лишь развиваться – это обусловлено удобством использования и рядом других преимуществ, некоторые из которых были упомянуты в данной статье.