Примерно до третьей четверти прошлого столетия при конструировании салона автомобиля учитывались интересы только взрослых пассажиров. Но поскольку перевозка детей осуществляется столь же часто, а штатные системы безопасности не учитывали антропометрических особенностей маленьких пассажиров, встал вопрос об избавлении от этой диспропорции.
В последнее время ситуация начала улучшаться, но далеко не всегда к этому причастны сами автопроизводители. Увеличение безопасности детей, которые при использовании штатных средств гораздо больше взрослых рискуют получить серьёзные травмы, происходит за счёт установки специально сконструированных детских кресел. Автоконцерны же обеспечили надёжную фиксацию таких конструкций, что и позволило существенно улучшить безопасность перевозки детей.
Но осталась одна проблема: дети постоянно и быстро растут, а автокресла — нет. Строго говоря, большинство таких изделий рассчитано на перевозку малышей до пятилетнего возраста. А что дальше? Сиденье для детей оказывается слишком маленьким для размещения выросшего чада. Вот здесь и выходят на первый план бустеры, перед которыми поставлена задача обеспечения правильного расположения на теле детей заводского ремня безопасности.
Итак, что такое бустер для перевозки в машине детей? Под этим приспособлением понимают детское удерживающее устройство, используемое для перевозки пассажиров в возрастном диапазоне 3-12 лет. Типичный бустер – это сиденье небольших размеров, оснащённое подлокотниками, но без собственных ремней безопасности. Отсутствует и спинка. Ребенок просто использует штатный ремнем точно также, как взрослый. Бустер при этом приподнимает тело маленького пассажира таким образом, чтобы ремень захватывал его грудь, а не шею, что оправдано с точки зрения безопасности.
Таким образом, бустер устраняет основной недостаток ремня безопасности при отсутствии детского сиденья – изменяет точки его фиксации на туловище, увеличивая комфорт нахождения ребёнка в автомобиле и устраняя риск получения тяжёлых травм при ДТП из-за неправильного расположения ремня.
В настоящее время большинство бустеров – это приспособления, обеспечивающие безопасность детей, относящихся к третьей возрастной категории, то есть при достижении роста в 135 сантиметров при весе от 22 килограмм. Но в продаже можно встретить и модели, предназначенный для второй возрастной категории, позволяющие перевозить малышей при росте от метра и 15-килограммовой массе тела.
Основная классификация автобустеров как раз и отображает их возрастное разбиение.
Особенностью категории «2/3» (напомним, её задача 0 обеспечение безопасности малышей весом 15-35 кг) является наличие адаптера в виде ремешка, предназначенного для правильного расположения заводского автомобильного ремня на туловище ребенка, не мешающего быстро его пристегнуть. Категория бустеров «3» может быть использована для транспортировки детей массой 22-35 кг, причём в их конструкции нет никаких дополнительных аксессуаров, способствующих фиксации ремня.
По материалу изготовления автобустеры бывают:
Несмотря на невысокую практичность, пенопластовые бустеры считаются вполне надёжными и самыми дешёвыми. Их вес минимален, но и прочность очень низкая, поэтому не следует рассчитывать, что при ДТП они обеспечат ребёнку полноценную защиту от получения травм.
Пластмассовые изделия в плане безопасности гораздо предпочтительнее. У них имеются и другие достоинства: относительно небольшой вес, вполне демократичная стоимость, они более практичны, долговечны и универсальны. Именно такой вариант и является наиболее популярным.
И всё же максимальный уровень безопасности предоставляют только бустеры, оснащённые металлическим каркасом. Разумеется, такое приспособление более массивное, если сравнивать его с пенопластовыми и пластиковыми аналогами, но это можно назвать недостатком только в аспекте его установки/демонтажа. В остальном больший вес даже лучше, поскольку более инертен, что важно при авариях. С точки зрения удобства для детей здесь тоже всё в порядке: каркас спрятан в нескольких слоях промежуточного мягкого (тканого или нетканого) материала. Верхняя часть такого бустера обязательно обтягивается достаточно мягкой тканью, обеспечивает такой же уровень комфорт для ребёнка, как и более лёгкие аналоги.
Ни в последней редакции правил, принятой летом 2017 года, ни тем более в ранних версиях, слов «бустер» не упоминается.
Правила перевозки детей в этом знаковом документе регулируются пунктом 22.09. Справедливости ради отметим, что в нём нет ни единого слова и про другие подобные приспособления, от специальных детских адаптеров до кресел.
Здесь используется следующая терминология, которая может восприниматься слишком размыто и неоднозначно:
Что интересно, Правила не дают разъяснением, следует понимать под этими терминами одно или это разные приспособления для транспортировки детей.
Приведём выдержку из пункта 19.01:
Перевозку детей до семилетнего возраста, осуществляемую в салоне легкового автотранспорта или кабине грузовика, если их конструкцией предусмотрено наличие ремней безопасности вместе с удерживающей (фиксирующей) детской системой типа Isofix, следует осуществлять с обязательным использованием ДУС или устройств, конструкция которых обязана соответствовать антропометрическим данным детей.
Отметим, что в контексте пункта ПДД упоминается детская фиксирующая система Isofix, что соответствует Техрегламенту ТС в части, касающейся безопасности колёсных автотранспортных средств.
Точно такая же формулировка приведена и в отношении транспортировки детей следующей возрастной категории (в пределах 7-11 лет), однако с уточнением: на переднем сидении автотранспортного средства допускается нахождение ребёнка, фиксация которого производится только с применением удерживающих устройств/приспособлений, рассчитанных на весовые параметры и рост, характерные для этой группы. Другими словами, заводскими ремнями безопасности детям, расположенным спереди, пристёгиваться ещё нельзя.
Правила также оговаривают, что установка в автотранспортном средстве таких удерживающих систем, предназначенных для детей, как и СМИ способы из размещения в таких устройствах, производится в соответствии пользовательским манулом для указанных устройств.
Итак, что мы имеем в соответствии с последней редакцией ПДД:
Если под детской удерживающей системой понимать бустер, то вы получите исчерпывающий ответ на вопрос, можно ли перевозить ребенка в бустере и до какого возраста.
Самый примитивный бустер представляет собой простую подкладку под ребёнка. Она может вообще не иметь средств крепления, при этом упор сделан на то, что устройство будет удерживаться на сидении за счет пристегнутого РБ. К сожалению, многочисленные испытания продемонстрировали, что безопасность таких конструкций невелика, и существует вероятность, что при ДТП бустер может выскользнуть из-под ребёнка, что чревато его опусканием и риском получения травм от ремня безопасности.
Оптимальной с этой точки зрения считается конструкция бустера, оснащённого не только средствами фиксации, но и подлокотниками. Этот дополнительный конструктивный элемент призван решать две важные задачи: способствовать большему комфорту для малыша (есть куда девать руки) и одновременно выполнять роль фиксатора сиденья. Риск выскальзывания такого устройства при столкновении минимален. Чтобы зафиксировать такой бустер, достаточно горизонтальную часть штатного ремня протянуть непосредственно под подлокотниками.
Более продвинутые модели оснащаются подлокотниками со встроенными скобами для ремня, фиксирующими его более надёжно. Но, как показала практика, подобные фиксирующие скобы усложняют процедуру установки бустера в сиденье, как и саму посадку ребёнка.
Самые дорогие модификации автобустеров оборудуются полноценными автономными системами фиксации, позволяющими использовать заводской ремень безопасности исключительно по прямому предназначению.
Перечислим основные достоинства детских автобустеров:
Недостатки тоже имеются:
Ответ на этот вопрос, в соответствии с последней редакцией ПДД, действующей в 2018-2019 годах, звучит так:
Хочется верить, что при принятии сего документа его авторы действительно руководствовались здравым смыслом и ставили на первое место безопасность детей. Но если внимательно оценить текст пункта 19.01, то можно усомнится в этой предпосылке, и вот почему.
При упоминании, со скольки лет нужно использовать бустер (в документе указывается не совсем корректный термин «детское удерживающее устройство», интерпретируемый и как бустер, и как детское автокресло), следует привязка таких устройств к определённому росту и весу.
Это не совсем правильно, ибо возрастной ценз далеко не всегда согласуется с антропометрическими данными. Нередки ситуации, когда семилетний ребёнок настолько мал, что если он будет пристёгнут только ремнём (а это допускается при условии размещения на заднем сидении), то лямка ремня будет проходить не по груди, как подожжено, а в районе шеи, что недопустимо с точки зрения пассивной безопасности. Вероятность получения малышом травмы при ДТП, не совместимой с жизнью, будет даже выше, чем при непристёгнутом ремне.
Соответствующие доказательства легко можно найти в интернете – такие краш-тесты уже проводятся.
Так что родители должны подходить к решению вопроса детской безопасности индивидуально. Лучше, конечно, использовать автокресло или бустер, даже если этого не требуют ПДД. Помните, что использование этих средств вполне легитимно, даже если Правила не предусматривают их обязательное применение. Но здесь есть одно «но» – бустер должен иметь сертификат, свидетельствующий, что он прошёл все испытания, касающиеся безопасности.
Поскольку Правила не упоминают этот термин, отсутствует он и в КоАП. В отношении правил транспортировки детей действует общее правило (ст. 12.023 ч. 03), гласящее, что за соответствующее нарушение грозит штраф 3000 рублей.
Если инспектор зафиксирует, что ваш ребёнок, не достигший школьного возраста, перевозится без использования средств фиксации независимо от места размещения, вы будете наказаны. Как и в случае перевозки 7-11-летнего ребёнка, размещённого на переднем сиденье без бустера или автокресла.
Что касается детей старше 12 лет, то они могут перевозиться в салоне на общих основаниях, то есть быть обязательно пристёгнутыми ремнём безопасности, иначе – тот же штраф.
Недопустимой с точки зрения Правил является перевоза в бустере или автокресле детей в непристёгнутом состоянии. Карается также штрафом наличие неукреплённого бустера, если его конструкция предусматривает фиксацию.
Отметим также, что автофиксация этого нарушения не предусмотрена, как и эвакуация автотранспорта на штрафплощадку при фиксации нарушения автоинспектором. Этот штраф подпадает под действие льготы, позволяющей оплатить только его половину при условии погашения задолженности на протяжении 20-дневного срока с момента вынесения постановления.
Есть две особенности, касающиеся нарушения пункта правил, регулирующего, с какого возраста можно перевозить детей на бустере:
Родители должны быть заинтересованы в безопасности своих детей, даже если они относятся к собственной безопасности совершенно безответственно. Поэтому к выбору бустера следует подходить основательно, полагаясь на два основных тезиса:
Рассмотрим наиболее важные из них.
Мы уже упоминали классификацию автобустеров по этому признаку, признавая, что самыми надёжными являются изделия с металлическим каркасом. Но и это, оказывается, не всё: идеальный бустер, кроме каркаса, должен иметь еще три компоненты: стой пластика (собственно сиденье), слой мягкого материала, обшивку из ткани. Убедитесь также, что такое сиденье хорошо держит форму, что оно не будет для ребёнка слишком жёстким, но и не излишне мягким, то есть вашему чаду будет на нём комфортно независимо от времени, проведённого в пути.
Следует также учесть такой фактор, как маркость обшивки: дети в этом отношении далеко не настолько аккуратны, как взрослые. Поэтому наличие съемных чехлов, которые можно легко снять, отдать в стирку и снова одеть, будет огромным плюсом.
Здесь действует стандартное правило: чем дороже, тем качественнее. Приличный детский автобустер стоит от 1000 рублей. Снижение стоимости достигается за счёт применения иене качественных материалов, некоторые из них напрямую влияют на безопасность, другие – только на уровень комфорта или практичность изделия. Пенопластовые модели самые дешёвые, в районе 250-500 рублей, но их можно считать одноразовыми из-за откровенно малого ресурса. Да и уровень безопасности для малышей у них далёк от требуемого.
Легкие бустеры удобны в плане монтажа/демонтажа, но менее безопасны. Что же касается габаритов, то здесь следует приобретать модель с прицелом на среднесрочную перспективу, ведь дети растут очень быстро. Так что более широкая и высокая модель, чем требуется сейчас, будет неплохим выбором.
Многое зависит и от того, как крепится бустер в машине. Здесь, как ни удивительно, однообразие тоже отсутствует. Есть модели, которые вообще не имеют собственных средств фиксации: они укладываются на пассажирское сиденье, как детское автокресло, фиксируясь штатным ремнём (его неиспользуемой продольной частью). Это и неудобно, и небезопасно, поскольку при резких поворотах и даже при попадании в яму ребёнок рискует вывалиться из такого кресла со всеми вытекающими последствиями. Золотым стандартом в этом отношении считаются крепления Isofix и Latch.
При выборе бустера прислушайтесь к следующим рекомендациям:
Все мы знаем, что в каждой производственной сфере имеются свои лидеры. Есть такие и среди производителей детских бустеров, и мы считаем нужным ознакомить наших читателей с ними. Обычно изготовлением таких устройств занимаются компании, специализирующиеся на производстве детской мебели, баунсеров или качелей.
Итак, приводим наш небольшой рейтинг: