EFB аккумулятор – особенности технологии, плюсы и минусы

Мы живём в замечательную эпоху, когда смена технологий происходит настолько быстро, что поколения техники сменяют друг друга практически непрерывно. Совсем недавно для многих из нас термины «гелевая АКБ» или «AGM-аккумулятор» были в диковинку, а сегодня приходится искать информацию о совершенно новых источниках питания, произведённых по технологии EFB.

EFB аккумулятор в авто

И, как всегда, новшество довольно быстро прижилось в Старом Свете, в то время как российские пользователи только присматриваются к новинке аккумуляторной отрасли, анализируя достоинства и недостатки таких батарей и сопоставляя стоимость с возможными преимуществами. В любом случае новая технология – весьма перспективна. О прорыве пока говорить рано, но уже сейчас можно утверждать, что с каждым месяцем такие аккумуляторы становятся всё совершеннее, надёжнее и долговечнее.

Что такое EFB аккумулятор

Данная аббревиатура звучит в полной английской транскрипции как Enhanced Flooded Battery. Дословный перевод «улучшенная заливная батарея» вряд ли проясняет принцип действия таких аккумуляторов, поэтому стоит остановиться на описании технологии более детально.

Говорить о революционных изменениях в конструкции не стоит, это даже отражено в названии АКБ. Но улучшения по сравнению с классическими батареями довольно существенные. Пожалуй, ближайшим родственником можно назвать AGM аккумуляторов – принцип организации внутреннего пространства схож.

Краткое описание технологии EFB аккумуляторов – использование более толстых пластин. Все пластины-электроды заключены в пакет, изготовленный из специального силиконоподобного материала, пропитываемого электролитом.

Увеличение толщины пластин в полтора раза позволило существенно увеличить ёмкость батареи при прежних габаритах, уменьшив промежуток времени, необходимый для зарядки батареи.

EFB аккумулятор Аком

Наличие сетки из полиэстера, расположенной в пространстве между каждой пластиной и сепаратором, позволило эффективно удерживать электролит внутри, предотвращая его потери. В результате номинальный уровень заряда достигается быстрее и удерживается дольше, а сами пластины становятся более устойчивыми к множественным циклам заряда/разряда, позволяя без особых последствий переносить и глубокий разряд.

Среди других особенностей технологии ЕФБ можно отметить оклеивание сепараторов стекловолоконным ворсом, что обеспечило стабилизацию пространственного расположения пластин, ограничив влияние внешних воздействий (тряски, вибраций, толчков).

Наконец, заключение пластин в конверт из микроволокна означает, что у аккумуляторов типа EFB сульфатация пластин протекает значительно медленнее, при этом их осыпание является локальным и не грозит возникновением КЗ и, как следствие, преждевременным выходом АКБ из строя.

Среди базовых отличий ЕФБ аккумуляторов от обычных разновидностей автомобильных батарей стоит упомянуть о снижении требуемого объёма электролита в 3 раза, об увеличении номинала пускового тока на 45–50%, об устойчивости к глубоким разрядам. Такие батареи намного безопаснее и надёжнее классических, они просты в обслуживании и характеризуются большей долговечностью.

Сферы применения

Изначально батареи с улучшенными показателями пускового тока разрабатывались для применения в автомобилях, оснащённых функцией «Старт-стоп».

Использование этой технологии предполагает, что любая остановка автомобиля приводит к автоматической остановке мотора, который запустится, как только вы отпустите педаль тормоза. В этом промежутке времени генератор не работает, и основная нагрузка по питанию бортовой сети ложится на аккумулятор. Поэтому для таких машин обычные АКБ не подходят – здесь нужны батареи, способные восстанавливать свой заряд в ускоренном режиме. EFB аккумуляторы этим и отличаются.

EFB аккумулятор авто

Разумеется, такие батареи можно ставить и на обычные авто, а также использовать в качестве автономного источника питания, например, для обеспечения работы мощных акустических систем при стоянке машины.

Преимущества и недостатки технологии

Подобно большинству новых технологий, EFB аккумуляторы не лишены недостатков. Но если честно, плюсов намного больше, судите сами:

  • свинцовые пластины удалось сделать массивнее, что сказалось на продлении срока службы батарей данного типа даже по сравнению с AGM-аккумуляторами;
  • помещение пластин в микроволоконный конверт из специального материала позволило максимально обезопасить электроды от внешних воздействий, предотвратить сульфатацию поверхности пластин и исключить короткое замыкание вследствие осыпания активной массы;
  • использование свинца глубокой очистки позволило существенно сократить время, необходимое для зарядки АКБ;
  • переносимость глубоких разрядов – ещё одно несомненное достоинство EFB технологии. Способность без проблем выдерживать порядка 100–160 таких разрядов коренным образом отличает эти батареи от кальциевых, наиболее распространённых в настоящее время. Они выходят из строя при нескольких глубоких разрядах. Для старых сурьмянистых АКБ этот показатель – порядка 50 полных разрядов;
  • специальная конструкция крепления пластин с использованием вибростойких спаек позволила увеличить механическую прочность аккумулятора, которому уже не страшны ни тряска, ни вибрации, ни удары;
  • продлению срока службы батарей способствует и использование внутри конструкции воронок специальной геометрии, заставляющих электролит непрерывно перемещаться, равномерно перемешиваясь. Это улучшает стабильность жидкости, улучшая продуктивность и эффективность батареи;
  • источники питания, изготовленные по EFB технологии, могут работать при более высоких температурах, чем аналоги, без риска закипания электролита и его испарения;
  • EFB аккумуляторы – практически необслуживаемые. Минимальный уход требуется для наиболее бюджетных представителей линейки;
  • как заявляют производители, средний срок службы ЕФБ аккумуляторов составляет 7 лет, при соблюдении рекомендаций он может быть намного большим.

Диапазон допустимых температур, при котором эксплуатация батарей данного типа не вызывает сложностей, составляет от -50 до +60º С. Это означает, что в нашей стране ЕФБ батарея может использоваться повсеместно, включая северные широты с их суровыми зимами.

АКБ Варта EFB

Нельзя не упомянуть и о недостатках EFB технологий, которых, кстати, не так уж много, и можно надеяться, что производители устранят их в обозримом будущем:

  • автомобильные аккумуляторы данного типа непригодны для использования на автомобилях, силовые установки которых оснащены рекуперационной системой, заключающейся в подзарядке АКБ за счёт использования кинетической энергии во время торможения транспортного средства;
  • мощность таких батарей пока ещё меньше AGM аналогов, но эта разница проявляется только при большой нагрузке по потреблению электроэнергии.

Как правильно заряжать EFB аккумулятор

Строго говоря, зарядка EFB батарей мало чем отличается от процедуры, используемой применительно к AGM-аккумуляторам, поскольку принцип их действия и структура пластин во многом схожи.

Среди основных требований – необходимость использования интеллектуальных зарядных устройств последнего поколения от известных брендов, что гарантирует высокое качество и надёжность изделий. Соблюдение рекомендаций производителя – непременное условие продления срока эксплуатации таких источников питания для автомашин.

Зарядное устройство для EFB АКБ должно обеспечивать напряжение 14.4 В, желательно также, чтобы оно имело режим индикации тока заряда, поскольку во время зарядки этот параметр необходимо контролировать.

Одним из условий правильной технологии зарядки батареи данного типа является строгое соблюдение температурного режима: электролит не должен разогреваться выше 55º С, поскольку в этом случае пластины испытывают дополнительную нагрузку. В итоге они становятся менее устойчивыми к коррозионным процессам.

Ток и напряжение зарядки EFB батареи оговариваются в инструкции, их значения могут различаться в зависимости от характеристик конкретной модели. Окончание зарядки отслеживаем стандартно: следим за показаниями тока и напряжения, если они на протяжении нескольких часов остаются неизменными, АКБ можно отключать от зарядного устройства.

Ускоренная зарядка возможна, но крайне нежелательна из-за высокой вероятности интенсификации газообразования. Но это условие характерно для всех разновидностей автомобильных аккумуляторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector