Мы живём в замечательную эпоху, когда смена технологий происходит настолько быстро, что поколения техники сменяют друг друга практически непрерывно. Совсем недавно для многих из нас термины «гелевая АКБ» или «AGM-аккумулятор» были в диковинку, а сегодня приходится искать информацию о совершенно новых источниках питания, произведённых по технологии EFB.
И, как всегда, новшество довольно быстро прижилось в Старом Свете, в то время как российские пользователи только присматриваются к новинке аккумуляторной отрасли, анализируя достоинства и недостатки таких батарей и сопоставляя стоимость с возможными преимуществами. В любом случае новая технология – весьма перспективна. О прорыве пока говорить рано, но уже сейчас можно утверждать, что с каждым месяцем такие аккумуляторы становятся всё совершеннее, надёжнее и долговечнее.
Данная аббревиатура звучит в полной английской транскрипции как Enhanced Flooded Battery. Дословный перевод «улучшенная заливная батарея» вряд ли проясняет принцип действия таких аккумуляторов, поэтому стоит остановиться на описании технологии более детально.
Говорить о революционных изменениях в конструкции не стоит, это даже отражено в названии АКБ. Но улучшения по сравнению с классическими батареями довольно существенные. Пожалуй, ближайшим родственником можно назвать AGM аккумуляторов – принцип организации внутреннего пространства схож.
Краткое описание технологии EFB аккумуляторов – использование более толстых пластин. Все пластины-электроды заключены в пакет, изготовленный из специального силиконоподобного материала, пропитываемого электролитом.
Увеличение толщины пластин в полтора раза позволило существенно увеличить ёмкость батареи при прежних габаритах, уменьшив промежуток времени, необходимый для зарядки батареи.
Наличие сетки из полиэстера, расположенной в пространстве между каждой пластиной и сепаратором, позволило эффективно удерживать электролит внутри, предотвращая его потери. В результате номинальный уровень заряда достигается быстрее и удерживается дольше, а сами пластины становятся более устойчивыми к множественным циклам заряда/разряда, позволяя без особых последствий переносить и глубокий разряд.
Среди других особенностей технологии ЕФБ можно отметить оклеивание сепараторов стекловолоконным ворсом, что обеспечило стабилизацию пространственного расположения пластин, ограничив влияние внешних воздействий (тряски, вибраций, толчков).
Наконец, заключение пластин в конверт из микроволокна означает, что у аккумуляторов типа EFB сульфатация пластин протекает значительно медленнее, при этом их осыпание является локальным и не грозит возникновением КЗ и, как следствие, преждевременным выходом АКБ из строя.
Среди базовых отличий ЕФБ аккумуляторов от обычных разновидностей автомобильных батарей стоит упомянуть о снижении требуемого объёма электролита в 3 раза, об увеличении номинала пускового тока на 45–50%, об устойчивости к глубоким разрядам. Такие батареи намного безопаснее и надёжнее классических, они просты в обслуживании и характеризуются большей долговечностью.
Изначально батареи с улучшенными показателями пускового тока разрабатывались для применения в автомобилях, оснащённых функцией «Старт-стоп».
Использование этой технологии предполагает, что любая остановка автомобиля приводит к автоматической остановке мотора, который запустится, как только вы отпустите педаль тормоза. В этом промежутке времени генератор не работает, и основная нагрузка по питанию бортовой сети ложится на аккумулятор. Поэтому для таких машин обычные АКБ не подходят – здесь нужны батареи, способные восстанавливать свой заряд в ускоренном режиме. EFB аккумуляторы этим и отличаются.
Разумеется, такие батареи можно ставить и на обычные авто, а также использовать в качестве автономного источника питания, например, для обеспечения работы мощных акустических систем при стоянке машины.
Подобно большинству новых технологий, EFB аккумуляторы не лишены недостатков. Но если честно, плюсов намного больше, судите сами:
Диапазон допустимых температур, при котором эксплуатация батарей данного типа не вызывает сложностей, составляет от -50 до +60º С. Это означает, что в нашей стране ЕФБ батарея может использоваться повсеместно, включая северные широты с их суровыми зимами.
Нельзя не упомянуть и о недостатках EFB технологий, которых, кстати, не так уж много, и можно надеяться, что производители устранят их в обозримом будущем:
Строго говоря, зарядка EFB батарей мало чем отличается от процедуры, используемой применительно к AGM-аккумуляторам, поскольку принцип их действия и структура пластин во многом схожи.
Среди основных требований – необходимость использования интеллектуальных зарядных устройств последнего поколения от известных брендов, что гарантирует высокое качество и надёжность изделий. Соблюдение рекомендаций производителя – непременное условие продления срока эксплуатации таких источников питания для автомашин.
Зарядное устройство для EFB АКБ должно обеспечивать напряжение 14.4 В, желательно также, чтобы оно имело режим индикации тока заряда, поскольку во время зарядки этот параметр необходимо контролировать.
Одним из условий правильной технологии зарядки батареи данного типа является строгое соблюдение температурного режима: электролит не должен разогреваться выше 55º С, поскольку в этом случае пластины испытывают дополнительную нагрузку. В итоге они становятся менее устойчивыми к коррозионным процессам.
Ток и напряжение зарядки EFB батареи оговариваются в инструкции, их значения могут различаться в зависимости от характеристик конкретной модели. Окончание зарядки отслеживаем стандартно: следим за показаниями тока и напряжения, если они на протяжении нескольких часов остаются неизменными, АКБ можно отключать от зарядного устройства.
Ускоренная зарядка возможна, но крайне нежелательна из-за высокой вероятности интенсификации газообразования. Но это условие характерно для всех разновидностей автомобильных аккумуляторов.