При эксплуатации любого из типов транспортных средств водитель неизбежно сталкивается с уходом за аккумуляторной батареей. Некоторые консервируют свои машины на зиму, но для этого следует соблюдать меры предосторожности и рекомендации по их сохранности.
Если возникла необходимость в длительном хранении аккумуляторных батарей, то их следует подготовить соответствующим образом. В любой момент может возникнуть потребность установить АКБ на свой автомобиль для вынужденной поездки. Итак, подготовка включает в себя следующий порядок манипуляций:
В правилах хранения автомобильных аккумуляторов есть ещё один важный момент. Нелишним будет проверить на работоспособность всю электрическую цепь: состояние электропроводки, свечей, стартера, генератора и пр. Целью таких работ является обнаружение мест ненормированной утечки тока. В противном случае даже новый и полностью заряженный АКБ будет быстро терять свою ёмкость.
Как только аккумулятор от машины очищен, продиагностирован и капитально заряжен, необходимо грамотно подыскать место для его сохранности на то время, пока он не будет использоваться. Это может быть как жилая квартира, так и любое другое подсобное помещение. Там не должно быть жарко или холодно, а оптимальная температура должна поддерживаться на уровне 5–10 градусов по Цельсию. Подойдёт любой промышленный холодильник или погреб с положительной температурой.
Однако ни в коем случае в этом месте не должно быть ниже 0 градусов. Хранить неиспользуемую батарею можно и дома, однако прохладные климатические условия нужны нам для того, чтобы замедлились химические процессы. Соответственно, возможность саморазряда изделия также понизится. Вот поэтому правильный выбор места способен существенно продлить срок службы автомобильного аккумулятора.
Основная цель при хранении автомобильного аккумулятора — поддержать его характеристики, необходимые для многолетней эксплуатации. Поэтому сначала замеряют его напряжение и плотность электролита. Первое значение должно быть не ниже 12,6 В, а второе — не ниже 1,26 г/см. Без дополнительного подзаряда любой аккумулятор может храниться примерно год, но для кальциевых устройств этот срок можно немного увеличить.
Для тех, у кого нет возможности держать АКБ в помещении с определёнными условиями, есть смысл отключить массу на весь этот период. Это на больший период позволит сберечь его эксплуатационные качества. У тех водителей, кто задумывается, как хранить аккумулятор автомобиля, иногда возникает вопрос о том, есть ли смысл сливать электролит. Делать этого нельзя ни в коем случае, ведь при повторном заряде АКБ уже не сможет восстановить свои заводские параметры. Более того, этот химический реактив крайне опасен для здоровья человека.
По рекомендациям экспертов, во время хранения батареи её нельзя переворачивать набок или на тыльную сторону. Её естественное положение — горизонтальное, это связано с электролитом, находящимся внутри в жидком или приближённом к нему состоянии.
Новый аккумулятор также требует определённых условий хранения, хотя многие из них идентичны для тех изделий, которые уже находились в эксплуатации. Сначала следует удостовериться, насколько он является новым. Если АКБ был изготовлен и реализован через розничную сеть 2–3 месяца назад, тогда будет достаточно поставить его на сутки на 4-амперную зарядку. После этого его можно убрать в кладовку, если не используется, но проводить повторный дозаряд каждые 2–3 месяца. Даже новое оборудование понемногу теряет ёмкость в силу определённых химических процессов.
Совет: размещать любой новый аккумулятор необходимо строго горизонтально, не допуская опрокидывания. Иначе может произойти замыкание, и устройство станет непригодным для дальнейшего использования.
Совсем другая ситуация, когда АКБ простояла 2–3 года на складе, прежде чем была приобретена покупателем. Правильно здесь будет вообще не покупать такую продукцию. За это время ёмкость постепенно уходила, а батарея без долгого подзаряда не сможет восстановить свой начальный объём. В таких случаях не стоит оценивать даже производителя, потому что самый простой китайский аналог окажется производительнее.
Требования государственных стандартов, принятые по отношению к автомобильным аккумуляторам, говорят о следующих сроках годности:
Большинство производителей дают гарантию на свою продукциию до 3–4 лет с начала приобретения. В течение этого промежутка они гарантируют устранение заводского брака. Чем больший заявляется гарантийный срок, тем дольше прослужит автомобильная батарея. Однако большинство так называемых «заводских дефектов» производители признают в течение первых 6 месяцев эксплуатации.
При сильных морозах допускается только кратковременное хранение батарей без демонтажа. Если температура за окном падает до минус 30 по Цельсию, хранить аккумулятор зимой следует внутри помещения. Даже когда требуется выезжать утром, на ночь его заносят в отапливаемое здание, предварительно отбросив клеммы. Масло в моторе на таких температурах сильно загустевает, и для запуска потребуется больше пускового тока, чем обычно.
Если же машина не будет ездить в зимнее время до наступления тепла, то батарею снимают, подготавливают к хранению и заносят в помещение. Оптимально, когда температура в нём будет немногим выше 0 градусов. Чтобы избежать деформации, источник тока устанавливают подальше от действия прямых лучей солнца, а также источников тепла.
Таким образом, правильное хранение зимой, как и в другое время года, — это сухое, проветриваемое и отапливаемое помещение с небольшим «плюсом». Если в нём работают отопительные приборы, то АКБ должна быть удалена от них на расстояние нескольких метров. Накрывать её сверху не следует, достаточно периодически делать замеры воздуха в комнате термометром. Таких высоких требований не предъявляют к батареям, которые планируют хранить без залитого электролита — они спокойно выдерживают морозы до минус 30 градусов.
Опытные автомобилисты знают из собственного опыта, что хранить долгое время аккумулятор необходимо обязательно заряженным. Как только уровень саморазряда достигнет 30% изначального значения, его ёмкость необходимо восстанавливать заново. Для того чтобы определить, что этот момент настал, достаточно сделать замеры либо плотности электролита, либо напряжения.
В особой группе риска батареи свинцово-кислотного типа — их нужно хранить заряженными на все 100%. Из-за этого не так быстро происходят процессы окисления и не осыпаются пластины. Эксперты при долгом хранении рекомендуют заряжать хотя бы раз в месяц, чтобы продлить эксплуатационный ресурс изделия.
Ещё один совет заключается в следующем: не стоит покупать новый АКБ, пока старый не стал полностью разряженным, если он всё равно не будет эксплуатироваться какое-то время. В процессе хранения даже новое изделие обязательно будет утрачивать свою ёмкость, и характеристики его от этого не улучшатся.
Как стало понятным из рекомендаций и правил, долгое простаивание АКБ является губительным для него фактором. Срок хранения АКБ, даже самого надёжного, не имеет обратной силы без периодического восстановления мощности при помощи зарядных приспособлений. Сначала нужно проверить его работоспособность, воспользовавшись специальными тестерами.
Если таковых под рукой не оказалось, можно завести машину с такой батареей и поездить на ней, включив побольше бортовых приборов — смысл в том, чтобы разрядить АКБ как можно скорее «под ноль». Допустим, прошло не более часа такой эксплуатации, и машина снова заводится. Значит, источник тока находится в исправном работоспособном состоянии.
Если батарея хранится в складском помещении, необходимо контролировать окружающую температуру и периодически заряжать её снова. При высокой температуре ускоряются химические реакции внутри изделия, а при низкой они снижаются. Однако и тот и другой факторы вредны и приводят к сокращению эксплуатационного ресурса. Разряженный автомобильный аккумулятор является причиной повышенной кристаллизации свинцовых пластин.
Для сохранности в течение длительного периода можно поставить устройство на деревянный поддон или поверхность из такого материала. В процессе каждого заряда необходимо соблюдать правила безопасности, используя для этого заводское, но не кустарное оборудование сомнительного качества. Важным критерием является знание сроков годности каждого хранимого изделия.
Как видно из предложенных рекомендаций, автомобильный аккумулятор вполне под силу хранить исправным каждому водителю. Естественно, нужно обращать внимание на срок хранения до начала эксплуатации. Если обеспечить домашние условия и периодически восстанавливать мощность АКБ, она сможет прослужить довольно долгое время.