Можно ли на машине с механикой ездить нейтралке или нет? Этот вопрос обсуждается среди водителей уже много лет. Кто-то считает, что так делать опасно, кто-то говорит о пользе такой езды. Постараемся разобраться, кто прав.
Разбираясь в вопросе волей-неволей придётся коснуться нескольких распространённых мифов. Они появились благодаря водителям «старой школы». Для них езда на нейтралке в ряде случаев действительно была оправдана. Сегодня ситуация изменилась.
Основной аргумент, который приводят в пользу езды на нейтралке, – это понижение расхода топлива. Логика проста – у двигателя меньше оборотов, соответственно бензина для его работы требуется тоже меньше. Однако это было актуально лет 40 назад. Сегодня ситуация изменилась. Практически на всех машинах установлена система принудительного холостого хода. Если простыми словами, когда человек отпускает педаль газа, реальный расход топлива в двигателе уменьшается автоматически. Для этого не нужно переводить коробку на нейтральную передачу.
Уменьшается ли тормозной путь на нейтралке? Вопрос спорный. В случае возникновения критической ситуации, когда машине нужно резко остановиться или совершить непростой маневр, лучше, чтобы передача всё же была включена. Это повышает возможности водителя. Он может в любой момент поменять тормоз на газ и продолжить движение, чтобы, например, уклониться от какого-нибудь препятствия.
И он опять же пришёл к нам из «старой школы». Дело в том, что в 20 веке автомобильные двигатели были ещё несовершенны, особенно это касалось системы охлаждения. Во время дальних рейсов движок нередко начинал греться. Останавливаться и дожидаться, пока он остынет, было бы слишком долго. Однако водители нашли простой выход из положения: при каждом удобном случае они переключались на нейтралку. Нагрузка на двигатель уменьшалась. За время спуска с горы он успевал немного остыть.
Сегодня это уже неактуально. Система охлаждения давно была усовершенствована. Поэтому в 21 веке переключаться на нейтралку, чтобы продлить ресурс двигателя, особого смысла не имеет.
Как мы выяснили, особой пользы при такой езде нет, а вот опасность есть. Причём серьёзная. Постараемся разобраться, почему нельзя ездить на нейтралке.
Если ему понадобится резко ускориться, он должен будет потратить время на включение передачи, а это добрых 2-3 секунды. Такое промедление в некоторых случаях может стоить водителю жизни.
Особенно опасно ездить на нейтралке зимой. Если машина уйдёт в занос, водитель ничего не сможет сделать, ведь одним рулём в таком случае делу не поможешь.
Это же касается и расчёта тормозного пути. На нейтральной передаче двигатель работает на холостом ходу. Соответственно, остановка автомобиля происходит только благодаря усилиям тормозной системы. В ряде случаев этого недостаточно. Особенно если речь идёт о резком торможении, чтобы, например, не въехать в корму внезапно остановившейся машины.
Есть и ещё один важный момент, про который забывают сторонники езды на нейтралке. После переключения на эту передачу обороты двигателя действительно снижаются. Но чем это грозит? Движок может в любой момент заглохнуть, а это чревато отказом усилителя руля и вакуумного усилителя тормозов. Проще говоря, машина на какое-то время может превратиться в обычную неуправляемую телегу, которая будет нестись с горы с огромной скоростью. Вряд ли кому-то из водителей в это время захочется оказаться внутри такого автомобиля.
Опасности езды накатом перевешивают мнимые достоинства этого стиля движения. Поэтому от него лучше отказаться. Переводить коробку на нейтральную передачу рекомендуется лишь тогда, когда планируется полная остановка автомобиля. Во всех остальных случаях от этого лучше отказаться. Водитель должен постоянно чувствовать свою машину и быть готовым совершить манёвр. При езде на нейтралке это невозможно.
Мифы о езде на нейтралке появились благодаря представителям «старой школы». Во времена Советского Союза такой стиль вождения действительно был уместен в ряде случаев. В 21 веке ситуация изменилась. Техника совершенствуется с каждым годом. Переключаться на нейтральную передачу, чтобы дать двигателю, остыть уже не имеет особого смысла. Поэтому от езды накатом лучше отказаться. Это не только неэффективно, но и опасно.