На протяжении нескольких последних десятилетий отечественный авторынок демонстрирует экспоненциальный рост. Две и больше машины в семье – сегодня уже отнюдь не экзотика. К сожалению, автомобильная экспансия сопровождается и ростом количества ДТП – желающих получить права оказывается больше, чем фирм, занимающихся обучением вождению. Конечно, рынок реагирует соответствующим образом, и очередей на обучение нет, но его качество постоянно падает, что не может не сказываться на дорожной обстановке. Одним из способов уменьшения аварийности можно назвать выделение транспортных средств, за рулём которых находится неопытный водитель. Таким средством и является знак «Начинающий водитель», предупреждающий опытных автомобилистов, что при манёврах с участием автомобиля с таким опознавательным знаком необходимо соблюдать особую осторожность.
Во времена СССР, хотя интенсивность дорожного движения была не в пример ниже, неопытным водителям выдавали временное водительское удостоверение сроком на два года, на протяжении которых им нельзя было ездить со скоростью более 70 км/час. Нарушил это правило – лишаешься удостоверения со всеми вытекающими последствиями (повторное обучение и сдача экзаменов). Во многих странах мира действует знак, аналогичный российскому, а его использование неопытными водителями является обязательным. В качестве примера можно назвать Чехию, Италию, Литву, США, Францию. Так что его установку можно считать вполне оправданной – согласно всё той же всезнающей статистике.
Водитель с минимальным стажем просто не обладает тем опытом, который позволяет адекватно оценивать любую сложную дорожную ситуацию. А ведь в большинстве случаев здесь требуется принятие практически мгновенного решения – в противном случае неприятностей не избежать. Этот факт подтверждается и статистическими данными – большая часть нарушений ПДД с различными последствиями совершается именно новичками. И дело здесь не столько в незнании этих правил (скорее наоборот), сколько в других факторах, объясняющихся отсутствием должного опыта:
Все эти причины приводят к тому, что предугадать поведение начинающего водителя даже в достаточно простых ситуациях очень сложно. Это раздражает водителей с многолетним опытом, поскольку заставляет их выполнять манёвры осторожнее, что приводит к временным потерям. А раздражение и агрессивность – плохие спутники для любого водителя. Но главная опасность заключается в том, что своими действиями новички за рулём создают угрозу для всех других участников дорожного движения, включая пешеходов.
Как должны реагировать водители, когда автомобиль, включивший сигнал поворота направо, поворачивает налево? Сможете ли вы остаться равнодушным, когда едущая перед вами машина безо всяких на то причин начинает резко замедляться или менять полосу движения, не предупреждая об этом? Все эти ошибки характерны для новичков, и установка соответствующего знака предупреждает водителей, что за рулём – человек, который может принимать непредсказуемые решения.
Обязателен ли знак «Начинающий водитель»? Хотя его введение в обиход датируется 2009 годом, до 2017 года его установка не была обязательной. Но с 04.04.2017 за его отсутствие предусмотрены штрафные санкции, поэтому в настоящее время наличие наклейки с изображением восклицательного знака можно назвать обязательным условием для транспортных средств, водитель которых обладает менее чем двухлетним стажем вождения. Согласно требованиям законодательства, знак должны наклеивать на легковое авто все выпускники автошкол, прошедшие полный курс обучения. Установка его не предусмотрена на следующие ТС:
Что касается мототехники, что здесь наклейку крепить просто некуда (во всяком случае так, чтобы она была хорошо заметна). В отношении двух других категорий ТС её присутствие необязательно по причине того, что они не в состоянии развивать большую скорость, а значит, не могут выполнять опасные скоростные маневры.
Прохождение водителем-новичком ТО отныне также требует наличия соответствующего опознавательного знака. Вряд ли ответственное лицо рискнёт выдать диагностическую карту без наличия на заднем стекле наклейки «Начинающий водитель». Точно такая же ситуация и с получением страхового полиса – агенту достаточно взглянуть на дату выдачи ВУ, чтобы понять, что перед ним – неопытный участник дорожного движения. А кто, как не страховщики, умеет оценивать степень рисков? Так что шансы получить полис без знака тоже ничтожны.
Впрочем, и сам начинающий автомобилист должен понимать, что наличие опознавательного символа может оказать ему неоценимую помощь. Во-первых, водители со стажем, увидев восклицательный знак, будут более снисходительны к тому, кто сидит за рулём такого автомобиля. То есть шанс услышать в свой адрес ругательные слова и символы заметно уменьшается, что важно для сохранения спокойствия за рулём. А во-вторых, что важнее, установка наклейки снижает риск возникновения ДТП – снисхождение снисхождением, но подставлять свой автомобиль под удар не хочется никому – а значит, от вас будут держаться подальше. Так, на всякий случай.
Данный знак относится к категории предупреждающих символов, в отношении формы и размеров которых действует соответствующий стандарт. Он представляет собой квадрат с ярким жёлтым фоном, в котором посередине размещён крупный восклицательный знак чёрного цвета. Размер самой наклейки – 15х15 см, размер восклицательного знака – 11 см. по высоте. Считается, что при таких размерах знак будет хорошо заметен на большом расстоянии и в непогоду, позволяя другим водителям заранее оценить риски сближения с таким транспортным средством. Согласно правилам, место установки знака регламентируется расплывчато – задняя часть ТС, то есть точное место, куда следует клеить знак «Начинающий водитель», не указывается. При этом должны соблюдаться следующие обязательные требования:
Как правило, знак устанавливается на заднем стекле с левой стороны: при таком размещении оба вышеперечисленные требования соблюдаются в полной мере.
Согласно требованиям закона, период действия знака регламентирован – после получения ВУ он должен находиться на транспортном средстве два года. Согласно общемировой практике, этого времени обычно достаточно, чтобы получить необходимые навыки и опыт вождения, после которых о статусе «начинающий» можно не говорить.
Как показывает практика, часть новичков весьма положительно относится к установке знака. Более того, учитывая те преференции, которые оказываются новичкам со стороны опытных водителей, некоторые злоупотребляют этим, не снимая символ даже после истечения двухлетнего срока. Впрочем, нарушением закона такой поступок не является, во всяком случае, наказания за него не предусмотрено. Но есть и другая категория начинающих автомобилистов, для которых наличие соответствующего символа на стекле считается унизительным, и они предпочитают ездить без знака. А вот это нарушение уже может иметь серьёзные последствия – знак «Начинающий водитель» должен висеть, независимо от желания новичка.
Собственно до 2017 года наклейка знака с символом восклицательного знака носила рекомендательный характер. К сожалению, по этой причине и в силу менталитета большинства начинающих водителей (по крайней мере, мужчин) встретить его на дорогах было большой редкостью. Так что законодатели, внеся соответствующие поправки, решили сделать обязательным использование знака. В настоящее время при наличии водительского стажа, не превышающего двух лет, отсутствие на автомобиле знака считается нарушением, наказание за которое предусмотрено в соответствии со статьёй 15.5 (часть I) КоАП, в которой говорится следующее:
запрещается управление ТС, если соблюдаются условия, изложенные в «Основных положениях, регламентирующих допуск ТС к эксплуатации», а также в инструкциях должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности ДД применительно ко всем частям данной статьи, за исключением ст. 2-7. При несоблюдении этих условий предусмотрено наказание в виде предупреждения или применения штрафных санкций в размере 500 рублей. В указанных положениях требование наличия знака является обязательным, в противном случае она не должна эксплуатироваться.
Таким образом, в 2018 году штраф за отсутствие знака «Начинающий водитель» – практически неизбежное наказание, и это наказание уже активно применяется по отношению к тем новичкам. Кто считает зазорным ездить с восклицательным знаком. Впрочем, инспектора имеют право применить эту же статью для наказания водителей, злоупотребляющих знаком (не снимающих наклейку после двух лет вождения), однако на практике такое случается крайне редко.
В принципе знак «У», устанавливаемый на учебные автомобили, также свидетельствует о наличии за рулём водителя без опыта, но здесь имеется принципиальная разница: в обучающем автомобиле имеется дублированное управление, а также рядом сидящий инструктор, который в случае необходимости может взять управления на себя.
Установка знака «У» для обеспечения лояльности со стороны других водителей – шаг вполне понятный, но недопустимый по изложенным выше причинам. Знак «Начинающий водитель» преследует ту же цель, но информирует других участников ДД, что в этом автомобиле нет опытного инструктора. Так что здесь всё однозначно – знак «У» вместо восклицательного знака использовать нельзя. Другое дело – различные не регламентированные законом и ПДД наклейки в виде дамских туфелек, изображений чайника или «ребёнка в авто». Украшать автомобиль такими (как и любыми другими) наклейками не возбраняется, лишь бы они не ограничивали обзор водителю и не отвлекали внимания от действительно важных опознавательных знаков. Во всяком случае штраф за такую самодеятельность не предусмотрен.
В то же время следует чётко уяснить: наличие на стекле знака «Начинающий водитель» носит исключительно информативный характер. Никаких льгот водителю такого автомобиля не предусмотрено – он является полноправным участником ДД, наравне с автовладельцами с большим стажем. Так что максимум, на что можно рассчитывать – это повышенное внимание к вашему автомобилю со стороны других водителей.