Есть два вида аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Во втором случае корпус запаян, и по мере испарения электролита батарея просто приходит в негодность. Первый же вид можно отрегулировать, долив внутрь дистиллированной воды. Такая необходимость возникает из-за периодического испарения жидкости, повреждения пластикового короба и тому подобных неприятностей.
Теперь разберёмся, почему разрешается (и полезно ли) доливать воду в готовый электролит. В рабочий период внутренняя жидкость аккумулятора подвергается температурным и электрическим нагрузкам, что провоцирует химические реакции. Вода меняет агрегатное состояние на пар и улетучивается вместе с высвобождающимся кислородом. Прочную связь сохраняет только серная кислота. Она вступает во взаимодействие со свинцом и образует сульфаты – твёрдые соли, крупицы которых можно увидеть, отвинтив пробку батареи.
Таким образом, исходный состав электролита кардинально меняется и перестаёт выполнять свои функции. Чтобы вернуть всё на круги своя, приходится доливать воду, лишённую каких бы то ни было примесей. Последнее уточнение очень важно, поскольку в обычной воде могут содержаться активные металлы и другие свободные элементы, которые тоже вступят в реакцию с серной кислотой и превратятся в соли.
Многие автомобилисты не знают, что доливать в аккумулятор: очищенную воду или готовый электролит. Это зависит от того, какие химические процессы произошли:
Измерьте плотность раствора – для этого вам понадобится ареометр. У него есть две насадки: тонкая и круглая мягкая. Они прикрепляются к разным концам прибора, затем отвинчивается пробка аккумулятора, и из него производится забор жидкости. Надавите на круглую насадку и отпустите её. Затем посмотрите на «поплавок» с делениями. Он должен показывать 1,27 г/см³.
Перед принятием окончательного решения осмотрите корпус: возможно выплёскивание электролита или его утечка, если он повреждён. Иногда происходит выкипание дистиллята при сильном нагревании аккумулятора, так что лучше просто заливать воду. Особенно часто в АКБ происходит выкипание воды при жаркой погоде.
Теперь попробуем разобраться, что будет, если невпопад заливать воду или электролит. При интенсивном засолении и нехватке воды добавление готового электролита ещё сильнее усугубит этот процесс – свинцового купороса станет больше. Если же плотность жидкости низкая, да ещё в неё влить дистиллят, то аккумулятор не выдаст вам нужного напряжения.
Как известно, от сульфатов не так-то просто избавиться, и если процесс взаимодействия кислоты с металлом уже запущен, он будет продолжаться. В результате этого на пластины налипает тонкая, но очень стойкая плёнка из солей. Постепенно она приводит батарею в негодность. Существует несколько способов удалить её, но мы остановимся на наиболее действенном:
Такую процедуру можно проводить периодически, по мере засоления электролита. Не стоит откладывать её в долгий ящик, иначе свинцовый купорос разрушит вашу АКБ. Для тех, кто неплохо разбирается в электричестве, существует ещё один метод очистки: аккумулятор подключается к резистору, и подача тока организуется таким образом, что прямой импульс даёт заряд, а в его отсутствие – разряд (сила тока в этом случае должна быть меньше в 10 раз).