Практически все современные автомобили в заводских условиях оснащаются пластиковой крышкой, устанавливаемой сверху на двигатель. Если авто новое, смотрится такая накладка шикарно – с выгравированным логотипом бренда, часто – с табличкой, на которой приведены основные технические характеристики силового агрегата (например, количество клапанов или рабочий объём мотора). К тому же под крышкой скрыта вся начинка, а на современных двигателях её хватает – и провода, и датчики, и другое навесное оборудование.
Разумеется, если возникает необходимость мелкого ремонта или проведения работ в рамках техобслуживания машины, крышку приходится снимать. Так насколько она нужна, какие функции выполняет и можно ли без неё обойтись?
Если поспрашивать автовладельцев, то можно услышать самые разные версии на этот счёт. Одни убеждены, что этот элемент служит для утепления силового агрегата, видимо, их подкупает наличие на обратной стороне крышки толстого уплотнителя. Они утверждают, что в зимнее время мотор при наличии такой теплоизоляции остывает медленнее.
Другие считают, что это никакой не утеплитель, а эффективное средство для шумоизоляции мотора, позволяющее повысить комфорт для водителя и пассажиров.
Третьи уверены, что основное назначение верхней пластиковой защиты – предохранение деталей мотора от загрязнения и попадания водяных брызг.
На самом деле все изложенные мнения отчасти верны. Учитывая тот факт, что большинство автовладельцев (во всяком случае, в развитых странах) предпочитает не заниматься обслуживанием автомобиля самостоятельно, необходимость в демонтаже крышки возникает нечасто. Более того, если машина ещё находится на гарантийном обслуживании, снятие декоративной крышки может быть расценено как вмешательство в конструкцию автомобиля, что чревато потерей гарантии.
Одно можно сказать точно: автопроизводители оснащают силовые агрегаты верхней крышкой не просто так. Достаточно сказать, что используемая здесь пластмасса особенная, в неё включают немалое количество присадок, улучшающих её эксплуатационные свойства: прочность, способность противодействовать механическим нагрузкам, противостоять воздействию экстремальных температур и химически активных веществ. Все подобные изделия имеют уникальную форму, спроектированную с учётом особенностей конкретного варианта двигателя, а также оснащаются всеми необходимыми технологическими отверстиями, обеспечивающими циркуляция воздуха в околодвигательном пространстве.
Давайте рассмотрим подробнее основные функции верхней пластиковой крышки силового агрегата.
По мнению большинства автоэкспертов, именно эстетическая функция и является основной. В качестве бонуса, кроме красивого вида и сокрытия внутренностей мотора, крышка не даёт распространиться в моторном отсеке выхлопным газам, препятствует разбрызгиванию моторного масла или топлива – словом, помогает содержать подкапотное пространство в чистоте.
Действительно, нижняя прослойка декоративной крышки изготавливается из материала с выраженными шумоизоляционными свойствами. Насколько тише работает мотор с крышкой, имеет возможность оценить любой водитель. Для некоторых разница довольно заметная, есть и такие автомобилисты, которые её совсем не ощущают.
А вот эта функция во многом выглядит спорной. Да, внутренний материал способен поглощать излишки тепла, выделяемого силовым агрегатом, но насколько это полезно зимой, настолько же вредно в жару. Можно услышать мнение, что с крышкой краска на капоте не выгорает. Так ли это, проверить затруднительно, да и не слишком важно.
Впрочем, в каждой крышке имеется достаточное число технологических отверстий, обеспечивающих обтекание пространства около двигателя встречным потоком воздуха, то есть в тёплое время года двигатель перегреваться не будет.
Эта функция бесспорно полезна. Попадание пыли и грязи на горячую поверхность металла приводит к образованию трудновыводимого слоя. Без крышки мойка подкапотного пространства затруднена из-за вероятности попадания воды на детали газораспределительного механизма и многочисленные контакты датчиков. Наличие защитной крышки решает эту проблему.
Если вы полагаете, что эта функция надумана, то ошибаетесь. Многие автопроизводители, особенно в США, начали сталкиваться с исками от людей, получивших ожоги от соприкосновения с горячей поверхностью мотора. Не исключено, что именно подобные случаи и стали основной причиной появления верхней защитной крышки. Так или иначе, но теперь действительно обжечься о горячий мотор намного сложнее.
Итак, для многих после прочтения этого раздела вопрос, нужна или нет декоративная крышка мотора, решится однозначным способом. Но мы советуем не спешить с выводами и всё-таки дочитать статью до конца.
Пока машина новая, автовладельцы не трогают этот декоративный элемент. Но на автомобилях со значительным пробегом крышки обычно нет. Почему же от неё избавляются?
В основном по той простой причине, что она затрудняет доступ к навесным элементам силового агрегата. Чтобы снять защиту, много времени не нужно, но если делать это часто, то это раздражает. К тому же можно услышать истории, когда в автосервисах за демонтаж крышки берут деньги…
И ещё один серьёзный довод – наличие крышки закрывает доступ к внутренностям мотора, не позволяя оценить их состояние. А ведь своевременная диагностика и устранение различных неисправностей типа подтекания технических жидкостей крайне важно в плане увеличения ресурса мотора и других узлов и агрегатов транспортного средства.
Что же касается вопроса, как снять декоративную крышку, то универсального рецепта просто не существует. Крепиться они могут по-разному: ботовыми соединениями, с использованием резиновых подушек или иных приспособлений. В любом случае сложностей с этим не предвидится.
Какой же вывод можно сделать? Пока авто новое и на гарантии, снимать верхний декоративный кожух не рекомендуется. А дальше – всё зависит от того, занимаетесь ли вы обслуживанием и ремонтом самостоятельно или отдаёте машину для этого в автосервис.