Почему в цилиндрах разная компрессия и как это исправить

Рубрика:
1 559
2 комментариев
Содержание

Каждый ДВС имеет в своей конструкции цилиндры. Внутри них происходит процесс сгорания топливовоздушной смеси. От исправности этих элементов зависит стабильность и работоспособность всего двигателя.

Поэтому состояние мотора необходимо периодически проверять. Для этого проводятся соответствующие диагностические и профилактические мероприятия. В частности, часто выполняют замеры компрессии. И если окажется, что компрессия в цилиндрах разная, это повод для незамедлительного поиска и устранения причин.

Проверка компрессии двигателя

Понятие о компрессии

Компрессией называют максимальное давление для камеры сгорания, которое создаётся поршнем внутри цилиндра при достижении верхней мёртвой точки (ВМТ) на такте сжатия.

Замеры нужны для того, чтобы проверить герметичность камеры. При этом герметичность узла зависит от текущего состояния нескольких важных элементов:

  • поршни;
  • компрессионные кольца;
  • клапана с седлом;
  • прокладки ГБЦ;
  • тепловой зазор в ГРМ.

Принципиально сложного в замерах компрессии в двигателе на самом деле ничего нет. Проведя проверку, можно понять, какие неисправности есть в двигателе и сколько ещё прослужит ДВС в таком состоянии.

Разные значения давления

Учитывая информативность, которую даёт замер компрессии, такая диагностическая процедура стала очень распространённой и востребованной.

Несмотря на общий принцип работы ДВС, конструктивно моторы на разных авто отличаются. Отсюда и разные показатели компрессии.

Чтобы определить оптимальные параметры конкретной машины, нужно заглянуть в техническую документацию. Именно на эти цифры и следует опираться, делая замеры и сравнивая их с оптимальными для вашего автомобиля.

Принимайте во внимание ещё один важный момент. Замеры компрессии на моторах, которые эксплуатируются достаточно давно, не обязательно должны строго соответствовать норме. Из-за постепенного износа компрессия падает. Но как только падение идёт ниже предельного значения, это сигнал об износе ЦПГ двигателя. Следовательно, мотору предстоит капитальный ремонт.

Мужчина с ноутбуком в салоне автомобиля

Разница в компрессии между цилиндрами может немного отличаться. Но разбежность не должна превышать 1 кгс/см2.

Иными словами, стремиться к идеальным значениям не всегда нужно. Главное, чтобы двигатель был в нормальном рабочем состоянии. Погрешность всегда допускается.

Почему в одном цилиндре падает компрессия

Для примера, на автомобилях линейки ВАЗ компрессия составляет около 11-13 кгс/см2. Но порой случается так, что показатели в одном из рабочих цилиндров сильно падают. Иногда значения достигают 3-4 единиц. Разумеется, подобная ситуация не является нормой. Нужно срочно установить причину, а затем попытаться её устранить. Своими силами, либо с помощью специалистов, это уже вопрос вторичный.

Потенциальные причины того, почему в цилиндрах двигателя наблюдается разная компрессия, довольно разнообразные. Как и последствия таких изменений.

Схема двигателя внутреннего сгорания машины
Общее устройство двигателя внутреннего сгорания на автомобиле

Снижение показателей обычно вызвано одним из следующих факторов.

  1. Компрессионные кольца. Одни из самых главных компонентов в системе. Ведь их задача — это обеспечение герметичности между поршнем и цилиндром. В том случае, когда кольца деформируются или залегают, через них проходят рабочие газы, проникая в подпоршневое пространства. Отсюда и падение ниже нормы компрессии.
  2. Клапаны двигателя. Ещё одна вероятная причина того, почему в цилиндрах мотора авто компрессия оказывается разная, заключается в клапанах. Через них осуществляется впуск компонентов горючей смеси, а также последующий отвод отработанных газов. При сжатии клапаны закрываются, что создаёт герметичность внутри камеры сгорания. Но случается так, что на клапанах подгорает кромка тарелки и седло, либо нарушается тепловой зазор. В итоге клапан немного поджимается. Герметичность нарушена. Следовательно, и компрессия меняется.
  3. Поршни. На практике давление, то есть компрессия, в цилиндрах ДВС редко падает именно из-за поршней. Но и такое возможно. Из-за изменений процессов горения топливовоздушной смеси, днище поршней прогорает. Как правило, основная причина — это нарушенный угол зажигания. Поскольку поршень прогорает, то и необходимой герметичности не будет.
  4. ГБЦ. Она же головка блока. Редко непосредственно в камере сгорания могут образоваться трещины и повреждения, отражающиеся на компрессии. Ещё головка блока может спровоцировать снижение давление в цилиндре, если произошёл перегрев и головку повело. Изменённая геометрия не позволяет головке плотно прилегать к прокладке. Не исключено, что при замене прокладки ГБЦ болты были затянуты не до конца, и это стало причиной нарушения компрессии.
  5. Прокладка ГБЦ. Перегрев и внутренние дефекты также могут стать основной причиной пробоя прокладки. Как результат, один из цилиндров соединяется с каналом охлаждающей системы или системы смазки двигателя другим рабочим цилиндром. В такой ситуации наблюдается существенное падение компрессии одновременно в 2 цилиндрах.
Читайте также:  Каким образом промывать систему охлаждения двигателя

Заметив подобный симптом, нужно сразу же приступать к замерам компрессии. Ведь игнорирование проблемы способно привести к серьёзным последствиям. Вплоть до полного отказа двигателя и необходимости в проведении срочного, а также дорогостоящего капитального ремонта ДВС.

Человек держит в руках компрессометр

Что использовать для замеров и как это сделать

В случае разной компрессии в цилиндрах автомобильного двигателя потребуется провести те или иные ремонтные работы. Но для начала нужно сделать сами замеры. Практика показывает, что сделать это довольно просто. Каждый автомобилист может справиться с такой задачей своими руками.

Единственное условие — это наличие компрессометра. Приобрести такой инструмент можно практически в любом специализированном магазине. А цена не настолько высокая, чтобы отказаться от столь полезного приспособления в своём гараже.

Фактически компрессометр представляет собой манометр, который дополнен обратным клапаном и удлинителем. Часто в комплектацию входят насадки для работы разных моторов.

Ещё для работы нужен свечной ключ. Лучше всего заручиться поддержкой напарника, поскольку в 2 руки выполнить процедуру проблематично.

Свечной ключ для машины

Суть замеров компрессии заключается в следующем:

  • прогреть двигатель до достижения его нормальной рабочей температуры;
  • сбросить давление в топливной рампе;
  • для этого нужно снять предохранитель топливного насоса, потом запустить ещё раз мотор для выработки горючего, оставшегося в рампе;
  • снять наконечники свечей и модуля зажигания;
  • выкрутить все свечи;
  • вставить измерительный прибор в отверстие для свечей;
  • попросить помощника полностью выжать педаль газа;
  • включить стартер;
  • провернуть коленвал не менее, чем на 2 оборота;
  • следить за параметрами компрессометра.

За счёт выжатой педали газа обеспечивается максимальная подача воздуха в цилиндры. Это позволяет получить более точные данные по замерам.

Запишите полученные результаты, сбросьте показания на приборе и повторите процедуру на следующем цилиндре.

Мужчина что-то пишет на листок

Когда вы сделаете измерения по всем цилиндрам вашего двигателя, сравните полученные данные. В том случае, если разница в значениях не превышает 1 единицу, можно спокойно продолжать эксплуатацию автомобиля. Если же значения сильно отличаются, тогда следующая важнейшая задача — это установление причины.

Как узнать причину

От вас потребуется выполнить следующие манипуляции:

  1. В цилиндр, где давление упало, залейте около 15 мл моторного масла и сделайте повторные замеры. Если компрессия поднялась, то причина — это повреждённые или залёгшие кольца.
  2. Снимите клапанную крышку и проверьте показатели тепловых зазоров клапанов на проблемном цилиндре.
  3. Изучите мотор в месте, где стыкуется головка и блок. Если видны признаки пробитой прокладки, то здесь же заметите и потёки масла.
  4. Вытащите масляный щуп и проверьте состояние смазки. Если масло чёрное и чувствуется горелый запах, тогда прокладка пробита.
  5. Соберите мотор и запустите его. Загляните в расширительный бачок с ОЖ. Если там выходят пузыри воздуха, то цилиндр нарушил герметичность и соединился с системой охлаждения.
  6. В том случае, если такие проверки ни к чему не привели, тогда причину следует искать в поршнях, клапанах, либо же в головке блока цилиндров двигателя.

Чтобы окончательно в этом убедиться, есть только один вариант — снятие ГБЦ.

Как устранить низкую компрессию

Теперь к вопросу о том, что делать, если в цилиндрах ДВС наблюдается разная компрессия. Действия в такой ситуации напрямую зависят от того, что повлекло за собой падение показателей.

Практика показывает, что наиболее частая причина падения компрессии — это залегание колец.

Причём возникает это обычно из-за закоксовки, то есть появления нагара в цилиндре. А это результат попадания в него большого количества моторного масла. Такое происходит, к примеру, когда повреждаются маслосъёмные колпачки.

Читайте также:  Принцип работы датчика ДПЗД, его неисправности и замена

Можно дать несколько рекомендаций относительно того, что делать в той или иной ситуации:

  1. Если кольца залегли, стоит попробовать выполнить раскоксовку.
  2. В ситуации, когда кольца лопаются, придётся разбирать почти весь мотор. Иначе заменить кольца не получится.
  3. При нарушении регулировки клапанов обычно нормализуют показатели тепловых зазоров.
  4. В тех случаях, когда клапан или седло клапана подгорели, приходится ремонтировать ГБЦ. Для этого снимают головку, меняют клапана и выполняют их притирку.
  5. С прокладкой ГБЦ всё просто и одновременно сложно. Если причина изменения компрессии в ней, тогда единственный вариант — это снятие и замена прокладки.
  6. Когда ведёт саму головку из-за перегрева, потенциально такую проблему можно устранить за счёт торцевания поверхности. Но если на теле головки образовались дефекты, тогда поможет исключительно замена.
  7. Любые неполадки, связанные с поршнями, требует только замены элементов.

Мужчина осматривает двигатель автомобиля

Как видите, некоторые проблемы решаются относительно легко. Другие же потребуют определённых навыков и знаний. Поэтому новичкам за такую работу браться не рекомендуется.

Как выполняется раскоксовка

Закоксовка колец является наиболее частой и вероятной причиной того, почему в цилиндрах наблюдаются разные показатели компрессии. И любой автомобилист должен знать, как подобная проблема решается своими руками.

Допустим, вы заметили падение компрессии. Залили в цилиндр масло, сделали повторные замеры и увидели, что компрессия поднялась. Вывод очевидный: кольца сломались, либо залегли.

Для качественной раскоксовки предварительно подготовьте специальную жидкость для промывки. Её можно купить в любом магазине автомобильной химии.

Альтернативный вариант — это самодельная промывочная жидкость, которая состоит из керосина и ацетона, смешанных в равных пропорциях.

Мужчина заливает жидкость из баллончика в двигатель

Подготовив промывочный состав, действуйте по инструкции:

  • прогрейте двигатель до рабочей температуры;
  • открутите и снимите все свечи зажигания;
  • установите все имеющиеся поршни в ряд, используя ключ для проворачивания коленвала, а также пруты одинаковой длины;
  • с помощью шприца залейте во все цилиндры указанное производителем количество омывающей жидкости;
  • обычно требуется по 50-70 мл;
  • накройте отверстия свечей тряпками и оставьте в таком состоянии на 10-14 часов;
  • периодически шевелите ваши поршни, слегка прокручивая коленвал в разные направления;
  • продуйте цилиндры, прокрутите коленвал стартером, что позволит избавиться от остатков жидкости;
  • верните свечи на место;
  • запустите двигатель;
  • дайте мотору некоторое время поработать на холостых оборотах (5-8 минут);
  • отправляйтесь на трассу, чтобы дать мотору большую нагрузку для удаления оставшегося нагара.
Запуск двигателя может происходить с затруднениями. А после пуска из выхлопной трубы наверняка будет выходить густой чёрный дым.

Это признаки того, что вы всё делаете правильно и способ действительно работает.

Из трубы автомобиля идет черный дым

Завершив поездку, ещё раз проверьте показатели компрессии. В том случае, если параметры нормализуются во всех цилиндрах и станут примерно одинаковыми, с разницей не более 1 единицы, тогда остаётся лишь поменять масло.

Если проблемный цилиндр стал лучше, но показатели всё равно неудовлетворительные, повторите промывку. Но жидкость заливайте уже только в этот цилиндр.

Таким образом удаётся устранить проблему закоксовки и залегания колец. Но всё равно ещё придётся определить, почему это залегание произошло.

К сожалению, когда раскоксовка нужного эффекта не даёт, единственный вариант — это сложные ремонтные работы. При этом предстоит снять ГБЦ, заменить прокладку или другие компоненты блока, включая поршни и всё те же повреждённые кольца.

Кто сталкивался с такой проблемой? В чём была причина? Как её удалось решить? Своими силами или с помощью автосервиса?

Комментарии (2)
Григорий, 13.02.2024
Банально залегли кольца. Сделал раскоксовку в гараже. Взял жидкость Лавр, если не ошибаюсь. Промыл продул почистил все как по инструкции. Все вернулось на свои прежние показатели.
Александр, 24.01.2024
На старом моторе повело головку блока. Пришлось капиталить. Хотя мотор был в неплохом состоянии. Видимо, прежний владелец давал жару на машине. Короче ,сделал ремонт и выставил на продажу. Даже получил больше, чем потратил на покупку.
Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте