Каждый ДВС имеет в своей конструкции цилиндры. Внутри них происходит процесс сгорания топливовоздушной смеси. От исправности этих элементов зависит стабильность и работоспособность всего двигателя.
Поэтому состояние мотора необходимо периодически проверять. Для этого проводятся соответствующие диагностические и профилактические мероприятия. В частности, часто выполняют замеры компрессии. И если окажется, что компрессия в цилиндрах разная, это повод для незамедлительного поиска и устранения причин.
Компрессией называют максимальное давление для камеры сгорания, которое создаётся поршнем внутри цилиндра при достижении верхней мёртвой точки (ВМТ) на такте сжатия.
Замеры нужны для того, чтобы проверить герметичность камеры. При этом герметичность узла зависит от текущего состояния нескольких важных элементов:
Принципиально сложного в замерах компрессии в двигателе на самом деле ничего нет. Проведя проверку, можно понять, какие неисправности есть в двигателе и сколько ещё прослужит ДВС в таком состоянии.
Учитывая информативность, которую даёт замер компрессии, такая диагностическая процедура стала очень распространённой и востребованной.
Чтобы определить оптимальные параметры конкретной машины, нужно заглянуть в техническую документацию. Именно на эти цифры и следует опираться, делая замеры и сравнивая их с оптимальными для вашего автомобиля.
Принимайте во внимание ещё один важный момент. Замеры компрессии на моторах, которые эксплуатируются достаточно давно, не обязательно должны строго соответствовать норме. Из-за постепенного износа компрессия падает. Но как только падение идёт ниже предельного значения, это сигнал об износе ЦПГ двигателя. Следовательно, мотору предстоит капитальный ремонт.
Иными словами, стремиться к идеальным значениям не всегда нужно. Главное, чтобы двигатель был в нормальном рабочем состоянии. Погрешность всегда допускается.
Для примера, на автомобилях линейки ВАЗ компрессия составляет около 11-13 кгс/см2. Но порой случается так, что показатели в одном из рабочих цилиндров сильно падают. Иногда значения достигают 3-4 единиц. Разумеется, подобная ситуация не является нормой. Нужно срочно установить причину, а затем попытаться её устранить. Своими силами, либо с помощью специалистов, это уже вопрос вторичный.
Потенциальные причины того, почему в цилиндрах двигателя наблюдается разная компрессия, довольно разнообразные. Как и последствия таких изменений.
Снижение показателей обычно вызвано одним из следующих факторов.
Заметив подобный симптом, нужно сразу же приступать к замерам компрессии. Ведь игнорирование проблемы способно привести к серьёзным последствиям. Вплоть до полного отказа двигателя и необходимости в проведении срочного, а также дорогостоящего капитального ремонта ДВС.
В случае разной компрессии в цилиндрах автомобильного двигателя потребуется провести те или иные ремонтные работы. Но для начала нужно сделать сами замеры. Практика показывает, что сделать это довольно просто. Каждый автомобилист может справиться с такой задачей своими руками.
Единственное условие — это наличие компрессометра. Приобрести такой инструмент можно практически в любом специализированном магазине. А цена не настолько высокая, чтобы отказаться от столь полезного приспособления в своём гараже.
Ещё для работы нужен свечной ключ. Лучше всего заручиться поддержкой напарника, поскольку в 2 руки выполнить процедуру проблематично.
Суть замеров компрессии заключается в следующем:
За счёт выжатой педали газа обеспечивается максимальная подача воздуха в цилиндры. Это позволяет получить более точные данные по замерам.
Запишите полученные результаты, сбросьте показания на приборе и повторите процедуру на следующем цилиндре.
Когда вы сделаете измерения по всем цилиндрам вашего двигателя, сравните полученные данные. В том случае, если разница в значениях не превышает 1 единицу, можно спокойно продолжать эксплуатацию автомобиля. Если же значения сильно отличаются, тогда следующая важнейшая задача — это установление причины.
От вас потребуется выполнить следующие манипуляции:
Чтобы окончательно в этом убедиться, есть только один вариант — снятие ГБЦ.
Теперь к вопросу о том, что делать, если в цилиндрах ДВС наблюдается разная компрессия. Действия в такой ситуации напрямую зависят от того, что повлекло за собой падение показателей.
Причём возникает это обычно из-за закоксовки, то есть появления нагара в цилиндре. А это результат попадания в него большого количества моторного масла. Такое происходит, к примеру, когда повреждаются маслосъёмные колпачки.
Можно дать несколько рекомендаций относительно того, что делать в той или иной ситуации:
Как видите, некоторые проблемы решаются относительно легко. Другие же потребуют определённых навыков и знаний. Поэтому новичкам за такую работу браться не рекомендуется.
Закоксовка колец является наиболее частой и вероятной причиной того, почему в цилиндрах наблюдаются разные показатели компрессии. И любой автомобилист должен знать, как подобная проблема решается своими руками.
Допустим, вы заметили падение компрессии. Залили в цилиндр масло, сделали повторные замеры и увидели, что компрессия поднялась. Вывод очевидный: кольца сломались, либо залегли.
Альтернативный вариант — это самодельная промывочная жидкость, которая состоит из керосина и ацетона, смешанных в равных пропорциях.
Подготовив промывочный состав, действуйте по инструкции:
Это признаки того, что вы всё делаете правильно и способ действительно работает.
Завершив поездку, ещё раз проверьте показатели компрессии. В том случае, если параметры нормализуются во всех цилиндрах и станут примерно одинаковыми, с разницей не более 1 единицы, тогда остаётся лишь поменять масло.
Если проблемный цилиндр стал лучше, но показатели всё равно неудовлетворительные, повторите промывку. Но жидкость заливайте уже только в этот цилиндр.
Таким образом удаётся устранить проблему закоксовки и залегания колец. Но всё равно ещё придётся определить, почему это залегание произошло.
К сожалению, когда раскоксовка нужного эффекта не даёт, единственный вариант — это сложные ремонтные работы. При этом предстоит снять ГБЦ, заменить прокладку или другие компоненты блока, включая поршни и всё те же повреждённые кольца.
Кто сталкивался с такой проблемой? В чём была причина? Как её удалось решить? Своими силами или с помощью автосервиса?