Всё об обслуживании аккумулятора автомобиля

Многие автовладельцы воспринимают аккумулятор как расходный материал и относятся к нему соответствующим образом. Установил, поездил года два – три, купил новый. Между тем при соблюдении всех рекомендаций, предусматривающих уход за батареей, её срок службы можно увеличить вдвое и втрое. При немаленькой стоимости АКБ её обслуживание вряд ли стоит игнорировать.

Обслуживание АКБ автомобиля

Факторы, влияющие на срок службы автомобильного аккумулятора

Правильное обслуживание и эксплуатация батареи невозможны без понимания того, что оказывает наибольшее влияние на её срок службы. Рассмотрим все значимые факторы.

Степень заряженности

Разряженная батарея – это плохо. Если она разряжена, пускай и частично, большую часть времени, это совсем не хорошо. Идеальное состояние – полностью заряженное, за исключением промежутка времени между пуском двигателя и восстановлением ёмкости АКБ во время движения автомобиля. Увы, но большое количество потребителей и езда в городском режиме приводят к тому, что генератор просто не в состоянии обеспечить полный заряд аккумулятора. Именно по этой причине эксперты настоятельно рекомендуют периодически подзаряжать батарею с использованием ЗУ. В противном случае существенного сокращения срока службы батареи не избежать.

Температура эксплуатации

Превалирующие климатические условия эксплуатации АКБ тоже играют важную роль. Идеальной считается температура в пределах 15–20º С. Падение температуры воздуха на 1 градус провоцирует снижение ёмкости батареи на 1 А*час. Если вы житель северных регионов, будьте готовы к тому, что заряжать аккумулятор придётся намного чаще, и даже это может не спасти от преждевременного старения источника питания. Не менее вреден и жаркий климат, способствующий нагреванию и вскипанию электролита.

Обслуживание аккумулятора автомобиля

Состояние бортовой сети автомобиля

Любая неполадка в цепи аккумулятор – генератор сказывается на сроке службы аккумуляторной батареи самым негативным образом. Выход из строя регулятора напряжения, плохие контакты, обрыв проводки или короткое замыкание – все эти случаи провоцируют недозаряд или перезаряд АКБ, существенно сокращая её изначальный ресурс.

Процессы коррозии

В автомобильном аккумуляторе немало металлических компонент, подверженных коррозионным процессам. Производители борются с этим явлением введением в состав легирующих добавок, но эти усилия не настолько эффективны, как хотелось бы. Остаётся добавить, что использование некачественной воды при корректировке плотности электролита способствует ускорению окисления пластин, так что рекомендации использовать только дистиллированную воду даются не просто так.

Сульфатация

Образование на пластинах налёта из сульфата свинца – естественный процесс, остановить который невозможно. Однако скорость сульфатации можно замедлить, придерживаясь несложных рекомендаций по обслуживанию АКБ.

Регламент обслуживания автомобильного аккумулятора

Необходимо различать диагностические процедуры и собственно обслуживание АКБ, хотя оба вида обслуживания направлены на поддержание аккумулятора в рабочем состоянии.

Диагностика автомобильного аккумулятора включает следующие операции:

  • проверка напряжения на клеммах без нагрузки (при отсоединённых проводах);
  • контроль уровня напряжения в бортовой сети при работающем силовом агрегате;
  • визуальная оценка состояния батареи;
  • периодическая проверка уровня электролита.

Своевременное выполнение этих процедур позволит предотвратить возникновение многих распространённых проблем в работе аккумулятора.

Ремонт АКБ авто

А теперь перечислим, какие операции входят в периодическое обслуживание АКБ:

  • зарядка батареи внешним зарядным устройством (плановая и по мере необходимости);
  • тест батареи с использованием нагрузочной вилки;
  • проверка плотности раствора кислоты, корректировка этого показателя;
  • контроль тока утечки;
  • десульфатация пластин.

Для проведения вышеуказанных работ в арсенале автовладельца должны присутствовать следующие материалы и инструменты:

  • мультиметр;
  • автомобильный ареометр;
  • нагрузочная вилка;
  • зарядное устройство;
  • груша для откачки электролита;
  • полая прозрачная трубка;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Большинство работ по обслуживанию аккумулятора требует использования ИСЗ (резиновые перчатки, защитные очки) во избежание попадания на открытые участки кожи и в глаза химически агрессивного электролита.

Обслуживание автомобильного аккумулятора своими руками

А теперь рассмотрим более подробно, как правильно самостоятельно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля согласно вышеприведенному перечню.

Проверка напряжения на клеммах АКБ

Для замера разности потенциалов на выводах батареи нам потребуется мультиметр, демонтировать батарею не нужно – достаточно снять провода. Переводим мультиметр в режим измерения постоянного напряжения. Затем прикладываем красный щуп к плюсовой клемме, чёрный – к минусовой, регистрируем показания прибора.

Проверка напряжения в бортовой сети

Контроль напряжения производится точно так же, но при работающем силовом агрегате. Для имитации работы автомобиля в реальных условиях включите несколько потребителей тока, например, магнитолу и обогреватель салона. При нормальном состоянии бортовой сети и отсутствии проблем у генератора выдаваемое напряжение должно находиться в пределах 13.1–14.4 В.

Обслуживание автомобильного АКБ

Если показания прибора будут ниже, это свидетельство того, что батарея недозаряжается. При превышении верхнего показателя можно сделать вывод, что происходит перезаряд, сопровождающийся кипением электролита, что ещё хуже, так как ведёт к выкипанию электролита. В таких случаях необходимо проверить работу генератора и других компонентов цепи зарядки аккумулятора.

Проверка уровня электролита

Регламентное техническое обслуживание аккумуляторной батареи предполагает периодический контроль уровня электролита для батарей, в которых он находится в виде жидкости.

У обслуживаемых АКБ для этого необходимо отвернуть все 6 пробок, у малообслуживаемых возможно снятие крышки. Необслуживаемые аккумуляторы, как правило, имеют специальное окошко с рисками, по которым можно определить, достаточно ли в банках жидкости.

Электролит должен покрывать пластины на 1.0–1.5 сантиметра.

Для подсветки банок используйте фонарик, он имеется на всех современных моделях сотовых телефонов и смартфонов. Ни в коем случае не используйте для этого зажигалку или иной источник открытого огня – они могут спровоцировать взрыв батареи.

Визуальный контроль

Осмотр АКБ осуществляется с целью выявления дефектов корпуса и крышки (трещин, вздутий). Любые загрязнения (грязь, следы электролита, моторного масла) необходимо убирать. Содержание батареи в чистоте – залог отсутствия утечек тока.

Наличие токопроводящей плёнки, образующейся из остатков технических жидкостей, приводит к усилению саморазряда батареи, что самым негативным образом сказывается на продолжительности её эксплуатации.

Зарядка аккумулятора сетевым ЗУ

Даже если с самим аккумулятором, генератором и другими компонентами системы пуска двигателя всё в порядке, для поддержания АКБ в заряженном состоянии рекомендуется проводить её подзарядку с использованием внешнего зарядного устройства. Такую процедуру следует проводить как минимум трижды в год. Обязательным считается подобное обслуживание автомобильного аккумулятора перед зимой, а также после окончания холодного сезона.

Заряжать АКБ авто

Что касается особенностей подзарядки сетевым ЗУ, то её лучше проводить в режиме постоянного напряжения, если устройство не автоматическое, то нужно контролировать ход зарядки, чтобы не допустить интенсивного кипения электролита.

Указанная периодичность никак не связана с возможными внеплановыми зарядками, вызванными забывчивостью автовладельца, не выключившего магнитофон, свет фар или освещение салона. В таких случаях при глубоком разряде допускается кратковременная зарядка большими токами, только для того, чтобы можно было запустить мотор. Злоупотреблять таким режимом нельзя, поскольку он неблагоприятным образом сказывается на состоянии пластин.

Контроль плотности электролита в АКБ, корректировка плотности

Не имеет смысла производить замеры плотности не полностью заряженного аккумулятора. Дело в том, что этот показатель достигает номинального значения только при заряженной батарее, не способной больше принимать заряд. Нормальное значение плотности для средних широт находится в диапазоне 1.27–1.29. Чем севернее производятся измерения, тем выше должна быть плотность. В северных широтах нормальным считается значение 1.3 грамм/см3. Измерения плотности производятся с помощью ареометра, если показатель ниже или выше нормы, его корректируют.

При понижении уровня электролита обычно наблюдается увеличение плотности за счёт испарения воды. В таких случаях уровень восстанавливают доливкой дистиллированной воды. При пониженной плотности задача усложняется, поскольку заливать в аккумулятор концентрированную кислоту нельзя. Решают проблему доливкой электролита с увеличенным содержанием кислоты и последующей подзарядкой батареи. Возможно, операцию придётся повторить, предварительно отобрав небольшое количество жидкости грушей. Нормальным считается значение 1.28 грамм/см3.

Тест аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – устройство, предназначенное для определения общего состояния аккумуляторной батареи. Прибор имитирует электрическую нагрузку на батарею, возникающую в момент пуска силового агрегата. Магазинное устройство представляет собой вольтметр, к которому параллельно подсоединена нагрузка в виде спирали. Нагрузку при желании можно отключить, и тогда устройство можно использовать как обычный вольтметр.

Для проверки работоспособности стандартных 12-вольтовых АКБ требуется нагрузочная вилка, у которой диапазон измерения напряжения составляет 0–15 В при нагрузке порядка 100 А.

Проверка тока утечки

Обслуживание автоаккумуляторов своими руками предполагает периодическую проверку его тока утечки. Это явление присутствует всегда, но в норме оно настолько несущественное, что практически не сказывается на работоспособности источника питания. А вот если ток утечки значительно превышает норму, это скажется на состоянии даже относительно новой АКБ – она будет быстро терять заряд, и не исключены ситуации, когда после нескольких дней простоя вы просто не сможете завести мотор.

Измерения тока утечки производятся мультиметром, переключённым в режим измерения постоянного тока. Нормальное значение может разниться в зависимости от модели авто, в среднем это 30–80 мА. Если речь идёт о значениях порядка 0.4–1.0 А, то нужно немедленно искать причину утечки и устранять её.

Профилактические работы по десульфатации пластин

Важно вовремя заметить появление сульфата свинца на пластинах батареи – обычно такой осмотр производят при измерении уровня электролита. Белый налёт на электродах – это и есть осевшая на пластинах соль свинца, которая по разным причинам не смогла преобразоваться обратно в металл.

Отметим, что если сульфатация сильная, восстановить ёмкость батареи вряд ли удастся. Большинство существующих методов десульфатации позволяют избавиться от налёта только при несущественной степени отложения солей на пластинах, поэтому так важно следить за состоянием АКБ.

Различают механические, химические и электрохимические способы избавления от нерастворимого сульфата свинца. Первые являются самыми радикальными и позволяют произвести очистку даже сильно загрязнённых пластин, но для этого потребуется свободный доступ к внутренностям аккумулятора, что для современных моделей недоступно.

Очистка специальными составами, предназначенными для растворения солей металлов, далеко не всегда эффективна, даже если сульфатация незначительна. Наиболее распространёнными считаются электрохимические методы с использованием обычных или специализированных зарядных устройств.

Довольно популярен метод контрольно-тренировочного цикла, представляющего собой последовательность циклов разряда/заряда АКБ, самый существенный недостаток которого – длительность выполнения процедуры (от нескольких дней до нескольких недель).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector