Согласно статистическим данным, за последние десять лет количество автомобилей на тысячу населению в среднем по стране удвоилось, и подобные темпы роста сохраняются, практически не отличаясь от общемировых показателей. Особенно ярко проявляется рост плотности транспорта в крупных городах, где проблема стоянки автомобилей с каждым годом становится всё более острой. Путей решения этого вопроса у муниципальных властей откровенно немного, и одним из них, по крайней мере, теоретически, является взимание платы за стоянку. Именно поэтому платные парковки начали появляться, как грибы после дождя, особенно в местах наиболее плотной застройки и исторических центрах. К сожалению, цены на парковку подвержены инфляционным процессам не в меньшей мере, чем в других сферах, и для многих автовладельцев это становится серьёзной проблемой, вынуждая их заниматься поисками альтернативных способов постановки машины на стоянку. Мы попробуем проштудировать этот вопрос на примере столицы – здесь ситуация с бесплатной парковкой наиболее критична.
В Москве, как и большинстве других городов, абсолютно легально можно ставить свою автомашину в местах, оборудованных табличками «Платная стоянка», не платя ни копейки, в выходные (исключительно по воскресеньям) дни и по праздникам. Перенос праздничного дня на будни также подпадает под общее правило. Отметим, что и сами платные парковки, и возможность ставить автомобили бесплатно по воскресеньям и в дни государственных/региональных праздников поначалу было введено в качестве эксперимента, к которому на сегодняшний день присоединилось 17 городов.
В 2015 году московская мэрия начала отслеживать ситуацию с транспортным потоком в мегаполисе. Исследование продолжалось целый год, и на основании этого мониторинга были сделаны выводы, что бесплатная парковка, предоставляемая в праздничные и выходные дни, практически не сказывается на плотности транспортного потока, поскольку в эти дни интенсивность дорожного движения в городе, особенно в часы пик (утром/вечером) снижается. Поэтому в 2016 году было принято решение установить в указанные дни возможность оставлять свои авто на платных стоянках без взимания абонентской платы на постоянной основе. Не все водители знают, что платная парковка в Москве, если останавливаться на 15 минут, будет бесплатной. Примерно такой временной ценз действует и в других городах. Впрочем, есть в столице и места, где можно оставлять свой автомобиль, не переживая по поводу оплаты:
https://www.youtube.com/watch?v=ZwBF2zjiTtA
Некоторые категории автовладельцев имеют возможность воспользоваться предусмотренными законом льготами, позволяющими ставить свои авто на платных парковках абсолютно бесплатно в любое время. В их числе:
Отметим, что все платные парковки обязаны квотировать 10% мест (или более) для инвалидов и других льготных категорий. Такие места должны помечаться соответствующим дорожным знаком (8.17) и/или разметкой (1.24.03), а сами льготники должны иметь так называемое резидентное разрешение. Многодетные семьи этот документ могут оформить в органах соцзащиты, при этот оно выдаётся только на один автомобиль и выписывается на одного из родителей. Инвалиды имеют возможность получить такое разрешение в МФЦ, ЕИРЦ, а в последнее время подобные услуги предоставляет и столичный портал госуслуг. Для этого необходимо подготовить следующие документы:
Если инвалид по состоянию здоровья не имеет возможности заниматься оформлением разрешения, это может сделать его заявитель на основании и нотариально заверенной доверенности. Представители инвалида (включая родителей, опекунов, усыновителей) при наличии доверенности также имеет право на бесплатную стоянку на всех без исключения городских платных парковках.
Жильцы домов, проживающих в районе месторасположения платной парковки, также наделяются правом бесплатной стоянки. Им выдаётся персональное резидентное разрешение, выдаваемое в единичном экземпляре на одну семью. Обязательным условием получения документа является наличие только одного автомобиля. Если их больше – право бесплатной парковки теряется, и оба транспортных средства придётся ставить на парковке на общих основаниях. Впрочем, муниципальные власти обещают в среднесрочной перспективе увеличить семейную квоту до двух резидентских разрешений, что для многих столичных семей достаточно актуально. Оформление разрешения осуществляется на протяжении шести рабочих дней на бесплатной основе. Кроме МФЦ, сделать это можно на портале pgu.mos.ru. Для этого следует подготовить пакет следующих документов:
Разрешение выдаётся, только если у владельца квартиры отсутствуют неоплаченных штрафы, выписанные сотрудниками ГИБДД. Активное резидентное разрешение может быть аннулировано, если в определённый момент времени у заявителя накопилось более двух неоплаченных штрафов. Восстановить разрешение получиться только спустя три месяца после погашения всех задолженностей. Если на одну квартиру приходится несколько лицевых счетов, правом на получение разрешения бесплатно парковаться могут воспользоваться оба счёта. Кроме обитателей домов, расположенных в районе платной парковки, бесплатно парковаться здесь могут:
Существует также другой легальный способ получить льготу по парковке – выписать годовой парковочный абонемент. Но чтобы его приобрести, потребуется получение персонального разрешения. Покупку годового абонемента можно осуществить двояко:
В обоих случаях абонемент должны оформить на протяжении одного банковского дня. Льготные категории граждан (участники боевых действий, несовершеннолетние узники концлагерей и приравненные к ним лица) могут бесплатно оставлять свои авто на любых парковках, но только при наличии резидентного разрешения. Бесплатная парковка для жителей домов в районе расположения платных парковок разрешена в ночное время (с 20:00 до 08:00). Альтернативный вариант – покупка годового абонемента (при стоимости в три тысячи рублей за сутки выходит порядка 8 рублей), позволяющий ставить автомобиль без необходимости почасовой оплаты за место.
Суббота для большинства компаний не является выходным днём, поэтому она приравнивается к таковому, только если пятница была нерабочей (праздник или перенесённый выходной). Так что шесть дней в неделю за стоянку на платной парковке придётся вносить определённую плату. Отметим, что её размер может варьироваться в широких пределах не только в зависимости от региона, но зачастую и в пределах одного города. Традиционно самые высокие тарифы – в Москве. Здесь днём часовая стоимость парковочного места колеблется от 40 рублей (периферия) до 80 рублей в центральной части мегаполиса, причём стоимость второго и последующих часов стоянки возрастает здесь до 130 рублей. Такие же ставки действуют в районе «Москва-Сити».
В Санкт-Петербурге максимальная часовая ставка составляет 60 руб/час, в Казани – 50 рублей. В наилучшем положении оказались жители Тулы – здесь парковка стоит символические 10 руб/час, в центральных районах города, расположенных возле кремля – вдвое дороже. Белгород и Санкт-Петербург ввели для грузового транспорта более высокие парковочные тарифы, дифференциация ставок в зависимости от удалённости от центра характерна только для Тулы и столицы. Практически во всех 17 городах, где в настоящее время имеются платные парковки, бесплатное пользование разрешено только по воскресеньям и праздникам, причём перечень последних может различаться – в Казани, к примеру, таковыми считаются Курбан-байрам, Ураза-байрам (21.08 и 15.06 соответственно). Исключение – Екатеринбург, где стоянка платная во все дни.
Резидентские разрешения совместно с годовыми/месячными абонементами действуют только в Москве и ещё трёх городах – Санкт-Петербурге, Твери и Туле. Абонементы, но не резидентные разрешения, характерны для Красноярска и Калуги, только разрешения приняты в Белгороде. В остальных городах подобных льгот нет, но зато бесплатно припарковаться на платных парковках могут определённые категории граждан, так называемые льготники. Во всех без исключения городах с платными парковочными площадками оплату стоимости данной услуги можно произвести минимум трёмя способами:
Паркоматы в большинстве случаев рассматриваются как второстепенный метод оплаты, в некоторых городах их количество меньше, чем число паркингов (например, в Туле). Все платные стоянки в обязательном порядке оборудуются информационными стендами, на которых указываются правила пользования паркоместами и действующие тарифы.
Все платные паркинги автоматизированы – за порядком наблюдают спецавтомобили, оснащённые соответствующим оборудованием. Такие парконы в автоматическом режиме фиксируют все припаркованные транспортные средства, распознавая номерные знаки. Эта информация сравнивается с базой данных льготников и водителей, оплативших стоянку. В конце рабочего дня все накопленные данные поступают в ЦОДД и ГИБДД. Тем автовладельцам, которые не оплатили пребывание своих авто на платных паркоместах, высылаются снимки с изображением припаркованного авто и уведомление о применении штрафных санкций. На многих паркингах, кроме парконов, за порядком наблюдают инспектора, которые также фиксируют время прибытия и убытия автомобилей, отмечая те, которые находятся на стоянке более 15 минут.
Если говорить о размерах штрафа за неуплату паркоместа, то здесь, как ни странно, лидирует Екатеринбург, Санкт-Петербург и Казань (3000 рублей), лояльнее всего относятся к подобным нарушениям в Красноярске (300 рублей). Вообще не штрафуют в Курске (по причине продолжения тестового режима работы платных стоянок). Фактически на взимаются штрафы в том же Красноярске и Екатеринбурге, поскольку неоплата места парковки в этих городах – явление массовое, а на компании, выступающие в качестве операторов парковок, наложены определённые судебные ограничения. Многие водители, пытаясь затруднить парконам распознавание госномеров, умышленно их прячут, применяя бумагу или ветошь. В этом случае штраф возрастает до 5000.00 рублей, как и за парковку с сильно загрязнёнными номерами, что препятствует их распознаванию в автоматическом и ручном режимах. В Москве воитель, не оплативший паркоместо, будет оштрафован на 2500 рублей, если постановка на стоянку совершена с нарушениями, ещё 5000 рублей придётся выложить за эвакуатор.
После получения уведомления провинившемуся автовладельцу даётся 40 дней на погашение задолженности. Если он не оплачивает штраф в положенные сроки – грядёт судебное разбирательство, по результатам которого на должника может быть наложен административный арест (до 15 суток) и запрет на выезд за пределы страны. Если владелец автомобиля убеждён, что оштрафован неправомерно, у него есть возможность оспорить в суде решение ГИБДД. В этом случае он должен написать заявление с указанием обстоятельств дела, и представить копии документов, удостоверяющих личность и право владения автотранспортом, уведомление о наложении штрафных санкций, квитанцию об уплате штрафа. Суд обязан вынести окончательное решение по таким делам на протяжении 10 дней с момента подачи заявления.
Наиболее типичная ситуация, связанная с выпиской штрафа – незначительная просрочка положенных 15 минут бесплатной стоянки. Зачастую речь идёт о минутах и даже секундах, ведь даже на то, чтобы открыть автомобиль, усесться в него, вставить ключ в замок зажигания и завести мотор, требуется около минуты. Но закон в этом случае неумолим, так что автовладельцам, дабы избегать попадания в такие ситуации, следует более тщательно следить за временем своего отсутствия в автомобиле. Отметим, что постановка машины в зоне действия знака, запрещающего парковку, не позволяет воспользоваться правилом 15 минут – в таких случаях наказание последует в любом случае. При этом причиной применения штрафа в квитанции будет не нарушение правил парковки, а несоблюдение ПДД.
Безусловно, парковки могут быть и абсолютно бесплатными. Строго говоря, в настоящее время из в стране – абсолютное большинство (платные стоянки охватывают менее 0.2% совокупного парка легковых авто). Но проблема в том, что они далеко не всегда располагаются в удобном месте, а на те, что расположены в центре городов, поставить своё авто практически нереально. Тем не менее, существует несколько альтернативных способов пристроить своего «железного коня», пока вы находитесь на работе, службе или совершаете шопинг. Перечислим их: