Мультиметр – практически универсальное устройство для проверки аккумулятора автомобиля: напряжения, силы тока, ёмкости. Причём совсем не важно, какой прибор у вас есть: новый или старый, цифровой или аналоговый – подойдёт любой, главное, чтобы он хорошо работал. Далее вы узнаете, как его использовать.
Поставьте переключатель в положение DC (V) – это означает, что вам нужны замеры постоянного тока. Иногда параметр обозначается другими буквами: V- В- или U -, и под чертой изображено ещё три точки.
На этом же поле выберите напряжение (подходящий вольтаж), которое соответствует вашей АКБ. Будьте внимательны, чтобы не перепутать с сопротивлением.
Присоедините чёрный проводок к минусу аккумулятора, а красный – к плюсу.
Посмотрите на дисплее значение.
Таким тестером можно как определить в целом работоспособность батареи и её соответствие требованиям, так и проверить заряд аккумулятора. Вот критерии значений:
12,72В – 100%;
12,50В – 75%;
12,35В – 50%;
12,10В – 25%.
Теперь вы знаете, как проверить зарядку аккумулятора, используя мультиметр.
Измерение силы тока
Теперь попробуем проверить силу тока:
Установите рычажок на отметке A – (также могут быть обозначения DCA или I -), поскольку нам нужно знать величину постоянного тока.
До того, как проверить ампераж аккумулятора с помощью мультиметра, нужно обязательно подыскать третий объект электрической цепи – проще всего для этих целей взять обычную лампочку 24 Вт. Без неё ни в коем случае нельзя обойтись, иначе вы получите короткое замыкание.
Металлический наконечник с красным проводом присоединяется к ветви, ведущей к плюсу АКБ, а с чёрным — к минусу.
Этот метод также подойдёт, если вы искали способ, как измерить силу тока обычных батареек – мультиметр прекрасно справляется с этой задачей.
Как измерить ёмкость
С помощью мультиметра можно также проверить ёмкость аккумулятора. Для этого снова понадобится лампочка, такая же, как описано в предыдущем разделе. Последовательность действий:
Создайте электрическую цепь с лампочкой и засеките время.
Как только напряжение снизится вполовину, уберите лампочку.
Умножьте силу тока на количество потраченного времени (в часах), и вы получите показатель ёмкости.
Теперь вы понимаете, как измерить ёмкость мультиметром, если у аккумулятора нет специальной шкалы.
Проверить внутреннее сопротивление
Если АКБ стала хуже работать, нелишним будет проверить внутреннее сопротивление:
К аккумулятору нужно подключить лампочку 12 Вт.
Как только она загорится, померяйте напряжение в зажимах батареи.
Уберите лампочку и снова проверьте то же самое.
Умножьте сопротивление на первую цифру и вычтите произведение сопротивления и второй цифры, а затем разделите полученное на значение напряжения без лампочки – должно получиться не более 0,05 Вт, в противном случае аккумулятор считается неисправным.
Техника замера утечки тока
С помощью мультиметра можно также проверить, нет ли утечки тока. Вообще-то определённая часть заряда расходуется, даже когда аккумулятор не служит источником питания, а просто стоит, это нормально. Но иногда сырость, плохая изоляция, неисправности в бортовой сети и другие факторы заставляют АКБ тратить ещё больше энергии в состоянии покоя. Это не только неприятно, но и опасно, поскольку достаточно небольшой искорки от спички во время курения или активации какого-то прибора, чтобы в машине начался пожар.
Посмотрите на самом аккумуляторе показатели допустимого расхода и сравните с результатами своих измерений. Как их произвести:
Выключите зажигание автомобиля и всё, что может работать в автономном режиме: аудиосистему, подсветку, противоугонную систему и т. п.
Поставьте вращающийся указатель мультиметра в положение 10 ADС.
Снимите провод с клеммы «+».
Подключите чёрный щуп мультиметра к «-», а красный – к снятому проводу.
Прибор не должен показывать никаких цифр. Если они появились, значит, утечка есть.