На одинаковый автомобиль можно установить диски и шины разного диаметра. Даже один обод порой позволяет использовать покрышки с разницей в 2-3 размера. Отсюда и появляются многочисленные комбинации дисков и шин для автомобилей.
При этом у поклонников размеренной и экономичной езды, а также любителей выжать педаль газа в пол, возникают закономерные споры относительно того, какой размер колёс лучше.
Вообще вопрос влияния автомобильных колёс на скорость и расход топлива достаточно острый. Поэтому попытаемся в нём детально разобраться.
Да, есть автомобили, особенно из числа кроссоверов и внедорожников, которые изначально идут с колёсами достаточно крупных размеров. Но даже они в базовых комплектациях и без доплаты могут стоять на шинах довольно скромных габаритов.
До сих пор мода находится на стороне тех, кто любит большие и красивые колёса. Вот только сами автопроизводители от маленьких покрышек отказываться не спешат.
Так что основные линейки автомобилей обычно сочетаются с 12-13 дюймовыми колёсами. И на то есть ряд объективных причин:
Автодиски с небольшим диаметром и высокопрофильной резиной дают следующие преимущества:
При этом водитель потеряет немного в чёткости рулевого управления, а также в максимальной скорости движения автомобиля.
Для сравнения были использованы автомобили с родным размером ширины колёс 185/60/140. На эти же машины поставили колёса большего размера. А именно 195/60/14. И были проведены замеры реальной скорости и показателей на спидометре.
Выводы следующие:
Фактически разница есть. Но она незначительная. То есть ширина профиля влияет на скорость, хотя увеличение при этом составляет не более чем 2%.
Что же касается изменения диаметра колеса, то тут ситуация выглядит несколько иначе. Опять же, для сравнения использовали автомобили с диаметром диска 14 и 15 дюймов с одинаковыми параметрами 185/60. При этом изменения стали заметнее. А именно:
Отсюда получается, что при условии увеличения диаметра колёсного диска скорость движения транспортного средства действительно растёт. И это доказано и проверено многими авторитетными изданиями.
Как видите, влияние диаметра автомобильного колеса на динамику присутствует. Причём в большей степени, нежели изменение ширины покрышки.
Имея условно одинаковый автомобиль, стоит обратить внимание на показание расхода топлива. Происходит ли увеличение или снижение потребления горючего по мере роста размерных показателей колёс.
Если говорить о том, влияет ли на практике диаметр автомобильных колёс на расход топлива, то можно ответить на этот вопрос утвердительно. Да, изменения действительно есть.
При условии изменения ширины профиля автошины, потребление горючего будет увеличиваться. Это объясняется во многом тем, что масса таких покрышек больше. Следовательно, силовая установка автомобиля задействует больше мощности при ускорении транспорта.
Помимо увеличения массы колёс, параллельно часто возрастает и уровень шума внутри автомобиля. Плюс образуется эффект большего сопротивления качению. Это и сказывается на росте аппетита двигателя. Расход топлива увеличивается.
Так что, говоря о том, зависит ли на практике расход топлива от диаметра используемого колеса, то тут можно сказать однозначно. Да, двигатель требует больших ресурсов. Поэтому и расход топлива окажется выше.
Вопрос про влияние диаметра автомобильных колёс и ширины профиля на расход топлива заставил многих экспертов и обычных автомобилистов вступить в жестокие дискуссии. Одна половина считает, что большее влияние имеет именно диаметр колёс. Другие же уверены, что ширина профиля здесь играет большую роль. Давайте попытаемся разобраться, что же прав.
Если на машину поставить колёса большего диаметра, тогда двигателю придётся прикладывать больше усилий, чтобы начать движение. На стартовый разгон уходит больше горючего. А скорость при этом увеличивается незначительно. Обычно в пределах 4-5%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что определить точные показатели расхода сложно. Этот параметр, помимо диаметра колеса, зависит ещё и от целого ряда дополнительных факторов.
Приверженцы этой версии считают, что повышение потребление горючего во многом определяется динамикой движения. Если скорость небольшая, то и разница в расходе будет незначительной, практически незаметной. А в момент ускорения аппетит двигателя существенно возрастает.
Теперь второй вариант. Это ширина покрышки. Как показало сравнение в начале материала, ширина шины на скорость влияет незначительно. Увеличивается буквально на 2%, что существенным изменением назвать никак нельзя. А вот диаметр диска способен поднять эту разницу до 4-5%. Фактически в 2 раза больше воздействия на скорость.
Одновременно с этим, высота профиля имеет обратный эффект. И даже может сыграть злую шутку с автомобилистом. Увеличивая высоту профиля, экономия не наблюдается. Более того, расход даже может возрасти.
Касательно влияния шин и дисков на расход топлива и скорость всё примерно понятно. Меняя колёса на более крупные, можно добиться незначительного прироста по скорости. Но при этом аппетит двигателя наверняка увеличится. По крайней мере, в момент старта и разгона машины точно, ведь ресурсов на разгон машины на больших колёсах, нежели предусмотрено заводом-производителем, придётся тратить больше.
Получается, что в обычных условиях эксплуатации, когда водитель ездит по городу или трассам, пытаться существенно повлиять на расход топлива, меняя диаметр дисков или размеры шин, нет особого смысла. Другое дело, если это гоночный автомобиль, где требуется максимальная скорость, хорошее сцепление с дорогой и улучшенная управляемость. Здесь уже действует принцип больше — значит лучше.
Но есть один момент, который должны помнить, а также учитывать все владельцы гражданского автотранспорта.
Если заменить колёса на те, которые заводским параметрам не соответствуют, это приведёт к появлению ложных сведений на спидометре, изменению показателей управляемости, стабилизации. Также начнёт сбоить электроника. Даже запрограммированная смесь топлива и воздуха будет работать не так, как нужно.
Если подходить к вопросу с умом, то при замене колёс нужно вносить и изменения в электронный блок управления, менять настройки и параметры работы двигателя, топливной системы. А это в гаражных условиях сделать практически невозможно. Даже не каждый автосервис предоставляет такие услуги. Поэтому в большинстве случаев подобным автовладельцы и не занимаются.
Как вариант, заменив колёса и диски на нестандартные, можно откалибровать работу спидометра с учётом разницы в реальной скорости и тем, что отображает спидометр.
Не забывайте, что давление в покрышках способно влиять на расход куда больше, чем отклонение от заводских рекомендуемых параметров шин на 1-2 размера.
Задумывались ли о влиянии диаметра и размера колёс на расход топлива? Имеет ли это значение? Замечали ли серьёзные изменения при переходе на другие покрышки? Нужно этому вопросу уделять внимание или другие параметры влияют куда сильнее?