Снег, грязь и вода доставляют водителям немало неприятностей. Попадая на стёкла, они существенно ухудшают обзор, представляя собой потенциальную угрозу совершения ДТП. Но если лобовое и заднее стёкла имеют достаточно эффективные средства для противостояния непогоде, то у головной оптики собственный иммунитет к загрязнениям отсутствует. И если днём эта болезнь себя практически не проявляет, то в тёмное время суток именно фары становятся главным органом зрения автомобиля. Если они замутнены, водителю приходится останавливаться, чтобы их прочистить. Но в непогоду достаточно проехать несколько километров – и исходная ситуация повторяется.
Именно поэтому многие водители обращают внимание на омыватели фар – устройства, которыми штатно комплектуются очень малочисленное количество моделей. По сути, омыватель фар является миниатюрной копией своего старшего и более крупного собрата, устанавливаемого на лобовом стекле.
Как сделать и установить омыватель фар своими руками – об этом и пойдёт речь в предлагаемом материале. Мы не сомневаемся, что он поможет не одному автовладельцу быстро и бюджетно справиться с проблемой загрязнения головной оптики.
Оптимальный вариант ОФ подбирается исходя из формы и размеров оптики. В настоящее время наибольшее распространение получили две конструктивные разновидности омывателей: струйные и щёточные. Как нетрудно догадаться, именно щёточный вариант схож по принципу действия с классическими дворниками. Однако этот механизм достаточно сложен в установке и не слишком надёжен, поскольку его основу составляют механические компоненты, которые подвержены как износу, так и внешним механическим воздействиям.
В форсунки подаётся небольшой объём рабочей жидкости, которая разбрызгивается на фары, а щётки удаляют смытую грязь. Если на автомобиле установлена пластиковая оптика, щёточный ОФ достаточно быстро покроет её сетью царапин, которые существенно ухудшать прозрачность линзы.
Струйные омыватели отличаются от щёточных отсутствием механического элемента – здесь загрязнения удаляются под воздействием струи жидкости, подаваемой на оптику под давлением.
Именно поэтому данный тип получил большее распространение.
Рассмотрим состав типового устройства на примере ОФ высокого давления, то есть струйного типа.
Конструктивно такой автоаксессуар состоит из следующих элементов:
Опишем особенности устройства и функционирования всех вышеперечисленных компонентов.
Нетрудно догадаться, что его основная задача – обеспечить омыватель жидкостью, используемой для очистки стёкол фар. Можно задействовать уже установленный бачок, обслуживающий дворники, который придётся пополнять намного чаще. Но есть и альтернативный вариант – монтаж отдельной ёмкости, для которой нужно найти свободное пространство (а в моторном отсеке с этим всегда проблемы) и надёжно его укрепить, желательно поближе к передней части автомобиля. Нередко такой бачок устанавливают прямо под бампером.
Отметим, что, покупая готовый комплект, не стоит рассчитывать, что в нём будет присутствовать и ёмкость для жидкости – её нужно будет приобретать отдельно.
Его предназначение – направлять омывающую жидкость в форсунки под определённым давлением. Работа насоса, относящегося к исполнительным механизмам, управляется сигналами, поступающими от БУ.
Именно по ним происходит подача жидкости из бачка к форсункам. Основное требование к шлангам – стойкость к агрессивным веществам (горючему, моторному маслу, антифризу) и способность длительное время работать при повышенном давлении. Чтобы снизить энергетические потери, желательно, чтобы их длина была минимальной, для чего бачок следует размещать поблизости от фар.
Ирония состоит в том, что форсунки, предназначенные для очистки стекла фар от грязи, сами со временем забиваются и требуют проведения очистительных процедур. Именно от этой компоненты зависит, насколько эффективно будет работать омыватель. Большое значение имеет правильность первоначальной установки форсунок, а конструктивные особенности и состояние форсунок определяют расход рабочей жидкости. Блок форсунок может состоять из одного или нескольких объединённых в пул элементов.
Как правило, форсунки монтируются на бампер, который у разных моделей может различаться формой и геометрическими размерами, поэтому приобретать следует комплект, рассчитанный на установку на конкретную форму бампера:
Отдельно следует упомянуть о телескопических форсунках. Они устанавливаются под бампером, наружу выглядывает только небольшая часть крышки, что практически не сказывается на экстерьере авто. По сигналу, поступающему от блока управления устройством, приводится в действие гидравлический поршень, который и заставляет сработать телескопическому механизму, выдвигающему форсунку к фарам. По окончании работы омывателя форсунка прячется на своё штатное место.
Хотя это более сложная и дорогая конструкция, считается, что телескопический омыватель работает более эффективно – за счёт выбора оптимального расстояния до поверхности фары и возможности задания требуемого направления форсунок. Отметим, что зимой существует вероятность заклинивания крышки в результате воздействия влаги и низких температур.
Конструкция и принцип работы управляющего блока может быть разным. Самый простой и очень надёжный вариант – использование реле, которое и управляет функционированием насосной установки. Запускается реле кнопкой, располагаемой в салоне. Такая реализация позволяет включать ОФ независимо от работы других систем, в частности, омывателя ветрового стекла, что позволяет сэкономить немалое количество омывающей жидкости.
Второй вариант – подключение омывателя фар к штатной системе. В этом случае отпадает необходимость в установке отдельно кнопки – фары будут очищаться вместе с лобовым стеклом. Монтаж омывателя фар своими руками при таком способе проще, при этом имеется возможность запрограммировать БУ таким образом, чтобы чередовать работу ОС и ОФ. Но в любом случае подобная реализация связана с очевидным перерасходом омывающей жидкости.
Впрочем, в продаже имеются и более интеллектуальные устройства, использующие более совершенные алгоритмы, однако и их стоимость будет намного выше.
Мы уже упоминали о том, что струйные омыватели в настоящее время практически полностью заменили щёточные, и главным фактором, определившим именно этот вектор развития, стал переход со стеклянных фар на пластиковые. Можно сколько угодно оспаривать рациональность этой тенденции, но найти для конкретной модели авто стеклянные фары – это большая удача. Именно на них и рассчитаны щёточные устройства, становящиеся настоящим раритетом, поскольку на стекло щётки не оказывают разрушающего воздействия (в противном случае штатные омыватели ветрового стекла тоже имели бы струйный механизм, считающийся менее эффективным).
А вот пластик от них страдает. Настолько, что уже спустя несколько месяцев относительно активной эксплуатации, характерной для осенне-весеннего сезонов, покрывается такой густой сетью царапин, что более чем на 50% снижается его прозрачность. А это для головного света недопустимо.
Струйные омыватели лишены этого недостатка в принципе, но для сильно засохших пятен грязи струи, подаваемой под давлением, может оказаться недостаточно. Тем не менее, подавляющее число заводских омывателей выпускается именно в такой конструктивной парадигме.
Рассмотрим, как работает омыватель фар струйного типа.
Если театр начинается с вешалки, то ОФ, независимо от типа конструкции, – с бачка. Поскольку его следует приобретать отдельно, заранее позаботьтесь о том, чтобы он имел достаточный объем. Что же касается используемой жидкости, то в тёплый сезон на эту роль вполне подойдёт и вода, однако при малейшем подозрении на возможные заморозки лучше заменить её на обычную «незамерзайку», используемую для снабжения омывателей ветрового стекла.
Вариант с использованием общего бачка нельзя назвать оптимальным, поскольку в этом случае, даже если вы захотите почистить только фары, запустятся и дворники. И наоборот, поэтому расход жидкости удвоится. Летом это не критично – вода стоит намного дешевле спиртовых жидкостей. А вот с наступлением холодов этот фактор становится определяющим.
Что касается размера бачка, то для однофорсуночных устройств будет достаточно и двухлитровой ёмкости, а вот при большем количестве форсунок оптимальным выбором будет 4-литровый бачок.
При нажатии на кнопку включения ОФ соответствующий сигнал от блока управления подается к насосу высокого давления, запуская его. Раскручиваясь, он нагнетает в системе определённое давление, создавая в районе форсунок разрежение и заставляя рабочую жидкость двигаться от бочка к распыляющим элементам. Поскольку длина шлангов, обеспечивающих подачу к левой и правой фарам, может быть неодинаковой (всё зависит от места монтажа бачка), начало разбрызгивания также будет немного смещено во времени. Но давление в системе в обоих контурах будет одинаковым.
Классическая конструкция струйного омывателя предполагает установку форсунок на верхней части бампера с жёсткой фиксацией, снизу от фары. Чистота линии бампера и целостность его восприятия будет нарушена, но чистота требует жертв. Другим недостатком является необходимость точного расчёта расстояния от форсунок до фар, поскольку от этого зависит, насколько эффективно будет омывать струя жидкости поверхность фары. В любом случае верхняя её часть будет очищаться хуже, и по мере накопления грязи проблему придётся решать вручную. К счастью, делать это нужно будет нечасто.
Телескопические ОФ поддаются более тонкой регулировке, но сам механизм менее надёжен. Особенно если учесть, что выдвигание телескопических втулок обычно происходит на высокой скорости.
Если в силу жизненных обстоятельств ваш автомобиль большую часть времени эксплуатируется в тяжёлых условиях, мысль установить омыватели фар придёт в вашу голову обязательно, и скорее рано, чем поздно.
А значит, вам предстоит нелёгкий выбор подходящего устройства.
Здесь многое зависит от конструкции передней части вашего автомобиля – формы и расположения бампера и головной оптики. В принципе в магазинах представлены комплекты, рассчитанные на определённые модели, но если они вам не понравятся, вполне можно подобрать и другую. Различают три типа форсунок по методу их крепления: на бампер, верхняя часть которого плоская или полукруглая. На внедорожниках бампер обличается большей высотой, поэтому обращайте внимание на комплекты с удлинёнными форсунками.
Поскольку стандартные комплекты не включать бачок омывателя, его следует приобретать отдельно, заранее определившись, куда вы его будете устанавливать. Если подходящего место найти не удалось, остаётся единственный вариант – подключать ОФ к штатной системе очистки лобового стекла. Он характеризуется неэкономным расходованием рабочей жидкости, так что прибегать к нему нужно только в крайнем случае.
Отметим, что в месте монтажа бачка не должно быть источников теплового излучения, к нему должен обеспечиваться удобный доступ, и расстояние до форсунок желательно обеспечить минимальное.
Мы советуем выбирать только качественные изделия от известных и хорошо себя зарекомендовавших фирм. В отношении фарных омывателей таковыми считаются светотехнические компании Hella и Sho-me.
Последняя характеризуется отличным сочетанием качества к стоимости. Этот китайский производитель предлагает устройства, которые легко монтируются, стоят недорого и вполне пригодны для активной эксплуатации.
Но если ваши приоритеты только в небольшой коей мере связаны со стоимостью, то предпочтение следует отдать продукции европейской компании Hella. Её омыватели имеют международные сертификаты качества, что говорит о многом, но вносит свою лепту в ценообразование. Можете не сомневаться, что ресурс этих устройств окажется существенно большим, чем у китайских аналогов.
Именно Hella предлагает телескопические ОФ, которые выбирают те автовладельцы, которые дорожат внешностью своего авто.
Если у вас нет времени на самостоятельный монтаж, если вы не дружны со слесарными и прочими инструментами, лучше воспользоваться услугами любого автосервиса – монтаж ОФ представляет собой не слишком сложную процедуру, поэтому и стоимость её будет не заоблачной.
Но значительная часть автомобилистов предпочитает усовершенствовать своё транспортное средство самостоятельно, не полагаясь на то, что сторонний специалист выполнит эту работу качественно и старательно.
Так что если вы решились положиться только на свои навыки и умения, вам наверняка пригодится описание примерного алгоритма работ.
Установка омывателя фар своими руками, как правило, начинается с демонтажа бампера. Вам будет нужно либо установить насос в штатный бачок ОВС, который в иномарках чаще всего устанавливают в полость между бампером и крылом, либо смонтировать отдельный бачок для омывателя фар. Форсунки устанавливают непосредственно на бампер, и для их крепления пластик нужно будет рассверливать. К этому нужно отнестись ответственно, поскольку если вы приступите к работе, а потом окажется, что конкретная модель омывателя по тем или иным причинам не подходит, дырки на бампере останутся, и вам придётся решать, как сделать их невидимыми.
Место для форсунок нужно выбирать таким образом, чтобы они располагались ровно посередине, то есть напротив оптического центра пластиковой линзы. На большинстве рассеивателей этот центр обозначается рельефным кругом. Аккуратно поставьте на бампере метки, где вы будете сверлить отверстия, и приступайте к работе. Пластик может оказаться хрупким, поэтому применяйте проверенную технологию – сначала работайте со свёрлами меньшего диаметра, постепенно увеличивая диаметр отверстий до нужного. Оптимальный вариант – использование минимум трёх подходов.
Помните, что сверление нужно производить исключительно с лицевой стороны – в противном случае при выходе сверла высока вероятность отслоения ЛКП. Установив и прикрутив форсунки, обязательно проверьте, насколько надёжно они закреплены, поскольку любой сдвиг повлияет на качество очистки рассеивателя.
Форсунки вместе с корпусом в большинстве случаев изготавливаются в чёрном цвете, и если вы хотите, чтобы они выглядели в тон цвету бампера, перед установкой форсунок омывателя фар нужно предварительно покрасить их в подходящий цвет (лучше всего это делать с помощью аэрозольного баллончика).
Главное – подобрать колер, идеально совпадающий с цветом бампера, и это для неподготовленного человека непростая задача.
После того, как форсунки и насос смонтированы, следует обеспечить соединение всех элементов в единую систему. Для этого используются шланги, тройники, хомуты и другие крепёжные детали. С прокладкой шлангов обычно проблем не возникает, как и с их подключением к форсункам, насосу и клапану.
Останется только подключить насос к бортовой электросети. Сделать это можно двояко:
Хотя первый способ не отличается экономичностью, он также имеет ряд преимуществ:
Проблема повышенного расхода омывающей жидкости на самом деле актуальна только зимой, при положительной температуре можно использовать воду и забыть о том, что оба омывателя работают параллельно.
Блок управления ОФ лучше всего устанавливать в рулевой колонке или блоку включения зажигания, однако вы вполне можете предпочесть и другие, более удобные для вашей машины варианты. Белый провод от БУ направляем на положительную клемму габаритного фонаря, красный подсоединяем к питающему проводу, но обязательно через предохранитель (выбирать следует самый ненагруженный по потребителям). Чёрный и красный провода последовательно подключаем к плюсовому и минусовому контактам омывателя, последний провод синего цвета – в положительной клемме подсветки гнезда прикуривателя (как вариант – к контакту, обеспечивающему отключение габаритных фонарей).
Когда электрическая часть работ завершена, можно начать тестирование работы омывателя. Заправляем бачок рабочей жидкостью и нажимаем на кнопку включения. Убеждаемся, что насос и форсунки работают, внимательно проверяем, насколько хорошо идёт струя и целиком ли она охватывает рассеиватель. Если остаются незатронутые области, можно попробовать исправить положение с помощью прокладок или подогнув ствол форсунки.
Как видим, пользоваться омывателем фар очень просто, поскольку в целом принцип действия одинаков, а при совмещённом варианте монтажа оба устройства функционируют как единый механизм. Но уход за фароомывателем потребует от вас больших усилий, чем обслуживание штатного устройства. Основной враг ОФ – грязь. Поскольку форсунки размещаются в незащищённом месте, они, а также клапан в бачке, подвержены загрязнению, что может привести к потере работоспособности устройства или значительному ухудшению очистки фар – сильно загрязненные форсунки будут выпрыскивать жидкость струёй, а не распылять её.
На этапе установки омывателя нужно проследить, чтобы при монтаже в басок не попали инородные предметы и грязь, заливаемая жидкость также должна быть идеально чистой. Вода из-под крана – отнюдь не самое оптимальное решение, но если другой нет, обязательно прокипятите её перед использованием. Но лучше сбегать в ближайшую аптеку и приобрести нужное количество дистиллированной воды, не содержащей никаких примесей
Как домохозяйка использует при мытье посуды чистящие средства, так и автовладельцы могут заливать в бачок небольшое количество обычной автошампуни, что позволит без труда справляться с устаревшими, засохшими и трудновыводимыми загрязнениями, с которыми обычная вода справится не в состоянии. Отметим, что такую операцию следует проводить только летом. Зимой в бачок заливается такая же незамерзающая жидкость, как и в омыватель лобового стекла. Для неё никакие добавки не требуются – с задачей растворения застарелых загрязнений успешно справляется этилен. Кроме того, добавки неизвестного происхождения при попадании в насос могут замёрзнуть, что полностью выведет его из строя.
Не забывайте вовремя менять жидкость при смене сезона, особенно при переходе с тёплого на холодное время года.
Еще одна забота, связанная с уходом за фароомывателем – регулярная прочистка форсунок. Не забывайте протирать и фары, поскольку омыватель не обеспечивает идеально равномерной их очистки. Помните, что длительная работа насоса вхолостую может стать причиной его выхода из строя. Если система совмещённая – вы это заметите по отсутствию струи из форсунок головного омывателя, но в случае использования отдельного устройства вы не увидите, есть ли в системе жидкость. Так что регулярно проверяйте её уровень и при необходимости доливайте.
Периодически проверяйте надёжность всех креплений и осматривайте проводку на предмет наличия повреждений. Если обстоятельства не требуют использования омывателя фар, при длительном простое включайте их, даже если в этом нет необходимости, поскольку это нужно для очистки сопел форсунок.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что омыватели фар – действительно нужное приспособление, но не следует рассчитывать на идеальное состояние рассеивателей фар — в конце концов, и дворники справляются со своей задачей отнюдь не идеально. А если ваш автомобиль оборудован ксеноновой оптикой, то фароомыватель вам просто необходим.