Световое оборудование на машине придумали не просто так. Это вопрос безопасности. Причём не только вечером и ночью, но также и при плохих погодных условиях и просто в дневное время суток. Так повышается видимость транспортного средства, его можно увидеть с большего расстояния, что позволяет избежать аварий, ДТП, а также заранее предусмотреть совершаемые водителями манёвры.
Но иногда случается так, что фары выходят из строя. Отключиться могут сразу две фары, либо только одна из них.
И тут возникает вполне закономерный вопрос: а разрешено ли по правилам ездить, когда работает только одна фара? В каких ситуациях это не будет считаться нарушением, а по каким причинам можно получить штраф. Именно эти моменты и интересуют большинство автомобилистов. Особенно тех, кто только собирается получить права, либо недавно сел за руль, став полноправным участником дорожного движения.
Отключение фар на машине может быть простым желанием автомобилиста, либо же вынужденной мерой. Такое происходит в результате ДТП, технических неисправностей, из-за перегоревшей лампочки и так далее.
Во многих ситуациях подобное явление будет считаться нарушением правил дорожного движения. Но здесь нужно уточнить, почему именно фара не работает. Так удастся приблизиться к ответу на вопрос о том, можно ли по ПДД ездить только с одной фарой.
Сразу стоит сказать, что инспектор ДПС не обязан входить в ваше положение, если вы забыли включить, не заметили или не знали о необходимости езды с активной оптикой. Незнание совершенно не освобождает от ответственности.
Согласно действующим правилам, автомобилисты днём и ночью должны ездить со включёнными фарами. И тут важно сделать акцент на том, что про фары говорится во множественном числе. В ПДД прямо сказано, что ездить без включённой передней оптики нельзя. Здесь можно использовать фары ближнего света, дневные ходовые огни, либо противотуманки.
Поскольку речь идёт конкретно об одной фаре, то тут не рассматривается такая ситуация, как «забыли включить». Технически машина устроена так, что оптика включается сразу с двух сторон. Это разве что какие-то авторские переделки могут предусматривать отдельные выключатели для левой и правой лампы.
Но даже если водитель забыл включить их, то в пунктах 19.4 и 19.5 ПДД говорится, что в светлое время суток все транспортные средства должны передвигаться со включёнными приборами освещения. Это ПТФ, ДХО или ближний свет. То есть какой-нибудь свет в передней части быть должен.
В итоге возможных причин остаётся несколько:
Эти ситуации нужно рассматривать отдельно и более подробно. Так вы будете понимать, можно ли водителю ехать на машине с одной рабочей фарой.
Когда не горит одна из фар ближнего света, водитель вполне может знать об этом заранее. Лампочка перегорела, но неисправность не была устранена.
Если одна фара системы ближнего света на машине не работает из-за перегоревшей лампочки, то всё равно действует запрет на движение. Тут ситуация рассматривает в контексте ПДД о неисправности световых приборов. На этот счёт в правилах есть свои нормативы. При езде днём без лампочки, либо с перегоревшей лампочке в одной из фар, тогда это будет считаться неисправностью, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена.
Соответствующая информация прописана в пункте 3.3 ПДД.
Другой вопрос состоит в том, можно ли ездить на машине с одной неисправной и одной работающей фарой, если причина заключается в последствиях ДТП.
Если в результате аварии или ДТП фара отсутствует полностью, тогда водитель нарушает правило 2.3.1 ПДД. Здесь говорится о том, что световые приборы не соответствуют требованиям конструкции автотранспортных средств.
Также разбитая оптика, целостность которой нарушена, нарушает и ранее рассмотренный пункт 2.3.1 ПДД.
При этом водитель, двигаясь с повреждённой фарой в дневное время суток, имеет право на это. Но при условии, что он направляется к месту стоянки или автосервиса для ремонта. Ночью этот приём не сработает. Продолжая движение, инспектор обязательно оштрафует автомобилиста.
Этот пункт регулируется 2.3.1 ПДД. Ночью запрещено ездить с нерабочими устройствами головного света. Причём не имеет значения, о какой именно фаре идёт речь.
Ещё стоит добавить, что в старой редакции разрешалось продолжить движение днём с одной рабочей левой фарой. После редакции это уточнение убрали из правил.
Как уже говорилось выше, ПДД даёт возможность доехать до стоянки или места для ремонта, если поломка оптики произошла в пути. При этом перед началом движения автомобилисты обязательно должны проверять оптику и другие приборы на предмет соблюдения правил безопасной езды.
Допустим, что инспектор остановил вас во время движения, а недавно одна из фар перестала работать. В этом случае рекомендуется сообщить сотруднику о том, что неисправность возникла во время поездки. При этом вы едете к месту устранения недостатка. В этой ситуации инспектор не имеет права выписать вам штраф.
Если же подобная ситуация произошла в тёмное время суток, тогда штраф будет закономерным и обоснованным решением. Ведь ночью ездить с неисправной оптикой запрещается.
Помимо тёмного времени суток и ночного периода, это правило распространяется на ситуации, когда на дороге возникли условия недостаточной видимости. Это касается тумана, дождя, снега и прочих явлений, нарушающих видимость на расстоянии менее 300 метров.
Конечно же, большинство водителей интересуются ещё и тем, какой штраф они заплатят в ситуации, когда одна автомобильная фара не горит по той или иной причине.
Большинство рассмотренных норм имеет прямое отношение к Перечню неисправностей. Поэтому и ответственность нужно рассматривать за соответствующие нарушения.
При этом в 2021 году действуют фактически 2 меры наказания — это предупреждение, либо же денежный штраф.
Логично спросить, какой же тогда будет штраф при условии одной исправной фары. Здесь нарушение приравнивается к езде без фар вообще, либо же с неисправной головной оптикой. Отдельного наказания именно за одну активную лампу не предусмотрено.
В 1 части статьи 12.5 КоАП говорится, что водителя могут наказать штрафом в 500 рублей, либо обойтись устным предупреждением в таких ситуациях:
Также стоит обратить внимание на статьи 12.20 КоАП РФ. Тут также предусматривается штраф 500 рублей, либо предупреждение. Статья имеет непосредственное отношение к нарушениям правил пользования световыми автомобильными приборами.
Водителя привлекут к ответственности по этой статье, если он ехал без света, либо с одной фарой, что считается идентичным нарушением, а также не включил днём дневные ходовые огни.
Нет принципиальной разницы для водителя в том, какую именно статью применит инспектор ДПС для наказания нарушителя. Ведь в обоих случаях нужно будет заплатить одинаковый штраф.
Если же вы сообщили о том, что едете устранять неисправность в дневное время суток, но инспектор всё равно выписал штраф, то его можно обжаловать. Вопрос лишь в том, станет ли водитель тратить на это время и силы. Объективно проще заплатить 500 рублей, скорее устранить поломку, восстановить работоспособность оптики и не переживать о возможных остановках на других постах ДПС по этой же причине.
Иногда случается так, что одна из фар полностью вышла из строя. Такое может произойти в результате ДТП, либо каких-то технических неисправностей. Тогда возникает идея поставить временно или на постоянную основу фару от другого автомобиля.
Потенциально сделать это можно. Но только в 2 ситуациях:
В первом случае всё достаточно ясно. Второй же разрешается пунктом 2.3.1 Перечня неисправностей, являясь исключением.
Предположим, что ваша модель автомобиля производится до сих пор. Тут важно понимать, что речь идёт о модели, а не о поколении, конкретной модификации или комплектации. То есть условный Chevrolet Lacetti с производства снят, а вот Honda Civic до сих пор производится.
При условии, что модель ещё производится, то ставить другую фару не рекомендуется. Это будет считаться внесением конструктивных изменений в транспортное средство. А по правилам это запрещено. В пункте 7.18 говорится, что эксплуатировать авто, в конструкцию которого были внесены изменения, нельзя. А в 6 пункте Технического регламента говорится, что установка другой фары — это конструктивное изменение.
Пойдя на такой шаг, водитель может получить серьёзный денежный штраф, а также столкнуться с санкцией в виде аннулирования регистрации транспортного средства.
Приходилось ли ездить с одной фарой? Из-за чего это произошло? Останавливали ли сотрудники ДПС? Выписали штраф или обошлось предупреждением?