Непростые реалии нашей жизни таковы, что информацию о том, что та или иная фирма стала банкротом, приходится слышать довольно часто. Это касается и множества страховых компаний, обслуживающих немалый отряд отечественных автомобилистов. Лишь за последние 13 лет этот нелицеприятный статус получили свыше 100 таких компаний. Можно понять настроение водителя, вдруг узнавшего, что «его» страховая компания уже не работает именно по причине своего банкротства. Что делать в таких шокирующих случаях, знают далеко не все, поэтому эксперты помогают советами, чтобы выйти из сложного положения.
Если объявлено, что страховая компания стала банкротом, это означает, что она не сумела справиться со своими финансовыми и прочими делами, стала финансово несостоятельной и не способна дальше продолжать свою деятельность в обычном режиме. Если страховая обанкротилась, это означает начало целого комплекса мероприятий, касающихся выполнения её обязательств перед клиентами, для чего предусмотрена соответствующая процедура.
Самое неприятное то, что в корне меняется традиционный порядок её отношений с физическими, юридическими лицами. Все её обязательства по страховым договорам прекращаются, чтобы уступить место новому алгоритму действий:
Отметим еще два очень важных момента:
Из других особенностей надо отметить тот нюанс, что при банкротстве могут вводить модель внешнего управления, во время которого пойдет распродажа имущества банкрота, дабы кредиторы получили надлежащий им расчет. Саму процедуру банкротства регламентирует федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Следует подчеркнуть, что о банкротстве страховой компании должно быть официальное сообщение. При этом её могут не лишить на какое-то время лицензии на право страховой деятельности, то есть считать её ликвидированной преждевременно. Тогда ей по закону положено начинать расчеты со своими клиентами на основе механизма, прописанного федеральным законодательством. Другое дело, что это наблюдается, к сожалению, далеко не всегда, да и расчеты выходят не в полном объеме, обходя часть клиентов.
Поэтому многие водители интересуются, что делать если страховая компания обанкротилась. Прежде всего, не паниковать, потому что в современной жизни нужно быть готовым к любому подвоху. Главное – не терять голову и тщательно проверить, отвечает ли действительности информация о банкротстве. Это не трудно сделать с помощью специальных интернет-порталов, которые печатают списки стразовых компаний-банкротов. Если информация правдивая, надо неотложно связываться с компанией и начинать с ней переговоры.
Те автомобилисты, которые владеют страховым полисом формата ОСАГО, могут считать себя баловнями судьбы и не волноваться, так как процедура банкротства их страховой компании лично им ничем существенным не грозит. Дело в том, что по закону государство обязано содействовать им в возмещении вложенных денег, и такая денежная компенсация не просто предусмотрена, но и гарантированно будет выплачена.
Здесь клиентов посещает другая мысль, а именно куда обращаться. Эксперты утверждают, что нужно посетить ту же компанию, если она не сменила офис, не исчезла в неизвестном направлении. Но это не страшно! Если такое и случилось, надо прямым ходом идти в Российский союз автостраховщиков, который после банкротства принимает на себя, в соответствии с законодательством, все финансовые обязательства компаний по линии ОСАГО.
Обращение в РСА (Российский союз автостраховщиков) неминуемо, если водителю надо получить гарантированную законом компенсацию по страховке ОСАГО. РСА являет сбой некоммерческую организацию, которая занимается обязательным страхованием гражданской ответственности собственников автотранспорта. Действуя уже 16 лет, она доказала свою состоятельность, умение помогать автомобилистам при возникновении сложных страховых случаев.
РСА объединяет свыше 70 действительных, наблюдательных компаний и имеет филиалы (представительства) во многих регионах страны. Узнать, где они находятся в том или ином городе, поможет бесплатный телефон 8-800-200-22-75.
После официального объявления банкротства страховой компании начинается сложный процесс подачи ее клиентами заявлений о возмещении страховочных средств. Ключевую первоначальную роль здесь играют суды общей юрисдикции, обращаться в которые следует, если страховая компания закрылась. От решения этих судов во многом зависит, получит человек надлежащую ему страховую компенсацию или нет. Те, кому приходилось обращаться к ним с исками, хорошо знают, что их рассмотрение, с одной стороны, регламентируется соответствующими нормативными документами, а с другой – принимать иногда совершенно неожиданные повороты.
Всё это требует немалого терпения и времени, однако пройти этот этап необходимо для выполнения главной задачи – получить исполнительный лист.
Когда компанию объявили банкротом, потерпевшие граждане в течение одного месяца вправе выдвигать свои требования о том, чтобы им возвратили долги. В действие, по закону, вступает Арбитражный суд, которому надлежит выявить всех кредиторов и клиентов.
После чего ликвидационной комиссией будет оценено имущество, активы банкрота, и начнется их распродажа на аукционах. За счет вырученных средств и будут покрываться долги на основании исполнительных листов. Вот почему так важно сразу же после объявления компании банкротом обращаться в суд с пакетом всех нужных документов.
На практике вполне возможен такой случай, когда кто-то попадает в ДТП по вине другого водителя, но страховая компания обанкротилась, и возмещать ущерб пострадавшему некому. Тогда взыскание компенсации за поврежденный автомобиль или нанесенный здоровью ущерб с виновника ДТП проводится по решению суда.
В отличие от владельцев полиса ОСАГО куда сложнее придется после банкротства компании обладателям страховки КАСКО. В этом случае им необходимо оперативно подавать заявку на то, чтобы возместили деньги до объявления компании банкротом. Промедление здесь может иметь нежелательные финансовые потери. На первом этапе обращаться с заявлением надо в саму компанию, если её не лишили лицензии. Но если это уже произошло и у тех, кто выплачивает страховку людям, сделать это возможности или желания нет, придётся идти с исковым заявлением в суд.
Такие ошибки, естественно, возможны в силу разных причин и способны ущемлять именно лицо, пострадавшее от банкротства компании. Чтобы свести их вероятность к минимуму, рекомендуется предварительно обсудить все нюансы ситуации с опытным специалистом, лучше всего с юристом, профессионально работающим в страховой отрасли.