Причин, по которым автомобиль «теряет лошадей», может быть огромное множество. Как правило, только машина перестает «тянуть» в гору, это связывают с катушкой зажигания, неполадками работы сцепления, отсутствием компрессии и правильно делают. Правда, причин может быть куда больше, в чём и предлагаем разобраться далее. Ниже собрано несколько распространённых причин того, почему транспортное средство внезапно начинает «капризничать» на горках и предоставим рекомендации опытных водителей и мастеров СТО, что делать при их возникновении.
Одной из причин, почему машина не тянет в гору, может быть топливо низкого качества. И действительно, ту «жижу», которую предлагают заливать некоторые АЗС, страшно не только лить в бак, но и рядом находиться. Жидкость сомнительного происхождения часто разбавляют неизвестными реагентами. Угадать, какой бензин заливают в любимую «крошку» невозможно, если, правда, где-то в кармане не спрятана мобильная лаборатория, так что приходится надеяться только на удачу. Единственный показатель, который должен насторожить, – это подозрительно низкая стоимость предлагаемого топлива. Так что, если видите, что бензин на какой-то АЗС стоит дешевле, чем везде, не спешите заполнять им полный бак (да и не полный тоже), если не хотите «влететь» на капитальный ремонт мотора и, как минимум, топливного фильтра или бензонасоса.
Для нормальной работы движка нужна правильная топливная смесь, предусмотренная техническими характеристиками машины. Это необходимо для качественного поджига. Если она недостаточно поджигается, авто работает вполсилы, что может выливаться в виде «плавающих» оборотов или троении движка. Иногда силовой агрегат вообще может перестать заводиться. Так что внимательно следите за тем, чем заправляетесь, иначе проблемы не заставят себя ждать.
Ещё одна причина, почему машина плохо едет в гору, – это забитый воздушный фильтр. Если он загрязнён, то не способен пропускать воздух для возгорания топлива. Это приводит к значительному падению мощности мотора и к увеличению общего расхода бензина, дизеля или газа.
Дополнительной причиной является не столько загрязнение элемента, сколько используемые в нём материалы, а именно их качество. Практически каждый опытный водитель знает пару-тройку историй с участием дешёвых и некачественных фильтров, имеющих свойство рваться и попутно ломать поршневые кольца.
Проверить качество воздушного фильтра очень просто. Для этого нужно оценить его состояние под капотом. Если на нём видно большое количество грязи, значит элемент пора менять.
Загрязнённые или старые свечи зажигания – частая причина того, что машина теряет мощность при движении в гору. Регулярная их замена должна производиться раз в 20-30 тыс. км пробега. Если ранее водитель не поскупился и установил платиновые свечи, их ресурс увеличен до 100 тыс. км. Но и такие «монстры» однажды выйдут из строя.
Понять, что не функционируют свечи, поможет несколько показателей:
Указанные нюансы касаются выхода из строя свечи зажигания. Разобраться, какая неисправна, можно следующим образом:
Ещё одна причина, почему автомобиль может плохо ехать в гору, – это загрязнённый топливный фильтр. Он, как и воздушный, имеет свойство изнашиваться или загрязняться. Соответственно, если он не даёт в полной мере сгорать топливу из-за недостатка поступающего кислорода, то будет мешать нормальной подаче топливной смеси. Единственный способ устранения такой неприятности — обязательная замена элемента.
Менять его рекомендуют раз в 30-40 тыс. км для выносного типа и раз 100 тыс. км – для встроенного. Такая разница в цифрах обусловлена способом установки. Так, в последнем случае демонтаж фильтра подразумевает разборку бензонасоса, что в некоторых случаях также сопровождается снятием топливного бака.
Часто машина теряет мощность в гору при неисправности самого мотора и его банальном износе. Каждые 100 тыс. км мощность движка падает примерно на 10-15% и это нормальное явление, но, если потери кажутся чрезмерными, пора открывать капот и смотреть, что там происходит. Для этого проверяют компрессию.
Компрессия – это давление в каждом цилиндре, образующееся во время достижения поршня верхней мертвой точки. В каждом цилиндре она должна соответствовать значениям от 8:1 до 12:1 у бензиновых и от 14:1 до 23:1 у дизельных агрегатов. Каждый производитель может устанавливать и своё номинальное значение, так что лучше эту цифру уточнить в техническом паспорте. Замеряется компрессия компрессометром, который выглядит как манометр, крепящийся на трубке или соединяющийся с резиновым шлангом, оснащённым наконечником.
Делается это следующим образом:
То же самое необходимо повторить для всех цилиндров. Слишком низкая компрессия является показателем неисправности движка, так что, если водитель обнаружил у себя такую «неприятность», лучше не откладывая отправляться на СТО для поиска и устранения проблемы.
Эта причина связана с неправильной работой топливного насоса. Как правило, она вытекает из применения некачественного топлива с посторонними примесями. В результате элемент забивается, последствием чего также является снижение тяги. Чаще всего такая неприятность застает врасплох тех, кто любит ездить с небольшим количеством топлива в баке. В этом случае степень износа топливного насоса увеличивается, не говоря уже о потере герметичности топливной магистрали, которая также быстро выходит из строя.
Способ нивелировать проблему – заменить бензонасос и не экономить на количестве заливаемого топлива. Также ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы оно вообще заканчивалось и автомобиль заглох.
Загрязнение каталитического нейтрализатора или системы выхода выхлопных газов также станет неприятным сюрпризом при движении в горку. Вышедшая из строя магистраль удаления отработанных газов приводит к снижению количества «лошадок» у автомобиля.
В этом случае важно внимательно следить за состоянием элемента и не допускать его преждевременного выхода из эксплуатации. Сделать это можно путём регулярного посещения СТО для проведения диагностики.
Наконец, одной из наиболее банальных причин отсутствия тяги является езда на ручнике. Иногда водители забывают посмотреть, включён ли ручник, особенно если речь идёт о современных автомобилях, когда он представляет собой только одну кнопку с лампочкой. Правда в последнем случае на «приборке» загорается соответствующая лампочка, но не каждый автолюбитель-новичок может определить её значение.
При включённом ручнике не только автомобиль туго поднимается в гору, но ещё и происходит преждевременный износ колодок (они будут стираться о тормозные барабаны или диски) и подшипников колес. Также это способно привести и к другим неприятностям. Последнее зависит от скорости и продолжительности такого движения и способно полностью вывести из строя всю тормозную систему. Так что водителю следует помнить – ездить на ручнике себе дороже!
Теперь вы знаете, что делать, если машина не тянет в гору. Используйте представленные рекомендации и вовремя проводите диагностику всех систем автомобиля. А если нашли хоть одну из указанных проблем, сразу же обращайтесь за помощью к мастерам на станцию технического обслуживания автомобилей.