Автомобиль, хоть и является неодушевлённым средством передвижения, так же как и человек, имеет паспорт, который удостоверяет его существование. Каждый автовладелец знает, что техпаспорт – это основополагающий документ, который водитель машины должен иметь для законной эксплуатации авто, предъявлять его сотрудникам исполнительных органов на дороге по требованию. Ранее это было единственное удостоверение, которое позволяло на законодательном уровне эксплуатировать машину, однако, с годами ситуация изменилась, к техпаспорту добавилась бумага, называемая свидетельством транспортного средства. Эта ситуация немного запутала даже опытных автовладельцев, некоторые не понимают смысла выдачи двух аналогичных по названию и назначению удостоверений, их функциональной значимости и различия. В этой статье попробуем разобраться, что собой являют эти документы, с юридической точки зрения, в чём заключается различие между ними, и есть ли необходимость иметь с собой обе спецификации при каждодневном эксплуатировании авто, или же достаточно предъявлять правоохранителям порядка на дорогах один из отчётных элементов.
С целью разобраться в функциональном значении документов и их отличиях, необходимо изначально уяснить для себя, что такое ПТС и СТС автомобиля, понятие законодательного смысла которых предопределяет потребность в их получении и дальнейшей эксплуатации. Изначально необходимо знать, что оба документа выступают идентификаторами строгой подотчётности, изготавливаются на специальных, заверенных бланках, оснащённых разноуровневыми защитными элементами. Паспорт средства передвижения, независимо от его категории и классовой принадлежности, в нынешнее время, как и много лет назад, выступает главным документом, содержащим информацию о технических параметрах машины, её модели, индивидуальных идентификаторах, цвете, хронологии владения. Технический паспорт автоматически присваивается машине на заводе-изготовителе, поставляется покупателю в комплекте, при условии приобретения средства передвижения через официальных поставщиков. Когда приобретаемое средство имеет экспортное происхождение, техдокументация оформляется в таможенных структурах, а если автомобиль подвергается серьёзной модификации, организация, осуществляющая переоборудование, должна потребителю выдать обновлённый паспорт установленного законодательством образца. Во избежание путаницы с документацией, ПТС нумеруются в установленном нормативными правилами порядке, каждый бланк имеет индивидуальную шифровку, являющую собой серию и номер. Важнейшими пунктами в бланке выступают следующие информационные данные:
Техпаспорт причисляется к первостепенным документам автовладельца, позволяющим осуществлять юридические операции с собственностью, а именно зарегистрировать, реализовать, сдать в пользование, утвердить заём или лизинг. СТС, что интерпретируется как свидетельство транспортного средства, является не менее важным документом, выдаётся владельцу машины непосредственно органами ГИБДД при постановлении автомобиля на учёт. Оформляется документ автовладельцем в период, составляющий десять дней после приобретения движимого имущества.
Основанием для оформления СТС выступают бумаги, выданные покупателю при совершении сделки купли-продажи и паспорт приобретённой машины. После заполнения заявления клиентом, проверки документов уполномоченными лицами, сверкой информации с базами данных и согласованности всех нюансов на присутствие несоответствий, автовладелец получает регистрационное свидетельство, выданное непосредственно на собственника авто. Свидетельство содержит данные, которые дублируются из ПТС, а также актуальную информацию о фактическом владельце машины. Его регистрация и оформление происходит согласно внутреннему приказу МВД России «О порядке регистрации транспортных средств», с порядковым номером 1001, регламентирует возможность отслеживания численности и специфики продаж движимого имущества, создания актуального реестра собственников машин.
Представленная информация свидетельствует о том, что каждый из документальных бланков содержит дублирующиеся сведенья о машине и владельцах. Возникает адекватный вопрос, если информационное сходство насколько велико в документах ПТС и СТС, в чём разница тогда между этими бланковыми формами законодательного образца? Рассмотрим дальше подробно принципиальные отличия документальных форм, заключающиеся в информационном, правовом и функциональном характере. Главные отличия ПТС и СТС заключается в следующем:
Рассмотрев специфические признаки документов и их принципиальные отличия, можно перейти к поиску ответа на вопросы, стоит ли возить паспорт и свидетельство регулярно с собой, чем обернётся отсутствие хоть одного бланка при проверке машины на дороге работниками ГИБДД для автовладельца, можно ли ездить по ПТС вместо СТС и в каких ситуациях. Исходя из сферы использования документов и анализа законодательных основ, предъявление паспорта является необходимым только в ситуациях, предусматривающих действия, связанные с прерогативами обладания средством передвижения или же регистрационными операциями. Соответственно, закон не обязывает автовладельца предъявлять документ структурам ГИБДД при плановых проверках, что позволяет ездить без ПТС. Согласно правовым обязательствам, непременными для предоставления сотрудникам ГИБДД является полис ОСАГО и СТС. Отсутствие свидетельства у автовладельца, при передвижениях по дорогам общественного значения предусматривает административное наказание, которое в 2018 году предопределяется штрафом с минимальной суммой пятьсот рублей и изъятием автомобиля до полного решения вопроса путём его эвакуации на штрафную площадку. Соответственно возить с собой постоянно техпаспорт на транспортное средство и свидетельство нет необходимости, в наличии у автовладельца непременно должно присутствовать СТС, а ПТС лучше хранить дома, во избежание его утери.
Вопрос, можно ли ездить с ПТС вместо СТС, если в силу ряда определённых факторов свидетельство у водителя отсутствует, имеет не столь однозначный ответ. Зачастую такая ситуация подразумевает фразы водителя «забыл» дома или «потерял». Факт забытого дома или потерянного документа не снимает с владельца ответственности, автоматически считается, что этого документа нет в наличии – за это предусматривается штрафное наказание. Даже в случае потерянного регистрационного документа в дороге, водителю будет намного дешевле вызвать эвакуатор, транспортировать машину на стоянку или в гараж и начать эксплуатировать её исключительно после восстановления документации. Несмотря на такие конкретные обязанности и права водителя, имеются и некоторые исключения из правил. Например, положительный ответ на вопрос, можно ли использовать ПТС вместо СТС, законодательство предусматривает в десятидневный срок после приобретения транспортного средства. В этот период владелец имеет право пользоваться машиной, однако, обязан оформить свидетельство, зарегистрировав имущество в обусловленный законом отрезок времени в МРЭО. Если машина будет остановлена инспекторами до истечения этого срока, водителю достаточно предъявить ПТС и документ, подтверждающий, что средство приобретено не более десяти дней назад.
Соответственно, правомерной и допустимой с юридической позиции является езда исключительно по СТС, но, при намерении осуществить длительную поездку, с пересечением границ области или региона, ПТС также желательно брать с собой. Проблематика заключается в следующем: неприятности у владельца машины могут возникнуть в случае непредвиденных ситуаций на дороге, таких как ДТП, от которых стопроцентно не может быть застрахован ни один, даже самый опытный и осторожный водитель. При потребности в технической экспертизе, например, при аварийной ситуации, ПТС является документом, обязательным к предъявлению. И ещё один нюанс: стоит воздерживаться от приобретения использованных автомобилей на вторичном рынке, которые реализуются без ПТС или по дубликату паспорта. Дубликат мог быть получен путём мошеннических манипуляций, что грозит владельцу вместе с покупкой транспорта получением проблем с легализацией машины, или же опасностью купить авто, находящееся в залоге.
Автомобиль, как и другое дорогостоящее имущество, требует к себе ответственного отношения, особенно в плане легализации и оформления на него подтверждающей собственность документации. Важнейшими документами на машину являются СТС и ПТС, позволяющие распоряжаться средством передвижения по своему усмотрению и активно его эксплуатировать. Отличаются бланки не только визуально, но и функционально, потому каждый владелец должен понимать, когда и при каких обстоятельствах нужен тот или иной документ, или их комбинация, во избежание проблем с законом. Эта статья позволяет разобраться в нюансах применения документов, их отличительных признаках, что поможет избежать проблем с законом, эксплуатировать своё транспортное средство легально и без опасений.