Автомобильный коммутатор – это устройство, которое даёт искру в системе зажигания автомобиля. Он является частью электрического оборудования двигателя. В его состав входят всего два провода и блок. Однако, это достаточно важный и ответственный элемент.
В состав данного устройства входят следующие специальные элементы:
Для установки и настройки коммутаторов системы зажигания следует чётко знать, из чего она состоит.
Главное назначение коммутатора в системе автомобильного зажигания – подача искры в блоке зажигания.
На автомобилях с газобаллонным оборудованием он также служит для определения зажигательных компонентов: производит регулировку угла опережения зажигания в процессе переключения на использование метана.
На некоторых транспортных средствах (ВАЗ 2106 и 2107) возможно совмещение этой системы с электронным блоком управления двигателя. Тогда он находится около преобразователя или сверху распределителя зажигания (трамблёра). Также он может располагаться отдельно на площадке из металла: преимущественно на перегородке, которая имеется под капотом, либо на крыле. Есть также модели, где он находится ниже лобового стекла в моторном отсеке (Ауди, Германия).
Чтобы понять, как работает коммутатор зажигания, следует охарактеризовать схему функционирования этой системы. Коммутаторы современных автомобилей включают в себя такие детали как транзисторы, свечи, датчики. Применение его возможно в тиристорном или гибридном зажигании. Управление электрическими импульсами производится автоматически. Такой принцип работы коммутатора позволяет:
После того как автомобильный двигатель стал оснащаться датчиком Холла, появилась возможность контролировать деятельность двух и более преобразователей.
Более того, каждая свеча зажигания стала снабжаться комплексом коммутатора с катушкой. Благодаря этому устройству появилось немало существенных преимуществ. Ввиду этого устройство улучшилось:
Принцип работы коммутатора системы зажигания выглядит следующим образом. Прежде всего, конструкция проверяет положение коленвала автомобильного мотора. После этого датчик Холла собирает показания о том, как в цилиндрах располагаются поршни. Затем он отправляет импульс на коммутатор. Происходит увеличение сигнала, он достигает показателя 12 Вт, когда принимается катушкой. Это позволяет снизить силу тока, напряжение одновременно с этим увеличивается.
Коммутация имеет вполне определённое назначение. Оно заключается в повышении импульса. Основным действующим элементом коммутатора является индуктивный датчик. Он имеет три вывода. Процесс начинается с вхождения в зону датчика пластины из металла. Как только это происходит, ток начинает генерировать. Затем осуществляется подача напряжения к входу коммутатора. Там импульс становится ещё сильнее и далее проходит к преобразователю.
Установка системы зажигания — достаточно сложный и ответственный процесс. Любые, даже самые мелкие нарушения сведут на нет все усилия. Очень важно правильно подобрать транзисторы. Они могут быть с виду совершенно одинаковыми. Однако, вполне возможно, что их характеристики окажутся различными.
Когда в замке зажигания осуществляется поворот ключа, первичная обмотка катушки получает подачу напряжения (оно составляет 12 В). В результате этого появляется электромагнитное поле. Коленчатый вал начинает вращаться. В мёртвую верхнюю точку (МВТ) выходит один поршень. Коммутатор получает сигнал от электрического датчика Холла. Он ненадолго разрывает имеющуюся связь между катушкой и аккумуляторной батареей или генератором, которые являются источниками напряжения. Когда цепь разрывается, возникает импульс (показатель его напряжения находится в пределах от 20 до 24 кВ) в обмотке катушки (вторичной). Он передаётся на бегунок распределителя зажигания – трамблёр – через провод большого сечения.
Этот бегунок имеет подвижный контакт, который передаёт импульс к свече – той, где в МВТ вышел поршень. Сильная искра пробегает между контактов. И в камере сгорания топливо, смешанное с воздухом, воспламеняется. Далее шестерёночная передача приводит в действие распределительный вал, который связан с коленчатым. После движения другого поршня по направлению к МВТ происходит поворот вала и соединение другой свечи с подвижным контактом. Из датчика Холла вновь поступает сигнал, в результате чего повторяется цикл образования искры.
Основные виды коммутаторов – DС DI. и АС DI. Больше распространены первые. В них имеются датчик Холла, отдельные выходы к катушке, которые работают лишь при условии высокого напряжения, обеспеченного от внешнего источника, а также контактные группы с плюсом и минусом. Второй тип – простые, небольшие устройства с высоковольтным генератором.
Кроме этой классификации, коммутаторы подразделяются также по особенностям функционирования:
Известно несколько разновидностей автомобильных коммутаторов. Первый из них – электронный, или микропроцессор, который имеет транзитные ключи. Он увеличивает силу тока. Это достигается путём понижения нагрузки на соединения. Электронная система стимулирует отдачу двигателя на повышенных оборотах, а также улучшает процесс наполнения цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
Второй тип – гибридные коммутаторы. Они отличаются тем, что в них имеется также кулачковый трамблёр, являющийся механическим элементом. Устройство содержит, помимо коммутатора, ещё и катушку. Это надёжный и удобный узел. Если почему-либо свитч выйдет из строя, есть возможность задействовать преобразователь с бегунком.
Третий тип – бесконтактные коммутаторы, имеющие транзисторы. Они популярны ещё с 80-ых годов прошлого века, когда стали широко использоваться вместо контактных систем. В те времена от других коммутаторов они отличались значительно большей эффективностью.
Четвёртый тип – двухканальные коммутаторы. Это усовершенствованная бесконтактная система зажигания, отличающаяся повышенной энергией искры благодаря наличию дополнительных катушек. Крышка в ней является лишь защитной деталью, бегунок и уголёк не используются, поэтому выгоранию такая система не подвержена.
Самый очевидный показатель неисправности коммутатора зажигания – это отсутствие искры в системе зажигания. В работе мотора отмечаются перебои, двигатель запускается с трудом. Но чтобы решить, нужно ли менять элемент, следует убедиться, что проблема именно в неисправности коммутатора зажигания. Такие признаки могут наблюдаться и при недостаточном уровне контакта соединений проводки, разрыве ремня газораспределительного механизма и др. Непременно следует определить показатель напряжения на выходе датчика Холла мультиметром (оно не должно превышать 0,4 В). Рекомендуется проконсультироваться со специалистом о том, как проверить коммутатор зажигания.
Возникали ли у вас проблемы с коммутатором системы зажигания? Как вы решали проблему? Понятные ли вам принципы работы устройства? Оставляйте свои комментарии с вопросами в форме ниже, мы постараемся на них ответить.