В чём заключаются особенности полного привода Quattro

Зарубежные автопроизводители уже давно сделали эталоном систему полного привода Quattro. Она предусматривает постоянную передачу крутящего момента между всеми четырьмя колесами транспортного средства. Конструкцию инженеры позаимствовали у внедорожников. Итог оказался отличным – машины, где использовалась система Quattro, получали превосходные динамические характеристики даже на шоссе или в городе.

Audi Quattro 1980–1991
Audi Quattro 1980–1991

Как это работает

Принцип работы заключается в наиболее эффективном распределении мощности пробуксовки колес. Датчики антипробуксовки регулярно передают информацию об угловых скоростях вращения. Если одно из колес разгоняется слишком резко, головной блок автоматически притормаживает виновника.

Одновременно с этим запускается блокировка дифференциала. Излишний крутящий момент передаётся колесу с лучшим сцеплением. Таким образом полноприводные иностранцы стартуют на любом покрытии без лишней пробуксовки. Алгоритм взаимодействия совершенствовался в течение десятилетий, принеся в итоге надежность и скорость.

История

Первопроходцами в отрасли была немецкая компания Volkswagen. Именно они создали прототип внедорожника Iltis. В ходе испытаний машина показала предсказуемость управления на скользкой дороге и бездорожье.

Полный привод Quattro
Полный привод Quattro

Накопленный опыт одолжил конкурент народного автомобиля – концерн Audi. В начале восьмидесятых годов полный привод внедрили в автомобиль Audi 80. С тех пор Quattro регулярно побеждала на автогонках европейского и мирового уровней. Система постоянно совершенствовалась. На текущий момент выпускается уже шестое поколение. Ниже приводим основные вехи развития системы:

  • I поколение характеризовалось межосевыми дифференциалами свободного типа с принудительной механической блокировкой. В 1981 году после модернизации механика уступила место пневматике.
  • Изменения во втором поколении коснулись дифференциала. Свободная межосевая конструкция сменилась самоблокирующейся моделью повышенного трения от Torsen. Её особенность выражалась передачей половины мощности крутящего момента на колесо с лучшим сцеплением, а при пробуксовке на ось приходилось уже до 80% крутящего момента. Задний дифференциал разблокировался при переходе скорости за отметку 25 километров в час. Впервые появилось в 1987 году на новом поколении автомобилей Audi 80 и Coupe
  • III поколение переместило самоблокирующийся вал с передней на заднюю ось, а управление всей системой и подача момента кручения на буксующие колеса взяла на себя электроника. В зависимости от условий примитивный по нынешним меркам бортовой компьютер регулировал работу многодисковой муфты, межосевого и переднего свободного дифференциалов. Первопроходцем и единственной моделью с использованием этого поколения стала V
Ауди Quattro
Ауди Quattro
  • IV поколение появилось в 1995 году. Одновременно появляется улучшенный вал Torsen Type Степень передачи мощности на одну ось здесь немного ниже. Система электронной блокировки отвечает исключительно за свободные дифференциалы.
  • На пятом поколении уже засветился несимметричный привод Torsen Type Сателлиты теперь располагаются параллельно ведущему валу. Подобно предыдущему поколению процент на нормальных условиях составляет 40/60. Но система управления ESP способна передавать полностью крутящий момент на слабую ось, избегая пробуксовки.
  • Крайнее шестое поколение Quattro стало самым радикальным. Немцы отказались от сотрудничества с Torsen, заменив его собственным валом без потери характеристик при различных условиях. По сравнению с предыдущими поколениями приводы компактнее, весят меньше и проще вовлекают электронику в работу.

В 2016 году на конвейер вышла новая версия фирменной системы полного привода Quattro Ultra. Некоторые автосайты относят ее к седьмому поколению. Но реально ультра – кардинально другая схема. Главное отличие – вторая муфта. Если в традиционной системе муфта многодисковая и ответственна за все дифференциалы, то здесь одна расположена на выходном валу и постоянно принимает масляную ванну. В зависимости от мощности работает от 5 до 7 фрикционных дисков, которые подвергаются давлению со стороны электроактуатора по решению блока электроники.

2010 Audi Quattro
Audi Quattro 2010

Вторая муфта кулачкового типа расположена на заднем дифференциале. За ее работу отвечает электромоторчик. В активном режиме он размыкает муфту и отключает правую полуось. Если же питание отключить, то ее зажмут пружины с преднатягом.

Состав

В современную систему входят такие элементы:

  • Механическая, автоматическая или роботизированная коробка передач.
  • Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом в едином корпусе.
  • Главная передача внутри блока заднего дифференциала.
  • Карданная передача от центрального дифференциала к ведомым осям.
  • Дифференциалы передней или задней оси с электронной блокировкой.

Плюсы и минусы

Конструкция гарантирует высокую надежность управляемости и динамических характеристик транспортного средства. Но при этом требования к расходу топлива и условиям эксплуатации значительно возрастают. К минусам относят и высокую стоимость ремонта узлов при выходе их со строя.

Завершение

И хотя технология принадлежит Audi, Quattro стала толчком развития полноприводных моделей европейских и американских брендов. Популярные бренды стараются не уступать родителю, перенимая лучшие стороны технологии Quattro. Но каждый полноприводный автомобиль всё равно получается уникальным. Ведь полностью перенять технологию нельзя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: