Последние исследования показали падение интереса молодёжи к вождению. Причины как экономичные, так и инфраструктурные. Главное – сейчас все больше ценят пунктуальность и продуктивность, чего нельзя сказать о личном транспорте – он легко может встать на светофоре в многокилометровую пробку. В городах автомобилистов постоянно утесняют, отдавая целые полосы общественному транспорту. Пропускная способность дорожной сети постепенно снижается, несмотря на активные реконструкции.
На рубеже первых десятилетий нового века и тысячелетия государство активно инвестирует в улучшение транспортной доступности районов с административными центрами регионов, не исключая столицу. Только за 8 месяцев 2019 года в Москве открыто 8 станций метро, а в ноябре запустят центральные диаметры, которые разгрузят вылетные магистрали Белорусского, Савеловского, Курского, Рижского направлений. Аналогичная работа ведётся и в других мегаполисах.
Но главные аргументы молодёжи – автомобиль дорого обслуживать. Так ли это на самом деле? Давайте разберёмся.
За основу возьмём легковой автомобиль среднего класса стоимостью в 1 миллион рублей не ранее 2019 года выпуска. Средний срок эксплуатации примерно 5 лет. Процентные ставки, величина инфляции актуальны на середину сентября 2019 года. Данные взяты с сайтов:
Итак, 23-летний парень или девушка из пригорода Москвы приобрели лифтбек Skoda Rapid в комплектации Ambition с 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 110 сил без дополнительных опций. Стоимость машины — 1 миллион 10 тысяч рублей. Сразу таких денег у вчерашнего выпускника нет, поэтому наш клиент оформляет автокредит на 5 лет.
Сумма ежемесячного платежа, которую он готов отдавать, 26 000 рублей – треть заработной платы офисного работника на начальном этапе. Предположим также чистую кредитную историю – раньше он не имел дела с кредитами. В анкете нужно прописать и образование – высшее оконченное. В итоге одобрена процентная ставка 10% годовых – программа Автокредит.
Вбив данные в калькулятор, получаем переплату в 15% стоимости машины. Но зато ежемесячный платеж составит 19 314 рублей. На деле он может колебаться в зависимости от инфляции примерно на 3,8% годовых. Но за год выплаты по кредиту аннуитетными платежами составят 231 744 рубля.
Теперь необходимо оформить страховку. Наш клиент сумел отбиться от навязанной страховки автосалона по драконовским тарифам, а нашёл самостоятельно.
Первый ключевой полис – ОСАГО. Он покрывает риски и расходы на ликвидацию последствий ДТП. То есть молодой водитель даже с небольшим стажем защищён от неприятностей на дорогах. Срок действия полиса всегда 1 год. В нашем случае полис обойдётся в 17 500 рублей в год или 1 458 рублей в месяц. Приятный бонус – при условии положительной водительской истории, начиная с 3 года стажа, стоимость полиса начнёт существенно снижаться.
Ещё одна статья расходов на автомобиль – это защита от угона или порчи транспортного средства – так называемое КАСКО. Стоимость его варьируется в зависимости от наличия противоугонных средств, возраста, семейного положения водителя и ряда других факторов. При длительности полиса в год ежемесячный расход составит 3 000 рублей для кредитного авто на открытой площадке хранения. Если же машина ночует на охраняемой стоянке, то стоимость может уменьшиться на порядок.
Среднестатистический офисный работник приезжает из пригородов в округе 30 километров от черты крупного города плюс ещё до 15 км. едет до офиса. Итого в будни авто наматывает 1 800 километров. Добавляем ещё 800 километров пробега выходных и получаем километраж 2 600 км., а при возможности съездить домой в обеденный перерыв – 4 400. При среднем расходе топлива 6,1 л. на 100 км. водитель тратит около 158 литров в первом случае и 268 литров во втором. При худшем раскладе при средней цене 95 бензина 43 рубля общие траты составят 11 524 рубля.
Всё больше городов переходят на платную парковку. В спальных частях тариф обычно 40 рублей в час, а в центре на загруженных магистралях – доходит до 200. Водитель имеет право воспользоваться резидентными абонементами для парковки по месту жительства за 4 000 рублей ежемесячно, что существенно ниже стандартного тарифа. Если же парковаться у офиса в центральной зоне, то добавьте сюда 32 000 рублей в месяц. Итого — 36 000 рублей.
Ещё с полтора десятка тысяч рублей в месяц может уйти на поддержание авто в рабочем состоянии – запчасти, технологические жидкости и сервисные услуги. Об эффективности таких мер судить не будем, ведь даже в официальных сервисах возможны некачественные услуги.
Если сложить всё вместе, то расходы на содержание нового авто составят 54 тысячи рублей в месяц чистыми. У молодого человека остаётся на жизнь чуть больше 20 тысяч рублей, чего без дополнительных доходов будет явно не хватать. Но с каждым годом сумма на поддержание работоспособности железного коня будет расти, а автомобиль будет стремительно дешеветь. За 5 лет его остаточная стоимость не покроет всех вложений, если, конечно, модель не станет эксклюзивной или не примет участие в съёмках киношедевра.
Персональный автомобиль необходим любителям комфорта или же при регулярной работе в транспортной сфере. А если не предвидится затаривание продуктами, дальних поездок, лучше вместо машины купить квартиру или инвестировать деньги в собственное дело.