Вряд ли стоит много говорить о стоянии российских дорог. Если вы собрались попутешествовать по бескрайним просторам нашей страны, следует загодя приготовиться к тому, что, выехав за пределы городской территории, вы столкнётесь с тем, что автомобильной дорогой можно назвать с известной долей условности. Европейский или американский автовладелец при покупке автомобиля вообще не обращает внимания на то, каким расстоянием до крайней нижней точки днища характеризуется конкретное транспортное средство. В России дорожный просвет автомобиля – один из важных параметров, часто оказывающий непосредственное воздействие на покупательский выбор. Нередки ситуации, когда новенький, только что привезенный из салона автомобиль, оценивают именно по его клиренсу. И пренебрежительное высказывание «Низкая!» в адрес машины с небольшим дорожным просветом часто звучит как приговор. Насколько важна величина этого параметра для отечественных автовладельцев и можно ли самостоятельно её изменять, мы и попробуем описать с максимальным вниманием ко всем сопутствующим нюансам.
Отечественный ГОСТ по этому поводу говорит следующее: клиренс – это расстояние между дорожной (опорной) поверхностью и наиболее низкой точкой транспортного средства, расположенной в его центральной части. Под последним термином понимается область пространства между равноудалёнными от внутреннего края колёс плоскостями, расположенными параллельно продольной осевой линии автомобиля. Для большинства обычных автомобилистов столь сложное определение практически ни о чём не говорит, специалисты же считают его не совсем корректным. Автопроизводители (и зарубежные, и отечественные) также не спешат высчитывать, где расположена пресловутая центральная часть. На практике под клиренсом понимают расстояние от плоскости земли до наиболее низко расположенной точки автомобиля в районе его днища.
Основная проблема заключается в том, что определить эту точку не всегда просто. В современном автомобиле днище весьма далеко от абсолютно ровной поверхности: из-за дефицита свободного пространства, а также в силу оборудования всё машины новыми системами здесь можно наблюдать нагромождение различных узлов и деталей, от компонентов подвески до элементов силового агрегата, от системы выхлопа до запасок. Всё это может находиться на различном расстоянии от дорожного покрытия, но каждый из таких узлов характеризуется способностью контактировать с неровностями дорожного полотна. Так что, строго говоря, связывать понятие клиренса с одной, наиболее низко расположенной точкой было бы не совсем корректно. Клиренс в машине обычно измеряется в сантиметрах, и высоту дорожного просвета, указанную в техпаспорте, можно измерить и самостоятельно, воспользовавшись обычной рулеткой. Проблема в том, что автопроизводители не указывают в мануалах, какая часть автомобиля расположена ниже всех остальных. Так что технология подобных измерений может существенно различаться от модели к модели.
Мы поговорим об этом немного позже, а пока заострим внимание на том, что клиренс автомобиля – столь же существенная его характеристика, как и габариты. Во всяком случае, он оказывает непосредственное влияние на такие показатели транспортного средства, как манёвренность, проходимость, устойчивость. На многих авто самой нижней точкой является глушитель или резонатор. На внедорожниках практикуется прикрепление запасного колеса к днищу, и в этом случае именно оно будет отправной точкой для измерения дорожного просвета. В этом же качестве могут выступать передний бампер, отдельные элементы отсека силового агрегата. Как видим, клиренс зависит от индивидуальных особенностей конструкции конкретной модели.
Величина клиренса и является тем параметром, который принимается во внимание при классификации этой характеристики:
Многие водители полагают, что клиренс является единственным важным параметром, определяющим проходимость автомобиля. В действительности такая точка зрения далека от истины. Если внимательно присмотреться к описаниям автомобилей, то часто можно увидеть термин «геометрическая проходимость». На него редко обращают внимание, поскольку слабо представляют себе, что он означает. Между тем этот показатель столь же важен, как и дорожный просвет. Во всяком случае, нередки ситуации, когда автомобиль с высокой геометрической проходимостью с лёгкостью преодолевают те препятствия, которые не по плечу машинам с клиренсом, относящимся к категории больших. Дело в том, что преодоление возвышенностей и ям зависит и от формы переднего обвеса, а не только от того, насколько высоко они возвышаются над землёй. В частности, обладатели достаточно длинного, выходящего далеко вперёд бампера автомобили даже при наличии большого клиренса могут испытывать серьёзные затруднения при проезде препятствий. И такими обвесами характеризуются не только обычные легковушки, но иногда и внедорожники.
Классический пример – Cadillac Escalade, для которого даже заезд на эвакуатор сопряжён с большими трудностями. Угол продольной проходимости принадлежит к той же категории показателей, указывая на максимальное значение угла в градусах, под которым возможен беспрепятственный проезд авто со склона на горизонтальную поверхность (и наоборот) без задевания дороги какой-либо частью машины.
Автомобили, обладающие большим дорожным просветом и увеличенной базой – пример того, что угол продольной проходимости не менее важен, чем клиренс. Для них обычный съезд с дорожного (тротуарного) бордюра может оказаться большой проблемой. Для мегаполисов, где всегда существует дефицит свободного пространства, возможность парковки на тротуаре часто является жизненной необходимостью. Поэтому достаточный клиренс должен грамотно сочетаться с вышеуказанными характеристиками.
В частности, автомобилям, у которых расстояние между передними и задними колёсами невелико, не страшен и малый клиренс. За примером далеко ходить не нужно: Пежо 107, этот городской «коротышка», при клиренсе всего 15 см имеет колёсную базу 230 см. что позволяет ему легко преодолевать достаточно глубокие ямы и столь же высокие бугры без неприятных последствий для днища. Примером противоположного толка может служить ВАЗ-2131. В отличие от прототипа, классической «Нивы», которой нипочём российское бездорожье, удлинение базы на 50 см привело к тому, что машина довольно часто цепляет брюхом дорожные неровности. Так что далеко не всегда высокий внедорожник будет лучше, чем обычный легковой автомобиль – всё зависит от геометрии машины.
Вывод из вышесказанного следующий: хотя клиренс автомобиля считается очень важным параметром, при покупке машины обращать внимание на него нужно, но только в совокупности с другими свойствами, характеризующими проходимость транспортного средства. Важно также заранее знать, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль. Отметим, что большая часть отечественного автопарка – это отнюдь не внедорожники, кроссоверы и паркетники. И если в вашем автомобиле клиренс небольшой, это отнюдь не означает, что вы обязательно от этого пострадаете. Знание особенностей конструкции авто и аккуратное вождение – залог того, что вы не столкнётесь с проблемами, заставляющими жалеть о недостатке дорожного просвета.
Во многих случаях бампер автомобиля и является той частью, которую следует принимать во внимание при измерении дорожного просвета. Измерение клиренса автомобиля в этом случае не представляет больших сложностей. Приведём типичные размеры просвета между земле и бампером в зависимости от типа транспортного средства:
Нередко можно встретить авто с бампером, по нижнему периметру которого видна «юбка», несколько выступающая вперёд и вниз. Как правило, она отличается от цвета основного бампера и устанавливается в качестве своеобразного «предохранителя», принимая на себя все наезды на препятствия. Обычно такие микроаварии сопровождаются характерным треском, пугаться которого не нужно – такая «юбка» защитит ЛКП остального бампера. Заменить её не составит труда, окрашивать её тоже не нужно, стоимость такой детали относительно невелика. Разумеется, клиренс при наличии такого элемента уменьшается на несколько сантиметров, но подобным значением можно и пожертвовать ради сохранения целостности самого бампера. Ведь его замена в случае наезда или столкновения с препятствием обойдётся вам намного дороже. Лучшим же способом избежать подобных неприятностей является монтаж парктроника, причём устанавливать датчики желательно как можно ниже.
При отсутствии вышеуказанной «юбки» на бампере или другого обвеса самой низкой точкой автомобиля может стать поддон картера силового агрегата, вернее, элемент, называемый защитой картера. В подкапотном пространстве наверняка имеются и другие элементы, сильно выступающие вниз. Например, детали рулевого управления или отдельные узлы подвески. Но обычно их площадь поверхности пренебрежительно мала по сравнению с поддоном, что существенно уменьшает вероятность их повреждения. Да и стоимость их ремонта сравнительно невелика, чего не скажешь о поврежденном поддоне картера. Средние значения клиренса в районе поддона:
Некоторые любители езды по бездорожью сознательно снимают штатную защиту силового агрегата, увеличивая просвет в этом месте на несколько сантиметров, но подобный шаг чреват крупными неприятностями – пробоем днища поддона при попадании камня или образованием вмятины при наезде на препятствие, которая может закупорить маслоприёмную трубку. Так что лучше от защиты не отказываться. Впрочем, пластиковая конструкция, устанавливаемая на некоторые бюджетные модели, играет скорее декоративную роль, чем защитную. Хотя, конечно, от пыли и грязи она защитит, но даже не слишком твёрдое препятствие (например, ком засохшего грунта) может повредить такую защиту. Металлическая защита или деталь, выполненная из углепластика, уже в состоянии противостоять большинству возможных дестабилизирующих факторов. Еще большей прочностью характеризуется карбоновая защита, но автопроизводители редко её устанавливают по той причине, что при лобовом столкновении на большой скорости двигатель может выдавить в салон, вместо того, чтобы упасть вниз при менее прочном материале изготовления защиты поддона картера.
Чтобы определить клиренс автомобиля в районе поддона картера, заезжать на подъёмник не обязательно – в большинстве случаев достаточно просто лечь на землю. Но если передняя часть автомобиля успешно преодолела препятствие, это не означает, что опасность миновала. На днище автомобиля по всей его длине крепятся элементы системы выхлопа, которые точно так же могут стать объектом воздействия частей неровного дорожного полотна. В конце концов, зацепиться за камень можно и топливным баком, и обычно расположенным около него адсорбером. У заднеприводных автомобилей наибольшая опасность получения повреждений приходится на карданный вал, а также на выступающую часть заднего редуктора (дифференциала). Поэтому так важно тщательно изучить днище своего авто, для чего потребуется установить его на подъёмник или эстакаду. В этом случае измерение клиренса усложняется, поскольку непосредственно под изучаемым элементом дорожного полотна не будет. Тем не менее, знание «анатомии» своего транспортного средства наверняка окажет вам хорошую службу, позволяя направлять автомобиль при возникновении препятствий таким образом, чтобы минимизировать вероятность что-то повредить.
И все же для многих автовладельцев проблема малого дорожного просвета не даёт спокойно спать, заставляя изыскивать способы увеличения клиренса. В большинстве случаев для её решения достаточно аккуратной езды, но встречаются и объективные причины, заставляющие заниматься увеличением ДП:
Некоторые автомобили изначально комплектуются пневматической подвеской, позволяющей изменять дорожный просвет. Обычно это делается в автоматическом режиме, но на возрастных авто приходится производить эту операцию вручную. Для всех остальных имеет смысл рассмотреть наиболее употребительные способы самостоятельного увеличения дорожного просвета.
Этот способ поднятия величины клиренса автомобиля нельзя назвать самым эффективным, однако с точки зрения стоимости он самый доступный. И если вы не причисляете себя к числу продвинутых автомобилистов, но хотите выполнить эту операцию без сторонней помощи, то это самый оптимальный вариант, не требующий особых знаний и навыков. Скажем, если заводские колёса имеют размерность 205/60 R16, достаточно приобрести комплект резины с характеристиками 215/65 R16. Эти же шины можно установить вместо стандартных с размерами 195/60 R15. таким образом можно поднять машину на несколько сантиметров, что, в целом, явно мало. К тому же далеко не всегда монтаж покрышек большего диаметра увеличит дорожный просвет. Дело в том, что многие шины характеризуются низкопрофильностью, то есть уменьшённым расстоянием от кромки резины до протектора. Купив такой комплект, вы рискуете добиться противоположного результата – уменьшения клиренса. Данный способ обладает целым рядом недостатков:
Это второй по простоте исполнения метод приподнятия клиренса машины. По крайней мере, его использование не требует внесения изменений в конструкцию ТС. Однако при этом следует принимать во внимание как размеры колёсной арки, так и диаметр ступицы. Разумеется, новый диск должен быть совместим со старым по расположению крепёжных отверстий. Вполне может случиться так, что для вашего автомобиля подходящих дисков в продаже просто не окажется. Достоинства и недостатки здесь практически те же, что и при увеличении диаметра шин. К этому можно добавить большую стоимость данной процедуры, поскольку приобретение дисков с увеличенным диаметром делает невозможным использование старых покрышек.
Если исходить из стоимости, то данный способ будет вне конкуренции, хотя и здесь есть нюансы, поскольку эти элементы могут изготавливаться из разных материалов. С точки зрения сложности выполнения процедуры увеличения дорожного просвета данный метод не рекомендуется для новичков. Следует также учесть, что установка проставок считается вмешательством в конструкцию транспортного средства, в частности, в его ходовую часть. Последствия этого шага могут оказаться непредсказуемыми, поскольку тщательно рассчитанные заводские характеристики будут изменены. Как это скажется на поведении автомобиля и, соответственно, на его безопасности – неизвестно. Тем не менее именно этот способ увеличения клиренса в настоящее время является наиболее употребительным.
Но для начала необходимо определиться с видом проставок – они бывают металлические (преимущественно алюминиевые), пластиковые, из полиуретана или карбона. Каждый из этих вариантов характеризуется своим соотношением стоимости к долговечности. Так, полиуретановые и пластиковые элементы дёшевы, но изнашиваются в разы быстрее, чем алюминиевые.
Отправляясь а автомагазин, расскажите продавцу, какой тип подвески установлен на вашем авто, а также куда вы планируете монтировать проставки. Некоторые модели предназначены для установки в промежуток между чашкой кузова и самой пружиной амортизатора. Так называемые межвитковые проставки монтируются, как следует из названия, между витками пружин – такой способ менее надёжен, но не требует снятия пружин, что само по себе достаточно трудозатратное мероприятие. Использование межвитковых проставок позволяет не только увеличить дорожный просвет до требуемого значения, но и увеличить жёсткость амортизатора и тем самым избавиться от недостатков, характерных для классического способа монтажа (речь идёт об уменьшении крена машины при входе в повороты на большой скорости). Кроме собственно роста дорожного просвета, амортизаторные проставки позволяют избавиться от значительного проседания задней части авто при увеличении весовой нагрузки. Но есть и недостатки:
Один из наиболее радикальных методов повышения клиренса автомобиля – установка вместо штатных пружин изделий с увеличенным по отношению к номинальному количеству витков. Из всех рассмотренных ранее методов он наиболее затратный, поскольку, кроме приобретения собственно пружин больших размеров, необходимо потратиться на покупку специальных длинноходных амортизаторов, соответствующих длине пружин. Впрочем, диапазон стоимости этих деталей также может варьироваться в достаточно широких пределах – всё зависит от качества материалов изготовления пружин и амортизаторов. Несомненным достоинством данного способа является существенно больший ресурс (в принципе – сравнимый со сроком эксплуатации заводских элементов подвески, если не поскупиться и приобрести качественные изделия). По сравнению с проставками удастся также уменьшить проседание задней части авто при увеличенной нагрузке на корму. Но и в этом случае имеются минусы, не считая высокой стоимости комплекта:
Достоинства самостоятельного изменения дорожного просвета в сторону его повышения очевидны:
Минусы увеличения клиренса автомобиля не столь очевидны, но могут иметь серьёзные последствия. Дело в том, что при конструировании автомобилей учитываются все возможные факторы, влияющие на управляемость и безопасность транспортного средства. В частности, легковые авто имеют низкую посадку, поскольку предназначены для поездок на высокой скорости, когда требуется хорошая устойчивость. И достигается она именно за счёт низкого расположения центра масс. Назначение внедорожников иное – здесь на первые роли выходит способность преодоления участков дорог с наличием естественных препятствий, а также хорошая проходимость при езде по заснеженным трассам. Высокая скорость при этом не требуется, хотя в большинстве случаев скоростные возможности силовых агрегатов здесь тоже на высоте.
Так что изменение клиренса легкового авто всегда имеет и обратную сторону. При увеличении дорожного просвета центр масс смещается вверх, из-за увеличения дорожного просвета аэродинамика автомобиля ухудшается. Воздушный поток под днищем автомобиля становится более мощным, что ухудшает показатель сцепления колёс с дорожным полотном. При совершении манёвров на большой скорости это грозит большими кренами и отрывом стороны машины, противоположной направлению поворота, от земли. Ухудшение аэродинамики также сказывается на росте расхода горючего, и этот момент тоже нужно учитывать. В любом случае самостоятельное увеличение ДП более чем на 5 сантиметров крайне не рекомендуется, поскольку в этом случае безопасность поездок страдает в первую очередь. А ведь это совсем не то, чего стремятся добиться водители…