Мы в большинстве случаев отлично знаем, что делать с автомобилем. Мы довольно подробно осведомлены о правилах перевозки пассажиров, о правилах поведения на дороге. Мы хорошо знаем, за что нам положен штраф, а за что — нет, пока дело касается пассажирских перевозок.
Совсем иное дело, когда вдруг в какой-то неожиданный момент нам вдруг может понадобиться перевезти большое количество грузов. Или небольшое. Но в любом случае эта ситуация воспринимается как необычная и неожиданная. И отыскивать талмуд с правилами, еще и убедившись, что конкретные пункты не устарели и не были изменены, может оказаться не с руки.
А ведь всех этих правил хватило на целый раздел! Не так уж и мало, чтобы просто надеяться на интуитивное понимание правильного варианта. Ведь даже сами грузы по правилам делятся на подгруппы: габаритные и негабаритные. Что будем считать негабаритным грузом? Как его правильно везти?
Итак, чтобы изучить первоисточник, вам нужно открыть свежую редакцию правил дорожного движения, отыскать там главу 23 и убедиться в том, что правила по перевозке вашего багажа уместились в пять пунктов, которые, однако, довольно обширные. По ПДД перевозка грузов на легковом автомобиле вполне формализована правилами, не допускающими двоякой трактовки. Пройдёмся по ним кратко.
Любой водитель, впервые столкнувшийся с перевозкой длинномерного груза, рискует запутаться в многообразии правил. Ограничения накладываются на выступы по бокам, сверху, сзади. И везде ориентиры немного отличаются. Давайте разберёмся чуть подробнее.
В первую очередь надо определиться по выступам спереди и сзади. Предположим, вы хотите перевезти несколько досок на крыше. Логично разместить их так, чтобы опора оказалась в центре. но, если доски длинные, это будет нерационально: вы легко можете не попасть в ограничения по негабаритным грузам.
Дело в том, что и спереди, и сзади не может быть выступов больше, чем на один метр, при этом общей сумме выступ не должен превышать двух. Таким образом, максимум, который вы можете заложить под свободный край своих досок — это по метру спереди и сзади. Даже 10 сантиметров превышающего выступа переведут ваш груз в разряд крупногабаритных с совершенно иными правилами перевозки.
Замеры следует проводить, отталкиваясь от крайней точки автомобиля.
С шириной еще более однозначно — по бокам выступы не должны превышать 40 сантиметров. Еще бы, если допустить более длинные выступы, такой автомобиль легко создаст аварийную ситуацию при однополосном движении.
Очень важный момент — в данном случае вам надо отталкиваться от края заднего габаритного огня, а не от крайней точки автомобиля. Именно от габаритки вычисляется 40 сантиметров, что ворует у вас несколько свободных сантиметров (габаритный огонь немного спрятан под корпус, а бок автомобиля расширяется к центру).
Таким образом, размер вылета будет даже несколько меньше. чем 40 сантиметров.
Любое превышение этих двух показателей даже на 10 сантиметров однозначно требует использования знака крупногабаритного груза и освещение дополнительными огнями в случае плохой видимости по погоде или по времени суток.
Многие совершают серьезную ошибку, считая, что достаточно обратить внимание только на ширину и на длину. А ведь высота выступов тоже имеет довольно большое значение.
Несмотря на то, что пункт ПДД 23,4 обходит вопрос выступов по вертикале и не затрагивает их, пункт 23,5 освещает этот вопрос и указывает конкретное значение — 4 метра от дорожного полотна.
Так что, отталкиваясь от этих ограничений, можно сделать вывод, что, если вы помещаете в этот визуальный куб весь багаж, то он будет считаться негабаритным и его можно перевозить без дополнительных заморочек.
Если же поместить перевозимое в обозначенные ограничения никак не получается, остается только один выход — следовать правилам по перевозкам крупногабаритного багажа. Ориентироваться в этом случае только на правила дорожного движения никак нельзя. Для регулировки таких перевозок есть целый набор различных нормативных актов. Вот этот список.
Все эти документы регулярно дополняются, переиздаются и изменяются, поэтому нужно искать именно актуальные последние редакции со всеми изменениями. Сразу бросается в глаза, что они довольно объемные и покрывают обширный пласт касательно предмета.
Для того, чтобы не потеряться в многообразии, следует начать с правил погрузки, а затем затем изучить базовые нормы по сортировке грузов, которые ранжируются по массе. Имеется рекомендация располагать тяжелые ниже, а легкие — выше, это придает устойчивости автомобилю.
Важно также уделить внимание тому, как обозначается крупногабаритный груз по действующим правилам. Например, на момент написания этой статьи, актуальные правила диктуют владельцу автомобиля установить специальный знак «Крупногабаритный груз» на самой выступающей точке перевозимого багажа со стороны превышения выступов. То есть, если ваш багаж выступает со всех сторон и превышает указанные нормы, то и знаки требуется устанавливать там же.
Аналогично следует поступить и с фонарями, если планируется передвижение в темное время суток, в туман или в дождь.
Несмотря на то, что многие считают, будто разрешение выписывается в ГИБДД, это совсем не так. Разрешение выписывается в отделении уполномоченного органа (звисит от категории дорог, по которым вы будете передвигаться) после согласования его в ГИБДД.
То есть получать разрешение вам надо в Росавтодоре, ИО субъекта, оргене самоуправления и так далее в зависимости от дорог.
Вам откажут в перемещении в том случае, если груз можно без потерь разделить на несколько частей, которые поместятся в нормы. Также в случае, если ответственный орган решит, что дороги, по которым вы согласовываете маршрут, не в надлежащем состоянии и не смогут обеспечить безопасность передвижения, перевозка также может попасть под запрещенные.
За нарушение запрета предусмотрены санкции – в зависимости от степени нарушения может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере 500 рублей.
В случае более серьёзных нарушений штраф больше – до полутора тысяч водителю, до пятнадцати тысяч должностням лицам и до ста пятидесяти тысяч юридическим лицам.