Знакомство с тахографом: для чего нужен, как работает, в каких разновидностях выпускается

Рубрика:
2 837
0 комментариев
Содержание

В России о тахографах заговорили в апреле 2014, когда вышел закон, обязывающий водителей некоторых авто в обязательном порядке оснащать свои ТС таким оборудованием. Пора и нам поговорить о тахографах. Разговор предстоит серьёзный и длительный.

Прибор для измерения параметров движения

Что это такое

Под тахографом подразумевается специальный прибор для измерения и контроля параметров движения авто. Представляет собой небольшое устройство, которое отвечает за регистрацию и сохранение самых важных показателей движения авто:

Согласно правилам дорожного движения, водитель должен отдыхать после 4 часов непрерывного нахождения за рулём. Отдых должен длиться не менее 40 минут.

Активация российских тахографов

Изначально это устройство использовалось для сохранения жизни, здоровья водителей и сокращения количества аварий. Сейчас цели его использования расширились, да и сами устройства стали более функциональными. К основным функциям добавились следующие возможности:

На территорию стран-участников Евросоюза запрещён въезд ТС без тахографов, которые были поставлены на учёт после 16 июня 2010. Для чего нужен тахограф, мы выяснили, с этим проблем уже не должно возникать. А вот с блоком СКЗИ тахографа не всё понятно. Такой аппарат стал обязательным для всех тахографов с 13 февраля 2013 года.

Необходим такой механизм для шифровки и дешифровки информации, которая фиксируется тахографом. Работа СКЗИ основывается на цифровой подписи, выдачей которой занимается специальный удостоверяющий центр. Установка такого блока делает невозможным корректировку и удаление информации без предварительной расшифровки.

СКЗИ имеет вид небольшого блока, оборудованного входом для антенны навигации. Этот блок может вставляться внутрь всех цифровых тахографов, допущенных к использованию на территории РФ. Любые манипуляции с этим устройством запрещается проводить при отсутствии лицензии, выданной ФСБ. Когда вы знаете что такое блок СКЗИ тахографа, мы можем переходить к изучению следующих вопросов.

Из чего состоит и как работает тахограф

Хоть такие устройства и выпускаются в большом разнообразии, но их принцип работы остаётся неизменным. Даже их структура в большинстве случаев похожа:

  • датчик скорости отвечает за фиксирование скорости авто и определение расстояния, оставленного позади;
  • аккумуляторная батарея обеспечивает учёт собранной информации;
  • бортовое устройство отвечает за контроль режима работы авто, оптимальной скорости и отдыха водителя;
  • дисплей с кнопками для управления;
  • устройство для шифрования;
  • картридер, при помощи которого происходит идентификация каждого водителя;
  • устройство для вывода информации на бумагу;
  • GPRS-модуль для передачи данных на сервер.
Читайте также:  Стоит ли заводить в автомобиле противоскользящий коврик

Подключение устройства может осуществляться при помощи CAN-шин и прочих, не таких сложных методов. Как работает тахограф и из каких элементов состоит уже стало более понятно, потому можем продвигаться дальше. Нам предстоит рассмотреть существующие разновидности этого оборудования, которое с недавних пор стало обязательным для некоторых водителей.

Виды тахографов

Эти устройства выпускаются в нескольких разновидностях. В основе классификации лежат разные параметры.

  1. Круглые модели подключаются в гнездо спидометра.
  2. Приборы радиоформата монтируются в гнездо, предназначенное для автомагнитолы.
  3. Цифровые модели являются современными, надёжными и защищёнными от взлома. Информация записывается во встроенную память, к ней сложно подобраться, удалить или изменить. Любые попытки подобраться к информации будут зафиксированы и водителю придётся нести ответственность за такие действия.
  4. Аналоговые имеют электронно-механическую основу. Являются самыми первыми экземплярами, которые теперь стали устаревшими и даже запрещёнными. Такие устройства могут быть легко взломаны, потому их информация не может считаться достоверной.

Какие тахографы разрешены к установке в России

Нельзя установить на авто любой тахограф, который приглянулся. Этот прибор должен соответствовать требованиям, которые прописаны в Приказах Минтранса №36 и №348. К установке на российских авто допущены две разновидности приборов:

  1. Модели, выпущенные отечественными производителями, оснащённые блоком СКЗИ. Сюда относятся экземпляры ШТРИХ-ТахоRUS SM и VDO DTCO 3283, модель КАСБИ DT-20M и ТЦА-02НК, продукция Меркурий ТА-001 и EFAS V2 RUS, а также тахографы Drive 5 и Drive Smart.
  2. Приборы от европейских производителей, разрешённые к использованию на территории России представлены английскими VDO DTCO 1381 и SE5000, австрийскими EFAS 4.

На какие машины нужен тахограф в России

Законом чётко прописано на какие машины устанавливать тахограф нужно в обязательном порядке. Список таких ТС выглядит следующим образом:

  1. Автомобили, использующиеся в коммерческих целях.
  2. Частные грузовые перевозки требуют установки тахографов с режимом АУТ.
  3. Автобусы с количеством пассажирских мест свыше 8.
  4. Грузовые авто, использующиеся для перевозки опасных грузов.
  5. Большегрузы с грузоподъёмностью в пределах 3,5-15 тонн.

На каких авто не нужен тахограф

Группа автотранспортных средств, не нуждающихся в установке контролирующих приборов, обширная. Рассмотрим ниже автомобили, на которые не надо устанавливать тахографы:

  • городские и пригородные автобусы;
  • троллейбусы;
  • транспорт, используемый в военных целях и внутренними органами;
  • трактора, погрузчики и самоходные средства;
  • автомобили, не предназначенные для коммерческих перевозок, возраст которых превышает 30 лет;
  • авто, используемые в процессе обучения;
  • специальная техника.
Читайте также:  Правила и особенности использования знака «Шипы»

Как правильно использовать тахограф

Чтобы в процессе эксплуатации коммерческого авто не возникло проблем, нужно знать, как пользоваться тахографом. В первую очередь, у каждого водителя должна быть своя, личная карточка. Она является формулятором с микрочипом внутри.

Правильное использование тахографа

С её помощью обеспечивается контроль над действиями водителя, который присутствует на маршруте. Такая карточка действует на протяжении 3 лет, по истечении этого срока требуется переоформление. Если имеется карта водителя, нужно ознакомиться с тем, как пользоваться тахографом. Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

  1. Водитель вставляет в устройство свою карту таким образом, чтобы чип находился сверху. На дисплее отобразятся данные водителя, которому принадлежит карта.
  2. Водитель может начинать движение, при этом прибор автоматически будет регистрировать режим вождения.
  3. При каждой остановке должен проверяться текущий режим работы устройства. Как только зажигание авто будет выключено, устройство перейдёт в спящий режим.
  4. Когда смена водителя будет завершена, требуется извлечь карту путём нажатия соответствующей кнопки.
  5. Водителю запрещается ездить без карты или использовать чужой формулятор.
  6. Обязательно должен соблюдаться режим отдыха. По тахографу в сутки можно ехать 4 часа, после чего следует 40-минутный отдых.

Штраф за отсутствие тахографа

Покупка тахографа — затея не из дешёвых. Но и штрафы за его отсутствие или нахождение в неисправном состоянии также не являются низкими. Гораздо выгоднее будет один раз потратиться на покупку устройства, чем постоянно оплачивать выписанные штрафы. Инспектор ГИБДД имеет полное право проверять тахограф. Для этого у него имеется именная карта. При выявлении нарушений могут выписываться следующие штрафы:

  • должностное лицо фирмы, которой принадлежит автомобиль, облагается штрафом в размере от 5 до 10 тыс. рублей;
  • при выявлении нарушений со стороны водителя штраф может составлять от 1 до 3 тысяч рублей;
  • юридическому лицу штраф выписывается минимум на 15 тыс. руб., максимальная отметка составляет 30 тысяч рублей.

Административную ответственность влечёт за собой не только отсутствие контролирующего устройства, но и неисправное состояние тахографа. Потому его состояние должно проверяться постоянно.

Штраф за отсутствие тахографа

Тахограф — очень нужный и полезный прибор, который должен присутствовать на всех автомобилях, особенно, грузовых. С его помощью можно снизить количество аварий на дорогах, причиной которых становятся уставшие водители, засыпающие за рулём, и нарушения скоростного режима.

Добавить комментарий
ВКонтакте
На сайте
Комментарии (ВК)
Добавить комментарий ВКонтакте
ВКонтакте
На сайте