Наиболее уязвимой деталью современного автомобиля в зимний период считается аккумуляторная батарея. Именно она больше всего страдает от отрицательных температур. Особенно это касается возрастных АКБ, у которых естественный процесс сульфатации пластин становится причиной резкого снижения их эксплуатационных характеристик. Впрочем, долговечность батареи зависит от множества факторов: это и условия её эксплуатации, и тип аккумулятора, и качество изготовления. Так что при выборе нового устройства вам пригодятся не только знания о том, какие бренды считаются лучшими. Нелишним будет ознакомиться и с классификацией автомобильных АКБ, и с тем, какие параметры следует учитывать с точки зрения способности изделий переносить суровые русские зимы.
Несмотря на многочисленные усовершенствования конструкции аккумуляторов, их основными компонентами по-прежнему являются свинцовые пластины и разбавленная водой серная кислота – компоненты, которые легли в основу первого такого устройства, созданного более полстолетия назад французским учёным и изобретателём Гастоном Планте. Усовершенствование шло в основном по пути изменения состава электролита и пластин, и только в последние десятилетия здесь наметился очевидный прогресс. В настоящее время в автомобилях используются следующие разновидности аккумуляторов:
Можно было бы упомянуть и о литий-ионных АКБ, но в настоящее время их мощность недостаточна для использования в качестве стартовых устройств.
Между плотностью электролита и температурой имеется прямая зависимость. Чем ниже температура, тем меньше плотность, и наоборот. При значительном снижении плотности падает электрическая ёмкость электролита, которая, в свою очередь, влияет на величину пускового тока, которую в состоянии обеспечить батарея.
Плотность электролитической жидкости в обслуживаемых аккумуляторах можно отслеживать (например, с помощью ареометра). В зимнее время года она должна находиться в пределах 1,26–1,29 грамм/см3. В необслуживаемых АКБ этот параметр нельзя ни измерить, ни тем более изменить.
Независимо от типа аккумулятора, со временем его пластины разрушаются, что также способствует уменьшению ёмкости электролита. Степень заряда батареи также влияет на плотность – вот почему зимой батарея не всегда успевает восстановить ёмкость до максимума, особенно при коротких по расстоянию поездках и продолжительных остановках. В мороз для запуска застывшего двигателя требуется больший стартовый ток, и после такого расхода потребуется около часа активной зарядки.
Подводя итоги, можно сформулировать, каким требованиям должны соответствовать лучшие автомобильные аккумуляторы для зимы:
Но это не означает, что накануне зимы следует покупать новую батарею – достаточно, чтобы она находилась в рабочем состоянии. Впрочем, производители гелевых аккумуляторов утверждают, что их продукция имеет десятилетний ресурс. На практике срок эксплуатации не превышает 8 лет, но и это гораздо больше, чем у обычных жидкостных устройств.
А теперь перейдём к рассмотрению конкретных моделей, которые наилучшим образом зарекомендовали себя в условиях непростых климатических условий нашей страны.
Эту отечественную батарею можно смело отнести к безусловным лидерам по соотношению стоимость/эффективность запуска силового агрегата зимой. Если вы спросите, какой аккумулятор лучше использовать в морозы, мы посоветуем именно эту модель. Изделия от премиальных европейских брендов при сравнимых характеристиках стоят вдвое-втрое дороже, не обеспечивая надлежащей стабильности зимнего запуска. Тюмень при хороших, но не рекордных параметрах справляется с этой задачей наилучшим образом.
Да, у этой АКБ тоже имеются недостатки, главный из которых характерен для всех свинцово-кислотных устройств – он боится глубоких разрядов, поэтому не пытайтесь выжать из него всё до последней капли и почаще контролируйте уровень заряда. Впрочем, стоимость Тюмень Premium такова, что даже если он прослужит вдвое меньше, чем хороший зарубежный аналог, лучше приобрести ещё один такой, чтобы быть уверенным в том, что в морозы ваш автомобиль никогда не подведёт.
Мы считаем, что первое место в рейтинге у этой модели – заслуженное, ни с каким другим аккумулятором вы не получите за такие деньги столь весомое количество зимних пусков силового агрегата.
Если сравнивать основные эксплуатационные характеристики Blue и Silver Dynamic, то последние будут получше. Но и стоимость этой батареи выше. Но что касается практики использования в условиях сильных морозов, то обе батареи ведут себя примерно одинаково. Так зачем переплачивать?
В число лучших аккумуляторов для зимы Blue Dynamic включён не только из-за своей стоимости – он демонстрирует при отрицательных температурах приличную стабильность пусковых характеристик, не допуская той «лотерейности», которая присутствует у иркутского «зверя». И вообще, эта АКБ демонстрирует поразительную живучесть, даже если техсостояние вашего автомобиля и не располагает к этому – например, если генератор настолько изношен, что не обеспечивает номинальный ток заряда. Или если кто-то из потребителей даже в выключенном состоянии по чуть-чуть «жрёт» заряд.
Хотя в сети часто можно встретить высказывания типа «Varta по качеству уже не та», по объёмам продаж этого не скажешь. Да, цены в последнее время ощутимо выросли, но это касается всей зарубежной, да и отечественной продукции. Впрочем, если ваш бюджет сильно ограничен – покупайте российские аккумуляторы: пример «Тюмени» убедительно демонстрирует, что нынешние модели вполне конкурентоспособны.
Resnična slovenska moč («настоящая словенская мощь») – так можно охарактеризовать девиз этой компании. «Полярный» аккумулятор обладает, пожалуй, единственным серьёзным недостатком: найти его в рознице чрезвычайно сложно. Но если призвать на помощь интернет, то результат может оказаться и положительным.
Сама же батарея действительно достойна замкнуть первую тройку рейтинга лучших аккумуляторов для зимы: версия на 60 Ah действительно выдаёт заявленные 600 А холодной прокрутки. Впрочем, теоретически это вовсе не гарантия стабильного запуска при сильных морозах. Но на практике модель полностью оправдывает своё название: многократные попытки запуска двигателя для неё не проблема, при этом она довольно быстро восстанавливается после такой экстремальной нагрузки.
Мы настоятельно рекомендуем TAB Polar владельцам автор с дизельным силовым агрегатом, которые, как известно, гораздо хуже переносят отрицательные температуры, а вероятность успешного пуска зависит, в том числе, и от скорости, с которой стартер крутит коленвал.
Если батарея произведена в солнечной Турции, означает ли это, что ей будет некомфортно в регионах с холодным климатом? На примере модели Silver Calcium от довольно популярного в нашей стране турецкого производителя мы убедились в обратном.
Но в рейтинг лучших зимних аккумуляторов она попала не за выдающиеся характеристики, а за их оптимальную сбалансированность, что, собственно, и позволило существенно увеличить ресурс батареи. Да, бренд Mutlu редко можно увидеть на верхних строчках различных топов, но в данном случае четвёртое место завоёвано вполне заслуженно. По стабильности Мутлу может и не самая лучшая АКБ, но лидерам она уступает несущественно, и для автомобилей с инжекторным бензиновым мотором это вполне достойный зимний вариант.
В числе достоинств модели – быстрое восстановление заряда, что в холодное время года более чем актуально, особенно в городских условиях, когда поездки непродолжительные, но частые. Многие конкуренты при такой жёсткой эксплуатации просто не успевают зарядиться, что ведёт к их ускоренному износу. Silver Calcium здесь держится молодцом.
Замыкает ТОП-5 лучших автомобильных аккумуляторов для зимы ещё один отечественный продукт. «Зверь», изготавливаемый в Иркутской области, просто обязан быть терпимым к суровым зимам, и таковым он и является. Руководство завода, функционирующего на базе предприятия советских времён, сумело перестроить технологический процесс в полном соответствии с западными стандартами, что и позволило продукции компании демонстрировать характеристики, не уступающие лучшим зарубежным образцам. Это, пожалуй, лучший представитель семейства малосурмьянистых аккумуляторов, в котором применен кальций в сочетании с оксидом кремния. Это позволило добиться оптимального соотношения пускового тока, ёмкости батареи и её ресурса. Не случайно гарантийный срок изделия составляет 3 года, а заявленный период эксплуатации составляет 7-8 лет.
Вряд ли стоит перечислять технические инновации, используемые при производстве этого аккумулятора (типа особой конструкции электродов, минимизирующей воздействие агрессивного электролита и позволяющей избавиться от образования осадка, уменьшающего общий ресурс АКБ). Отметим только, что даже в лютый мороз приемлемые показатели пускового тока сохраняются на протяжении 15 секунд, чего достаточно для пуска исправного двигателя.
Крышка батареи имеет специальную лабиринтную конструкцию, не позволяющую электролиту испаряться, сам корпус выполнен из морозоустойчивого пластика. Важно, что стоимость аккумулятора на 60 Ah не превышает 5000 рублей, так что это одна из самых доступных зимних моделей.
Есть в ассортименте компании и более дешёвые модели, но они попадают в торговую сеть под другими торговыми марками и не отличаются такой же надёжностью.
Если вы думаете, что самый лучший аккумулятор для русской зимы может быть изготовлен только у нас, то ошибаетесь. Суровые зимы есть и на другой стороне земного шара, поэтому стоит обратить внимание на то, какие изделия используются на автомобилях, представляющих американские спецслужбы (патрульную полицию, службу 911, скорую помощь). На них устанавливаются АКБ Optima Red Top, представляющие собой AGM-аккумуляторы с полностью герметичным корпусом и необычной формой банок, позволяющей противостоять любым механическим нагрузкам (толчкам, ударам, вибрации). А без них у нас не обходится!
Производитель утверждает, что степень саморазряда батареи настолько мала, что позволяет осуществить успешный пуск двигателя даже после 10-месячного простоя. Средний ресурс модели составляет 6-8 лет, а при щадящем режиме использования он прослужит и все 10 лет.
Большинство разновидностей модели рассчитано на пусковой ток порядка 800 А, что позволяет уверенно производить запуски при отрицательных температурах. Но для жителей северных регионов мы советуем приобретать изделия с пусковым током 815 А. Хотя ёмкость Red Top невелика (50 Ah), это не проблема, поскольку аккумулятор способен сохранять достаточную производительность даже при небольшом остаточном заряде (время работы на номинальном режиме – порядка 10 секунд). Но и стоит эта АКБ немало – от 15000 рублей.
Если вы ищете лучший аккумулятор, способный уверенно работать при морозах порядка 30 градусов, стоит обратить внимание именно на эту модель. Её отличительной особенностью является использование технологии Carbon Boost, с помощью которой конструкторам удалось снизить время заряда батареи в полтора раза. Как заявляет производитель (и это отражено в названии метода), для достижения столь весомого результата в состав отрицательных электродов были введены углеродистые добавки. Кроме того, Exide Premium характеризуется высоким током пуска – согласно документации к устройству, он составляет 640 А и остаётся практически неизменным на протяжении всего срока эксплуатации батареи. Именно поэтому эту АКБ рекомендуется устанавливать на автомобили, «под завязку» оснащённые большим числом электроники (а для элитных моделей легковушек и внедорожников это норма).
Единственный существенный недостаток батареи – небольшой срок службы, в среднем – три года. И если вам удалось отъездить больше на год или два – считайте, что вы счастливчик. Впрочем, несмотря на способность осуществлять пуски в любые морозы, модель считается универсальной – ею можно оснащать 80-90% современных автомобилей. К тому же аккумулятор собран настолько качественно, что о протеканиях электролита можно забыть.
Тем автовладельцам, которые эксплуатируют автомобиль на протяжении всего года, включая зиму, причём в непростых городских условиях, мы советуем присмотреться к ещё одному изделию словенского происхождения. Если вы подбираете АКБ только для зимы, AGM Stop&Go от компании Topla тоже будет отличным выбором.
Да, стоит он дорого, почти столько же, сколько батареи от немецкого бренда BOSCH или американского Optima. Но поверьте, это будут «правильные» инвестиции – этот аккумулятор гарантированно прослужит вам очень долго и не доставит вам никаких хлопот. Даже если вам придётся запускать мотор в морозы раз за разом, это не скажется на его состоянии – если генератор полностью исправен, АКБ восстанавливает израсходованную ёмкость на удивление оперативно. Живучесть устройства такова, что вызывает удивление даже у видавших многое экспертов. Доказательством этих слов является трёхлетняя гарантия на AGM Stop&Go. Мало кто из ведущих производителей автомобильных аккумуляторов настолько уверен в своей продукции, что готов предложить аналогичные условия.
Эта «энергетическая» серия от известного немецкого производителя Banner Batterien представлена несколькими аккумуляторами с разными габаритами и ёмкостью. Но среди отечественных автомобилистов наибольшей популярностью пользуется АКБ ёмкостью 63 Ah и габаритами 241х175х175 мм., поскольку такой размер считается самым распространённым.
Все батареи серии Power Bull Pro характеризуются большим количеством инновационных решений, выделяющих их среди многочисленных конкурентов. В частности, можно упомянуть фирменную технологию Double Top, с помощью которой удалось избавиться от утечек электролита. Аккумулятор надёжно защищён от такого явления, как обратный пробой, не боится ударов и вибраций, устойчив к частым периодическим нагрузкам.
О качестве АКБ много говорить не нужно – достаточно сказать, что они штатно устанавливаются на некоторые модели Volkswagen и BMW, Mercedes и Volvo. Характеристики модели впечатляют: ток холодного пуска у Banner Power Bull составляет 600 А. Он идеально работает в условиях отрицательных температур: согласно реальным тестам, проведенным независимыми экспертами, при минус 25 градусах он запускает холодный мотор даже быстрее, чем AGM-аккумуляторы, причем и на дизельных силовых агрегатах тоже.
При двухлетней заводской гарантии можете не сомневаться, что эта АКБ прослужит вам минимум 5 лет, не доставляя никаких хлопот. При массе 17 кг. в заправленном состоянии Banner Power Bull ёмкостью 63 Ah стоит порядка 6500-6800 рублей. Его можно смело рекомендовать для легковых авто с мощными моторами, внедорожников и грузовиков малой грузоподъёмности: один из лучших аккумуляторов для минусовых температур вас никогда не подведёт.
Иркутские производители автоаккумуляторов имеют в своей модельной линейке ещё один продукт, вошедший в наш рейтинг, пускай и на последнем месте. Речь идёт о модели Актех 55А33, которая изначально создавалась для эксплуатации в условиях непростых сибирских зим. Впрочем, он неплохо проявляет себя вне зависимости от времени года. Качественная сборка позволяет отнести эту батарею к изделиям повышенной надёжности, но занять место выше помешал один существенный недостаток: хотя отдача тока здесь высокая, энергоёмкость аккумулятора оставляет желать лучшего. По сравнению с зарубежными конкурентами он «выдыхается» быстрее. Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя Актех 55А33, рекомендуется почаще измерять его плотность с помощью встроенного ареометра, а также следить за исправностью генератора. Именно недозаряд является основной причиной быстрой кончины этой модели. Если не принимать во внимание этот фактор, то включение данной модели в рейтинг лучших аккумуляторов для зимнего периода можно считать вполне обоснованным.
Мы перечислили лучшие, на наш взгляд, модели АКБ для эксплуатации при минусовых температурах. Вы вполне можете ориентироваться на наш топ-10, но если по каким-либо причинам отсутствует возможность приобрести батарею из этого списка, советуем внимательно изучить инструкцию от изготовителя понравившегося аккумулятора. Там будет достаточно подробно описано, для каких условий эксплуатации предназначено конкретное изделие. Если же документация на аккумулятор отсутствует, при выборе лучшего аккумулятора для автомобиля при эксплуатации в мороз обращайте внимание на следующие важные факторы:
Этих данных вполне достаточно, чтобы не ошибиться с выбором и даже поймать на некомпетентности продавца-консультанта, пытающегося «всучить» вам неподходящую модель.