Автомобиль стал не просто средством для передвижения, но и отличным инструментом для перевозки всевозможных грузов. Нет ничего сложного в том, чтобы открыть багажник, погрузить туда несколько сумок или мешков, и отправиться в дорогу. Относительно подобных процедур ни у кого не возникает никаких вопросов.
Совсем иначе обстоят дела с нестандартными по своим размерам грузами. Относительно перевозок негабаритных грузов автотранспортом есть ряд нюансов и жёстких правил, которые водители обязаны соблюдать. В противном случае их ждёт штраф, либо более серьёзное наказание.
При таких грузоперевозках крайне важно соблюдать действующие правила дорожного движения. Это актуально не только для самого водителя, но и для безопасности других участников движения. Нарушая ПДД, автомобилист не просто подвергает себя риску получить штраф. Несоответствие негабаритного груза требованиям по размещению или транспортировке потенциально может спровоцировать опасную ситуацию на дороге, стать причиной аварии или ДТП.
Стоит заметить, что негабаритный и крупногабаритный являются понятиями идентичными. В профессиональной сфере деятельности транспортных компаний и логистических организаций принято использовать понятие негабаритного груза, хотя по факту его также можно называть крупногабаритным. От этого суть никак не изменится.
Что же касается регулирующих документов относительно транспортировки негабаритных грузов, то здесь применяется несколько нормативно-правовых актов:
Все регулирующие документы включают в себя огромный объём информации, что позволяет получить исчерпывающий ответ касательно всех правил, норм и требований по грузоперевозкам негабаритов.
Рассчитывать на получение разрешений на перевозку негабаритного груза без знаний всех правил не стоит. К перевозчикам предъявляются достаточно серьёзные требования, поскольку негабарит на дорогах общего пользования создаёт потенциальную угрозу. Его нужно перевозить в соответствии с действующими правилами, соблюдая все меры безопасности.
Прежде чем изучать правила для перевозки такого груза, нужно убедиться, что он является негабаритным. А для этого следует уточнить, какой именно груз считается негабаритным.
Ответ можно найти в ПДД. Этот вопрос рассматривается в 4 пункте 23 раздела. Если груз выступает за габариты самого автотранспортного средства в его передней и задней части больше чем на 1 метр, а также с боковой части более чем на 0,4 метра относительно внешнего края габаритного фонаря, перевозчики обязаны обозначить его соответствующие опознавательными знаками как крупногабаритный, то есть негабаритный.
Если перевозка осуществляется в условиях ухудшенной видимости, либо в тёмное время суток, дополнительно в передней части автомашины груз обозначается световым прибором или световозвращающим элементом строго белого цвета. В задней части машины при таких условиях предусматривается установка фонаря или световозвращателя, но уже красного цвета.
Это даёт чёткое понятие о том, что можно относить к негабаритам, а что таковым не является.
Но всё же нужно внести некоторые уточнения, поскольку в правилах есть свои нюансы относительно габаритов.
Разобравшись в том, что считается по действующим правилам негабаритным грузом, следует уточнить его правильное определение по длине.
Когда перевозимый груз выходит за рамки габаритов авто в передней и задней части на более чем 1 метра, но не больше 2 м. Хотя тут рассматривается передняя и задняя часть, правильно будет применять здесь слово или.
Предположим, что груз оказался за пределами авто более чем на 1 метр только в задней части. При этом впереди требование не нарушается, то есть перевозимый предмет не выдвинут на такое расстояние. Несмотря на формулировку в ПДД, такая ситуация рассматривается уже как перевозка негабарита. Груз выступает за одну из частей авто.
Теперь касательно того, что по ПДД считается негабаритным грузом, если говорить про размеры ширины. Тут тоже есть свои особенности в трактовке ПДД, о которых следует знать при планировании перевозить нестандартный груз.
Согласно правилам, груз не должен выступать за пределы самого автотранспортного средства на расстояние более 0,4 метра или 40 сантиметров.
И здесь возникает один интересный момент. В первом случае, когда речь шла о длине, измерения проводились от крайней точки машины, то есть последней выступающей части. Но в ситуации с шириной замеры делают, начиная от края заднего фонаря, отвечающего за обозначение габаритов машины. Из-за этого в действительности грузы выступают меньше, нежели указанные 40 сантиметров. Объясняется это расположением светового прибора, находящегося немного глубже, чем крайняя боковая точка ТС.
Выполнив замеры транспортного средства с загруженными на него предметами нестандартных размеров, сравните результаты с установленными в ПДД нормами. Если хотя бы один из параметров выходит за рамки, то водитель обязан применить специальные знаки. При транспортировке в тёмное время суток или при плохой видимости на дороге, обязательно используются световозвращатели или фонари соответствующего цвета.
Если заглянуть в 4 пункт 23 раздела действующих правил дорожного движения, про высоту перевозимого груза там ничего указано не будет.
Но всё равно есть одно правило, которое требуется соблюдать. Его «законотворцы» прописали в 5 пункте 23 раздела. В нём говорится, что перевозимый груз не может иметь высоту, которая составляет более 4 метров. При этом отсчёт ведётся не от автомобиля, а от поверхности дорожного полотна.
На дорогах бывают разные ситуации. Предположим, что за габариты машины перевозимый груз не выступает, либо же соблюдаются установленные нормы. Но высота загруженных предметов вместе с машиной составила 3,95 м. Согласно правилам, использовать опознавательные знаки как для крупногабаритного груза водитель в такой ситуации не должен.
Поскольку рассматриваемые грузы являются предметом повышенной опасности для всех участвующих в движении автомобилей и людей, их следует обозначить соответствующими знаками. Отталкиваясь от правил перевозки негабаритных грузов, все предметы, попадающие под критерии негабарита, нужно выделять. Это позволяет другим участникам движения вовремя заметить автотранспорт с крупногабаритом, приняв соответствующие меры, изменив траекторию движения и использовав иные способы обезопасить себя.
Для таких целей предусмотрен специальный опознавательный знак. Его следует обязательно установить на груз в точке, которая является самой крайней выступающей.
Установка выполняется в соответствии с тем, где именно груз выходит за рамки имеющихся официальных габаритов. Если сзади автотранспортного средства, тогда и знак нужно ставить позади. Если груз выходит за нормы сзади и впереди, то в этой ситуации следует с обеих сторон установить опознавательные знаки. Это касается и выступающих боковых частей.
В зависимости от ситуации, знак могут дополняться фонарями или световозвращательными элементами. Как вы уже знаете, впереди ставят белые сигнализирующие фонари и световозвращатели, а для задней части автотранспорта предусмотрены красные сигнальные лампы и световозвращающие элементы. Их используют в ситуациях, когда на дороге наблюдается плохая видимость, либо перевозка осуществляется в тёмное время суток.
Наглядно можно видеть, что особенностей у перевозок негабаритных грузов достаточно много. Используемые знаки для распознавания негабаритного груза обязаны соответствовать актуальным требованиям ГОСТа.
Если заглянуть в нормативно-правовые документы, то понятия о знаке негабаритного груза вы нигде в официальных бумагах не встретите. Но это не означает, что использовать его не обязательно. В действительности негабарит считается просторечием, а правильно употреблять значение крупногабаритный. Именно его используют в правилах и законах.
Относительно знака о крупногабаритном грузе прописаны специальные требования. Согласно ГОСТу, это:
Подобные изделия можно приобрести в любом магазине автомобильных товаров. Но также по правилам не запрещается изготовить его своими руками. Единственной сложностью считается обязательное применение материала со световозвращающим эффектом.
Чтобы решить этот вопрос, можно использовать 2 метода.
Рисковать и пытаться сделать опознавательный знак своими руками, не самая лучшая затея. Инспектор может обратить внимание на несоответствие требованиям. А если знак не отвечает установленным стандартам, это приравнивается к нарушению за отсутствие знака. Отсюда следует внушительный штраф.
Есть несколько ситуаций, когда даже при правильном маркировании и соблюдении правил перемещения перевозку крупногабаритного, либо же негабаритного груза запрещают. Это касается специального автотранспорта, предназначенного для работы с нестандартными грузами, требующими наличия разрешения. На обычных водителей, которые просто на своей легковой машине решили перевезти очень длинные стройматериалы, к примеру, это не распространяется.
Крайне важно строго следовать ПДД, когда осуществляется доставка грузов, относящихся к категории повышенной опасности. Это вопрос не только личной безопасности, но также безопасности всех остальных участников движения.
Получение специальных разрешений является весьма ответственным и достаточно сложным мероприятием. Его лучше доверять транспортным компаниям, специализирующимся на доставке нестандартных по габаритам и весу грузов.
Касательно штрафов за негабаритные грузы применяются две статьи в Кодексе об административных правонарушениях. Но также здесь стоит обращать внимание на ПДД.
Одна статья применяется в отношении скорее обычных водителей, перевозящих нестандартные грузы на легковых автомобилях. Вторая статья более серьёзная, поскольку регулирует вопросы транспортировки, при которой требуется обязательное наличие специального разрешения.
Первая статья 12.21 касается нарушений правил при перевозке грузов. В качестве меры наказания инспектор может просто предупредить водителя, либо же выписать достаточно скромный штраф. Его размер составляет 500 рублей.
Статья этого нормативного документа распространяется только на те группы грузов, предметов и перевозимых товаров, в случае с которыми водитель или перевозчик не обязаны получать для выполнения доставки специальное разрешение. Предупреждение или же штраф выписывают в следующих ситуациях:
Ходит много споров относительно того, могут ли водителя лишить прав, если он неправильно транспортирует негабаритный груз. Если заглянуть в нормативные акты, то такого пункта в правилах нет.
Но есть один важный нюанс. И он вытекает из статьи 23.3 действующих правил дорожного движения. Согласно этому пункту, водитель не имеет права продолжать своё движение до тех пор, пока не устранит полностью все выявленные инспектором нарушения. Если инспектор оформил акт о правонарушении, ехать дальше автомобилист не имеет права. Сначала нужно устранить все огрехи, после чего можно продолжать движение.
Но куда более значимой считается статья 12.21.1 действующего КоАП. Тут речь идёт об ответственности за совершённое нарушение правил при передвижении крупногабаритного транспорта. Этот нормативный документ непосредственно касается грузов, на перевозку которых требуется получить специальное и обязательное разрешение.
Из этой статьи следует, какое наказание и штраф получит просто водитель ТС, должностное и юридическое лицо, а также непосредственный собственник ТС, если они осуществляют неправильную или незаконную перевозку негабаритного груза с нарушением действующих требований и без соответствующего разрешения.
Статья из КоАП предусматривает несколько ситуаций с правонарушениями:
Самая минимальная сумма штрафа предусмотрена для самих водителей, находящихся за рулём. Должностные или ответственные лица, а также юридические лица караются более серьёзными штрафами.
Наименьшая сумма штрафа составляет от 1 до 1,5 тысячи рублей. При этом в определённых ситуациях, опираясь на характер правонарушениях, виновная сторона может заплатить до 500 тысяч рублей штрафа.
Стоит учитывать, что в законодательстве и правовых документах практически всё до мелочей прописано в отношении таких грузоперевозок. Потому перевозчикам требуется особенно тщательно соблюдать правила погрузки, выгрузки, фиксации и непосредственно самой перевозки по дорогам общего пользования.
Нельзя забывать, что эти законы и нормы придуманы не на ровном месте. Все они стали результатом многочисленных ошибок, аварий и ДТП.