Страховой полис в наше время является необходимым инструментом безопасности для участников движения и имущественных интересов, связанных с транспортом. В нём можно предусмотреть разнообразные опции, которые будут влиять на его стоимость. Опытные водители, которые владеют дорогостоящими машинами, предпочитают не экономить на страховке, чтобы защитить себя от неприятных ситуаций на дороге.
Первое, что нужно знать каждому водителю, — существуют полисы страхования с ограничениями или неограниченные. Ограничение предполагает то, что к управлению автомобилем допускается лишь конкретный перечень водителей. Неограниченная страховка ОСАГО означает то, что её действие распространяется на любого человека с водительским удостоверением, даже если он на вписан в договор. Естественно, этот вариант обойдётся дороже, и он не связан с тем, какой водительский стаж у страхователя, то есть насколько он опытен.
Страховка ОСАГО без ограничений не позволяет передать управление машиной лицам, которые в ней не указаны. Это одна из причин, по которой у нас в стране она не пользуется должной популярностью. Другая причина — финансовая, ведь этот полис неограниченного страхования КАСКО или ОСАГО обойдётся дороже. Если одну и ту же машину эксплуатируют несколько водителей, то в полис можно вписать несколько человек или же сразу оформить защиту без ограничений. В последнем варианте в пункте 3 и в графе «Заключен в отношении неограниченного числа лиц» можно увидеть галочку-отметку. Примерно так выглядит страховка без ограничений на практике.
Многие автолюбители заслуженно интересуются вопросом: сколько стоит неограниченная страховка на автомобиль? Начать нужно с того, какие факторы оказывают влияние на её стоимость. В первую очередь, это стаж водителя и его возраст. Во вторую очередь, насколько безаварийным было его вождение. То есть чем водитель будет опытнее и осторожнее, тем меньше ему придётся заплатить страховой платеж. В случае, когда водителей будет допущено несколько, и у каждого свои индивидуальные параметры, то будет применяться максимальный по значению критерий.
Поэтому оформить страховой полис с ограничением очень просто. Если стоимость страховки без ограничений кажется довольно высокой, то будет применяться стандартный порядок. В процессе заполнения заявления владелец указывает, какие именно люди будут допущены к управлению, а реквизиты водительского удостоверения прописываются в бланке полиса.
Относительно высокая цена страховки без лимитов является её главным недостатком. После пересмотра базовых тарифов Центробанком и Министерством финансов коэффициенты, формирующие ее стоимость, не поменялись. Однако ответ на вопрос, какая страховка неограниченному количеству водителей дешевле кроется в повышающем коэффициенте, который на сегодняшний день равняется величине 1,8. Если в полис вносят конкретный перечень лиц, допущенных для управления, то его значение будет равно 1, то есть удорожания не будет.
Так называемая «открытая» страховка предполагает, что абсолютно любой водитель на законных основаниях может управлять конкретным транспортным средством. Для этого необязательно даже оформлять доверенность. Также нет необходимости уведомлять об этом страховую компанию. Личные данные каждого из допущенных за руль оказывают непосредственное влияние на цену полиса.
Основные преимущества выбора неограниченного ОСАГО очевидны. Нет нужды переживать о том, какой водитель сегодня или завтра будет находиться за рулем конкретного транспортного средства. То есть даже если случится ДТП, на него будет распространяться страховая защита. Главное, чтобы у него было водительское удостоверение, и он не находился под воздействием алкоголя или запрещённых препаратов.
Данный вид страхования целесообразен, когда собственнику автомобиля или одному из вписанных водителей не исполнилось 22 года и/или общий стаж вождения не превышает 3-х лет. Получается, что во время расчета страхового платежа всё равно будет браться максимальный коэффициент 1,8. На таких условиях есть смысл купить ОСАГО без ограничений и допустить к управлению ТС любого водителя, при возникновении такой необходимости.
Главные недостатки «открытого» полиса сводятся к следующим 2-м основным моментам:
В отличие от «открытого» договора, у неограниченной страховки есть ещё один недостаток. Каждый раз, когда надо допустить новое лицо к управлению транспортным средством, придется письменно уведомлять своего страховщика. Даже когда собственник находится рядом в салоне, не вписанному водителю запрещается управление машиной, иначе договор не будет действовать. Насколько дороже обходится один вид договора по отношению к другому, каждый решает для себя самостоятельно.
Начать следует с того, что представляет собой аббревиатура КБМ. Это коэффициент «бонус-малус», который на языке страховщиков можно перевести как «хороший и плохой». Другими словами, он обозначает собой скидку, на которую можно рассчитывать за езду без аварий. Этот параметр может быть как понижающим, так и повышающим. С его помощью страховая защита может подорожать для владельца авто либо подешеветь.
Нетрудно догадаться, что повышающий коэффициент применяется к тем водителям, которые часто становятся виновниками ДТП. Наоборот, те, кто долгое время не попадали в аварии, обычно получают скидку на оформление. Начальный коэффициент для вновь страхуемого автомобиля всегда равняется 1. Дальше он станет меняться исходя из количества ДТП за каждый год эксплуатации, снижаясь на 5% от этого значения. Размер наибольшей скидки может достигать 50% от базового платежа — то есть опытные водители теоретически платят в 2 раза меньше по сравнению с новичками.
С каждым наступившим страховым случаем размер КБМ станет снова возрастать. Если регулярно попадать в дорожные аварии, то удорожание страховки может достичь 2,5 раз. Не влияют на параметр бонус-малус страховые события, в которых застрахованное лицо не было признано виновным, то есть ДТП произошло из-за чужих ошибок. КБМ необходим и учитывается в тех случаях, когда речь идёт о страховке ОСАГО с ограниченным списком лиц, вписанных в договор. Для расчёта стоимости берётся в расчёт худшее КБМ из всего круга водителей, допускаемых к управлению ТС. Ещё один важный момент связан с вопросами владения и управления: страховая история владельца транспорта и его история в качестве водителя являются разными и учитываются отдельно при составлении ОСАГО.
Ещё несколько лет назад для того, чтобы управлять чужим транспортным средством, требовалось быть вписанным в полис ОСАГО, а также иметь доверенность от собственника машины на управление. Это приносило водителям лишние хлопоты, после чего в законодательную базу были внесены изменения. Теперь если водитель указан в страховке ОСАГО, то иметь доверенность на управление ему больше не требуется. Этот документ изъят из списка обязательных, которые могут затребовать инспектора ГИБДД.
Тот факт, что водитель отмечен в договоре ОСАГО конкретного автомобиля, подтверждает законность его пребывания за рулем. Совсем нетрудно вписать новое лицо в автогражданский полис. Для этого можно обратиться непосредственно в офис страховщика или приобрести договор в электронном виде. Доверенность от собственника потребуется теперь в строго ограниченных случаях. Например, если нужно выехать за пределы страны на чужом автомобиле, продать его, поставить на учёт или снять, пройти процедуру техосмотра или диагностической карты и пр.
Есть у страховки с ограничениями плюсы и минусы — в первую очередь, все упирается в величину страхового платежа. Для тех, кто не хочет выкладывать лишние денежные средства и заранее знает, что за руль сядут только избранные лица, есть смысл оформить ограниченного ОСАГО. Во всех остальных случаях ограниченная страховка может привести к конфликту при наступлении аварийного события.
Другой немаловажный момент: заключать договор с ограничениями, с перечислением конкретных водителей, разрешено только частным лицам. Поэтому, когда речь идёт о предприятии любой формы собственности, то договор всегда оформляют на не лимитированное количество водителей. Отличие ограниченной страховки заключается в том, что она не покрывает абсолютно все жизненные ситуации.
Сами страховые агенты рекомендуют выбирать тот или иной полис на основе необходимости и частоты допуска к управлению 3-х лиц. Несмотря на то, что стоимость полиса может казаться меньше, а оформление более простым, могут возникнуть сложности при переходе на ограниченный договор или оформлении нового автомобиля (расчет коэффициентов бонус-малус).
Водители, которые оформили себе полис без ограничений, могут не опасаться не только наступления ДТП, но и проверки со стороны инспекторов ГИБДД. Кроме того, такая программа позволяет прибегнуть к помощи совершенно сторонних водителей, например, когда они привлекаются по услуге «трезвый водитель». Для курьерский, таксомоторных и прочих компаний с большим штатом водителей она вообще незаменима и во всех других случаях, когда речь идёт о постоянном использовании автотранспорта.
Такую процедуру предусматривают все без исключения страховые компании. Всё, что требуется, — обратиться к своему страховщику с заявлением о необходимости внесения изменений. После пересчета условий страховщик выдаст полис с новыми условиями. Как правило, стоимость страховой защиты после этого будет пересчитана в большую сторону. Для того чтобы изменения вступили в силу, нужно внести в кассу доплату.
Чтобы узнать, существуют ли ограничения в страховке, необходимо заглянуть в тот раздел, где содержится информация о количестве водителей, имеющих право управления ТС. Если отмечена строка с названием «без ограничений», значит, машиной может управлять каждый, у кого есть действующие права с соответствующей категорией. В противном случае будут перечислены пофамильно лица, имеющие право управления.
Если заявление пишется не самим страхователем, а другим лицом, которому доверены полномочия, то от него попросят предъявить нотариальную доверенность. После внесения изменений страховая компания изымет старый полис, а взамен выдаст новый, в котором обязательно будет отметка и о первоначальном договоре, а также о причинах его переоформления. При получении нового полиса необходимо проверить корректность всех внесенных в него данных.
Максимально допустимое количество лиц, вписанных в один договор «автогражданки», законом не ограничивается. Формально их можно указать даже несколько десятков человек. Однако на практике в таких случаях рекомендуют оформить неограниченное ОСАГО, которое значительно упрощает взаимодействие сторон в спорных ситуациях.