К каждому автомобилю при его выпуске и продаже прикладывается детальное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. Помимо целого ряда информации, тут важно обратить внимание на оптимальный тип топлива, подходящий конкретному транспортному средству с тем или иным двигателем.
И ответственные автовладельцы строго следуют этим указаниям, заливая в бак топливо с таким октановым числом, как указывает автопроизводитель. Но это единственная характеристика, которую могут вписать в руководство инженеры.
На практике всё получается несколько иначе. Заливая АИ-95 или другую марку топлива, нет никаких гарантий, что залитый бензин полностью отвечает стандартам качества и изготовлен строго по технологии.
Потому одинаковый по своему обозначению бензин на различных АЗС имеет совершенно разное качество. И тут у автомобилистов возникает закономерное желание проверить горючее, убедиться в его пригодности и высоком уровне качества. Чтобы получить максимально точную оценку со всеми подробностями, образцы можно отправить в лабораторию. Но это долго и дорого. Автовладельцам куда интереснее и полезнее научиться проверять топливо в домашних условиях.
Существуют основные показатели, определяющие уровень качества заливаемого в машины бензина. Но само понятие качества достаточно условное и относительное.
У нас могут продавать горючее, которое превосходно перерабатывают двигатели отечественных автомобилей. Но если такой же бензин залить в иномарку, возникнет целый ряд побочных эффектов и неисправностей, связанных именно с несоответствием качества бензинам техническим характеристикам мотора.
На вопрос о том, чем же определяется качество используемого на автомобилях бензина, можно ответить, что октановым числом. Но проверить все физико-химические свойства реально лишь в лабораторных условиях. Потому существуют способы и методы, по которым качественные характеристики определяются в домашних условиях. Точность не максимальная, но отличить хорошее горючее от плохого автомобилист точно сможет.
Большую роль в этом вопросе играет сам производитель. Компании хотят повысить продажи, то есть привлечь к себе большее количество клиентов. Но параллельно они стремятся снизить себестоимость производства топлива. Для таких целей обычно применяется целый ряд присадок и добавок, повышающих октановое число и остальные характеристики.
Но не только от производителя зависит качество того бензина, который продаётся на АЗС. И тут важно уточнить, от чего ещё.
Можно с уверенностью говорить, что конечное качество продукта зависит от нескольких факторов:
Именно на заправках очень любят разбавлять и вносить некоторые изменения в топливо. Всё это направлено на получение личной выгоды и дополнительного заработка. Потому не стоит возлагать всю вину на низкое качество бензина исключительно на производителя.
Водители, имеющие богатый опыт в эксплуатации автомобилей, предъявляют достаточно высокие требования в отношении бензина. Какие именно, понять не сложно. Это требования к качеству, эффективности, отсутствию лишних присадок и разбавки.
Определённые требования предъявляются к каждому типу бензина, в зависимости от его классификации по ГОСТу. И если предъявляемые требования не выполняются, такое топливо не может продаваться на АЗС. Чтобы добиться нужных показателей, которые в основном сводятся к повышению октанового числа до требуемого значения, в ход идут присадки и добавки. Повышая октановое число, всё равно общие показатели качества могут снижаться.
Определить, что в бензобак было залито плохое горючее, можно по нескольким характерным признакам:
Все эти признаки исключительно косвенные. Но если один или несколько из представленных симптомов проявились сразу после заправки на новой для автомобилиста АЗС, тогда стоит принять это во внимание. Вряд ли будет правильно в следующий раз снова заезжать сюда. Лучше поискать другую заправку.
Если на регулярной основе заправлять машину плохим горючим, автовладелец сам подписывает приговор для своего транспортного средства. А если быть точнее, то для некоторых систем. Но они входят в число основообразующих. О нормальной эксплуатации придётся забыть.
Когда у автомобилиста нет достаточного опыта, он мало обращает внимание на посторонние стуки, шумы, не понимает, насколько динамичной должна быть машина и как двигатель обязан реагировать при нажатии на педаль газа. Их не заботит, что автомобиль потребляет слишком много топлива, ссылаясь на эксплуатацию в городских пробках и прочие факторы.
Самое неприятное в этой ситуации то, что о последствиях владелец узнает уже в сервисном центре, куда он всё же решил заехать в рамках планового ТО, либо заподозрив что-то неладное. Если поломка оказывается серьёзной, и степень износа выходит за рамки, когда ещё можно было обойтись ремонтном, необдуманное посещение АЗС превращается во внушительный счёт за восстановление авто.
Но нужно реально понимать, к чему приведёт постоянное использование топлива, качество которого не соответствует требованиям:
Во многом последствия и скорость и проявления зависит от уровня низкокачественного бензина. Некоторые варианты топлива могут постепенно выводить двигатель и топливную систему из строя, но явные признаки проявятся только через несколько месяцев. В других же случаях плохое горючее почти сразу даёт о себе знать, и через несколько дней после заправки владелец машины вынужден будет оправить авто в автосервис для диагностики и ремонта.
Каждый автомобилист обязан знать следующее. Когда машину заправляют некачественным топливом, его рекомендуется при первой же возможности в полном объёме слить из бензобака. Затем выполняется промывка бака, топливопровода и чистка форсунок. Нельзя давать двигателю долго работать на таком топливе.
Будет ещё лучше, если у вас имеется чек после посещения АЗС. У автомобилистов есть законное право требовать проведения экспертизы образца. Если она покажет, что качество действительно низкая, руководство автозаправки обязуется покрывать ущерб. Причём это касается не только технического, но и морального вида ущерба.
Чтобы не сомневаться в топлива, многими автовладельцами регулярно выполняется проверка залитого бензина на предмет его качества. Так некоторые выбирают себе подходящую АЗС. При каждом посещении заправки проверку проводить не обязательно. Но периодически выполнять подобные манипуляции стоит. Это даст понять, не снизилось ли качество, и не нужно ли искать другую АЗС.
Теперь более конкретно стоит поговорить о том, как можно проверить качество залитого бензина самостоятельно, не обращаясь в специализированные лаборатории. Их услуги стоят дорого, плюс результаты придётся ждать долго. Поскольку расходы на проверку вряд ли кто-то будет покрывать, обычные автомобилисты от услуг лабораторий отказываются.
Целью проверки является выбор подходящей АЗС, куда автовладелец сможет без опасений регулярно заезжать и наполнять бак бензином.
Если вы ещё не определились с выбором, можно посетить несколько заправок, которые вам подходят по тем или иным причинам, и собрать образцы. Уже затем в домашних условиях вы сможете узнать, где конкретно качество горючего самое высокое.
Существует несколько методов самостоятельной проверки, каждый из которых во многом позволяет получить ответы на актуальные вопросы. Использовать один метод или сразу все, решайте сами.
Несмотря на разнообразие показателей качества бензина, самым простым и для многих наиболее эффективным считается проверка запаха.
Если у вас всё хорошо с нюхом, можно довериться обонянию, и попробовать определить качество сугубо по запаху. Сам по себе бензин имеет очень характерный и выраженный аромат. Перепутать его с чем-то другим практически невозможно.
Топливо будет считаться плохим, если в нём чувствуются запахи масла, химических реагентов и газа. Если вы ощущаете их присутствие, в топливо явно что-то добавляли, причём добавки точно не направлены на повышение качества продукта.
Ещё один вариант того, как самостоятельно проверить качество бензина в домашних условиях. Здесь будет проверяться факт вхождения в состав некачественных примесей.
Большой плюс метода в том, что сделать это можно ещё до фактической заливки сомнительного горючего в бак. Не обязательно наполнять бензобак топливом, чтобы определить наличие в нём опасных и вредных примесей, добавляемых для удешевления продукта или экономии чистого бензина.
Возьмите буквально каплю бензина, и капните её на кожу руки. Топливо обладает характерным свойством практически моментально испаряться, когда происходит контакт с кожным покровом человека. Если здесь присутствуют разные присадки низкого качества, после испарения чистого бензина на руке останутся масляные следы. Настоятельно рекомендуется опустить пистолет заправочного шланга обратно в колонку, и поехать на другую заправку.
Есть ещё один альтернативный вариант проверки вхождения в состав некачественных присадок. Сам по себе чистый бензин, который и должен по правилам продаваться на отечественных АЗС, имеет бледно-жёлтый цвет, либо вовсе является практически бесцветным. Это признак высокого качества.
Но на практике водители часто сталкиваются с топливом, которое имеет выраженный жёлтый или красный оттенок. Сами представители АЗС утверждают, что это якобы пакет специальных высокоэффективных присадок, которые добавляет производитель с целью улучшения характеристик и свойств. Верить таким аргументам или нет, дело лично каждого.
Но факт в том, что хорошее и чистое топливо всегда имеет бледный оттенок жёлтого, или же не имеет цвета вовсе. Выводы делайте сами.
Многие АЗС и сами производители грешат тем, что добавляют в бензин масло. Тем самым они увеличивают его объём при минимальных затратах. Всё направлено на получение дополнительной прибыли.
Но и тут есть простой способ, как самому проверить качество залитого бензина. Убедиться в наличии ли отсутствии масла в составе довольно легко.
Вам потребуется чистый лист белой бумаги или плотная салфетка. На неё капается несколько капель топлива. Нужно подождать, когда с материала горючее полностью испарится и бумага высохнет. И теперь посмотрите, что осталось в результате на бумаге.
Если на поверхности появилось жирное пятно, либо же бумага поменяла свой белый цвет на какой-то другой, то в этом бензине явно присутствует масло, либо какие-то посторонние примеси. Когда топливо высококачественное, после такого эксперимента бумага остается сухой и чистой.
Ещё более неприятной ситуацией можно справедливо считать разбавление топлива обычной водой.
Для таких ситуаций народные умельцы тоже придумали эффективный метод определения качества бензина. Тут уже придётся провести небольшой, но всё же химический опыт.
Для проверки вам потребуется только само топливо, марганцовка и прозрачная ёмкость для наблюдения за результатом. Выполняется процедура следующим образом. Сначала в ёмкость наливается небольшое количество бензина. Хватит и 50 мл. Затем требуется насыпать буквально на краешке ножа порошковую марганцовку. Теперь наблюдайте за реакцией.
Когда топливо чистое и не имеет примеси в виде воды, никакой реакции не последует. Бензин как был одного цвета, таким же и остался. Но если в топливе присутствует даже незначительное количество воды, жидкость при смешивании с марганцовкой сразу приобретёт розовый оттенок.
Выполняя подобный эксперимент, не стоит злоупотреблять добавлением марганцовки. Если засыпать её слишком много, даже чистый бензин станет другого цвета. Тем самым получить точные результаты не получится.
Чтобы не ошибиться, используйте при проведении эксперимента соотношение компонентов 20 к 1 или более. То есть на 20 грамм бензина используется не более 1 грамма порошка марганцовки.
В топливо также часто добавляют смолсодержащие присадки. Они направлены на искусственное повышение октанового числа. Но параллельно смолы активно загрязняют топливную систему и особенно вредят камере сгорания. Оседая на поверхностях, где происходит воспламенение и горение топливовоздушной смеси, постепенно это приводит к нарушению нормальной работоспособности двигателя.
Допускать накопление смол в моторе категорически нельзя. Потому существует способ, как можно проверить качество используемого бензина. После проведения такого эксперимента вы узнаете, стоит ли посещать эту автозаправочную станцию, или нет. Только рассматриваемый эксперимент не предусмотрен для проведения в домашних условиях.
Также не стоит его выполнять около АЗС или иных легковоспламеняющихся объектов, предметов и сооружений. Но всё не так страшно и опасно.
Лучше всего будет выйти на улицу и провести тест бензина под открытым небом. Объясняется это необходимостью поджигать топливо, что дома делать не стоит.
Вам потребуется прозрачное стекло или стеклянная колба небольшого объёма. В неё заливается проверяемое топливо и поджигается. Слишком много заливать не нужно, поскольку для получения ответа достаточно сжечь буквально 10-20 миллилитров.
Подожгите бензин и дождитесь, пока жидкость полностью выгорит. А теперь самое интересное. Берите стекло или ёмкость, и проверяйте его состояние после сгорания топлива. Если бензин чистый и высококачественный, вы увидите на стекле исключительно белый след. Это нормально и даже очень хорошо, поскольку опасения относительно опасных примесей не были подтверждены.
Но когда следы становятся жёлтыми или коричневыми, это однозначно плохой признак. В используемых присадках точно присутствовали смолы. Потому частая эксплуатация автомобиля на таком топливе может привести к опасным и дорогостоящим последствиям.
Никто не будет оспаривать тот факт, что использование высококачественного бензина является одним из условий успешной, длительной, безотказной и эффективной службы автомобиля.
На проверку топлива даже с нескольких автозаправочных станций уйдёт максимум несколько часов. А вот ремонт машины, которая пострадает из-за заливки некачественного горючего, может занимать дни и недели, дополнительно отбирая внушительную часть вашего бюджета.
Не зря опытные автомобилисты, когда покупают машину, изначально посещают несколько потенциально подходящих АЗС. И по результатам эксплуатации, и по поведению автомобиля определяют, где топливо оказалось самым качественным. При этом они даже не обращают внимание на то, что на другой заправке бензин дешевле на пару рублей. Это совершенно незначительная разница, которая даёт лишь мнимую экономию.
Заправляясь дешёвым бензином, вы обрекаете автомобиль на проблемы и неисправности. Они могут проявиться не через неделю и не через месяц. Но последствия от вредных примесей имеют накопительный характер. Постепенно узлы и системы будут загрязняться, едва заметно начнут падать характеристики и показатели. И в какой-то момент всё это обернётся дорогостоящим ремонтом.
Не стоит недооценивать важность хорошей, проверенной и с положительной стороны зарекомендовавшей себя автозаправочной станции. Не рассчитывайте сэкономить, заправляясь дешёвым и наверняка низкосортным горючим. Пусть на АЗС написано, что это АИ-95, такое топливо существенно отличается по качеству от бензина на хорошей заправке. Реальная экономия с долгосрочной перспективой наступает лишь тогда, когда двигатель работает на высококачественном горючем.