С развитием мирового автопрома на отечественных дорогах появляется всё больше транспортных средств, более или менее привередливых к топливу. При этом у автовладельцев возникает всё больше вопросов относительно качества бензина.
Государственными стандартами России определены 4 вида топлива: 80, 92, 95, 98. Номер марки обозначает показатель октанового числа бензина, которым характеризуется степень стойкости горючего к самовоспламенению при его сжатии в двигателе внутреннего сгорания. То есть, чем выше октановое число, тем меньше способность к самовозгоранию. В этом и заключается основная разница марок топлива.
С практической точки зрения при использовании 92-го бензина в двигателе происходит постепенное воспламенение, не слишком взрывообразное. Пламя распространяется мягко, а процесс горения более длительный, чем в случае с 80 маркой бензина.
При использовании 95-го бензина распределение пламени происходит еще более равномерно, наряду с увеличением срока горения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что 95 бензин лучше. Но не стоит торопиться с выводами.
Станции автомобильных заправок предоставляют автомобилистам небольшой выбор топлива. Зачастую владельцам транспортных средств, оснащённых бензиновыми моторами, приходится делать выбор между 92 и 95 марками. Несмотря на то, что рекомендации автопроизводителей сводятся к использованию 98 марки бензина, наиболее популярными остаются 92 и 95, что во многом объясняется лимитом бюджета. Но, каким бензином лучше заправляться, для большинства остается вопросом.
Единицы производителей в приготовлении бензина используют качественное сырье, ведь гораздо проще поднять цену вместе с мнимыми преимуществами за счёт добавления присадок. Исходя из этого, большинство водителей отдают предпочтение более чистому 92-му.
Производство бензина предполагает обогащение топлива специальными добавками (присадками) для того, чтобы повысить КПД моторных систем автомобилей.
В качестве самостоятельного сегмента топливные присадки стали выпускать с целью повышения качественных характеристик бензина.
Существует 4 типа присадок:
Сегодня присадки пользуются большим спросом на рынке, что послужило появлению большого количества производителей топливных добавок. Наиболее популярные из них представлены в следующем списке:
Теоретически польза от присутствия в составе топлива добавок очевидна. Однако многие эксперты утверждают, что от большого содержания присадок качество бензина только ухудшается.
Примеры разрушительного действия добавок:
Для таких элементов присадок, как нафталин, характерно накапливание на стенках топливной системы с последующей интеграцией в осадок. Как следствие, автовладелец получает быстрое загрязнение фильтров.
Этанол при постоянном использовании или передозировке способен разъесть прокладки в двигателе, результатом чему станет стук клапанов и детонация.
Марганец, несмотря на способность повысить качество топлива на 3 – 6 единиц, может вывести из строя нейтролизатор и свечи, вследствие чего повысится плотность выхлопных газов.
На сегодняшний день АИ-95 отличается от АИ-92 количественным содержанием присадок. При этом качество топлива зависит от правильности пропорции состава.
Двигатель внутреннего сгорания функционирует посредством воспламенения смеси, состоящей из воздуха и топливных паров. Во время возгорания происходит процесс толкания поршня за счёт увеличения смеси в объёме (расширения под воздействием температур).
При высокой степени сжатия интенсивность давления на поршень увеличивается, соответственно, повышается КПД топливной системы и двигателя при стандартном расходе топлива. По этой причине большое число автолюбителей считает целесообразным отдавать предпочтение системам, рассчитанным на работу с высокой степенью сжатия.
Для эксплуатации моторных систем с высокой степенью сжатия предназначено топливо с большим октановым числом. Основное отличие 92 и 95 марок бензина заключается в показателе степени его стойкости.
Попытки смешивания двух видов бензина обусловлены желанием универсализировать их лучшие свойства и сэкономить. На базе АИ-92 осуществляется производство бензина с большим октановым числом. Это самый распространённый, благодаря своей простоте, способ повышения качественных характеристик топлива путём добавления различных технологических присадок. В то время как производство чистого бензина предполагает наличие соответствующего нефтесырья.
Отсутствие качественного топлива и желание сэкономить побуждает автовладельцев экспериментировать и рождает вопрос, смешивается ли бензин разных марок, и что будет, если смешать 92 и 95 бензин в рамках одного бака.
АИ-95 и АИ-92 имеют не только разное октановое число, но и плотность. Знание элементарных законов физики даёт понимание того, что более плотный и тяжёлый АИ-92 оседает на дне бака, в то время как лёгкий и менее плотный АИ-95 стремится вверх. Отсюда вывод, что две разных марки топлива, совмещённые в одном баке, будут расходоваться по очереди.
Значит путём смешивания достичь значительного улучшения в работе силового агрегата не получится.
Хотя современные моторы рассчитаны на возможность приспосабливаться к разным категориям топлива, нужно учитывать, что заправка бензином с пониженным октановым числом, снижает мощность двигателя, что увеличивает расход топлива.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует снова вспомнить о сути значения октанового числа – показателя детонационной стойкости бензина. Учитывая, что разница между двумя марками бензина невелика (АИ-92 выдерживает степень сжатия до 11; АИ-95 – до 12,5), можно сделать следующий вывод:
Если двигатель автомобиля рассчитан на работу с применением 92-го бензина, то заправка 95-м окажет благоприятное воздействие на силовой агрегат, поскольку вероятность произвольного самовозгорания ещё больше снижается.
Последствия использования топлива с более низким октановым числом, чем рекомендовано автопроизводителем, приведёт к детонации. На этот случай в современных автомобилях предусмотрен датчик детонации, корректирующий угол зажигания. А все мифы о горящих клапанах – это наследие прошлого, дошедшее со времен карбюраторных машин. Если заливаете 92 вместо 95, то «умный» автомобиль, опираясь на датчики ЕБУ, самостоятельно запустит алгоритм повышения КПД.
В полной мере дилемма, какой бензин лучше, будет решена, когда производители топлива станут придерживаться норм производства и европейских стандартов качества. А пока что можно рассчитывать только на возможности современных авто к саморегуляции.